Просмотр содержимого документа
«Проект "Планеты Солнечной системы"»
Городской конкурс семейных проектов” Вместе”
Номинация: “ Постигаем сложное”
Тема: “ Планеты Солнечной системы”
Авторы проекта: ученица 2 “Д” класса Лебедева Мария,
Лебедева Евгения Валерьевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «СОШ №54» г. Магнитогорска
Руководитель проекта: Сусина Елена Александровна
Магнитогорск
2021
Оглавление
Введение 3
Глава1. Теоретическая часть. 4
1.1 Как и когда возникла Вселенная. 4
1.2 Солнечная система 4
Глава2. Практическая часть. 7
2.1 Команда проекта и сфера ответственности каждого. 7
2.2. Дорожная карта проекта 7
2.3 Ресурсы проекта 8
2.4 Создание макета Солнечной системы 8
Сначала мы сделали эскиз работы. 8
Заключение 12
Список литературы. 13
Введение
Каждый человек любит смотреть на звёзды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чём-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.
Мне тоже интересен космос! Ведь сколько там всего ещё загадочного и неизведанного! На уроках окружающего мира мы познакомились с планетами Солнечной системы и созвездиями. Это очень интересно! И мне захотелось больше узнать о космосе и о Солнечной системе. Поэтому я решила собрать как можно больше информации об этом в проекте “ Планеты Солнечной системы”.
Моя мама, Лебедева Евгения Валерьевна тоже заинтересовалась этой темой. Мы даже поспорили с мамой. Она помнила то, что в школе им говорили о том, что планет 9. А у нас в учебнике их- 8. Этот спор только подогрел наш интерес. Мы вместе читали литературу, смотрели презентации и фильмы. Нам очень интересно было узнать о том, как возникла наша вселенная, как выглядят планеты, есть ли условия для жизни на других планетах.
Проблема: при изучении темы и работе с дополнительной литературой у меня возникало очень много вопросов. И чтобы лучше понять материал и помочь одноклассникам в освоении этой темы, я решила создать наглядное пособие «Планеты Солнечной системы».
Мы поставили цель:узнать как можно больше о планетах Солнечной системы и создать макет «Солнечная система»
Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить информацию по заданной теме в разных источниках: книги, журналы, интернет.
4. Сформулировать выводы и представить проект на защиту
Результатом проектной деятельности является макет «Солнечная система»
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что данный макет можно будет использовать на уроках окружающего мира и по нему изучать строение Солнечной системы.
Глава1. Теоретическая часть. 1.1 Как и когда возникла Вселенная.
Одним из основных является вопрос: «как появилась Вселенная?». Однозначного ответа на данный вопрос нет, и вряд ли будет получен в скором времени, однако есть несколько версий зарождения нашей Вселенной.
Первая говорит о том, что всё создал бог. Некоторые учёные считают, что вселенная могла возникнуть из чёрной дыры. Есть еще несколько сложных теорий, но самая распространённая - теория Большого взрыва.
Большинство ученых считает правильной теорию Большого взрыва. Большой взрыв – это теория, и споры ученых не прекращаются до сих пор, исследования продолжаются.
Как теория большого взрыва объясняет происхождение солнечной системы? 14 млрд лет назад … Тогда не существовало ни пространства ни времени, все было сосредоточено в плотном ядре, наполненном теплом и энергией. Внезапно оно стало расширяться, и произошел невероятной силы взрыв, который и назвали Большим взрывом. Этот взрыв породил все, из чего состоит наш мир: элементарные частицы и связывающие их силы. По мере остывания и расширения Вселенной из огромного множества этих элементарных частиц стали возникать сгустки, которые медленно объединялись в более крупные объекты. Из них постепенно образовались звезды, галактики, планеты.
В том числе и наша галактика, которая называется Млечный путь. Ученые считают, что Солнечная система образовалась 5 млрд. лет назад.
1.2 Солнечная система
Солнечная система – это совокупность планет, планомерно вращающихся вокруг Солнца – звезды, во много раз превышающей их по своим размерам и массе. В состав Солнечной системы входят не только планеты, ей принадлежат их спутники, астероиды, кометы и бессчетное количество метеорных элементов. В Солнечной системе живут самые разнообразные обитатели: Звезда Солнце, 8 планет, 5 карликовых планет и малые тела.
В центре нашейсолнечной системы звезда по имени Солнце - гигантский газовый шар. Ее масса 330 тыс. раз больше массы земли. Солнечная энергия поддерживает жизнь на Земле, энергия возникает в результате ядерных реакций около гелиевого ядра и достигает поверхности через миллионы лет. Поверхность Солнца напоминает кипящий суп в глубокой кастрюле.
Диаметр Солнца в 109 раз больше земного. (Если представить что Солнце размером с грецкий орех, то земля будет в виде макового зернышка, расположенного на расстоянии 10 см от ореха). Масса Солнца примерно в 330000 раз больше массы Земли. Температура поверхности 5507 градусов Цельсия.
4 планеты относятся к планетам земной группы : Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Меркурий – ближайшая к солнцу планета.Самый маленький шар, состоящий из железа и никеля. Свое название она получила в честь древнеримского бога торговли и прибыли – Меркурия. Она обращается вокруг Солнца за 88 суток, в то время как Земля за 365. На Меркурии нет атмосферы и воды. Температура поверхности планеты от минус 173 до плюс 427 градусов Цельсия. Поверхность Меркурия почти однородно серая. У него нет даже защитного магнитного поля, чтобы защитить себя от беспощадного солнечного ветра.
Венера - шар желто-коричневого цвета. Самая жаркая планета солнечной системы. Но мы знаем, что поверхность Венеры удалось рассмотреть только тогда, когда ее поверхность сфотографировала станция, находящаяся на орбите Венеры. Сама планета буквально окутана очень плотной, мощной атмосферой, состоящей из углекислого газа и серной кислоты.
Земля - сине-зеленый шар, потому что на Земле есть вода. Планета тоже имеет атмосферу, но совсем другую, нежели на Венере. Земная атмосфера состоит, в основном, из кислорода, и она задерживает опасное солнечное излучение и вместе с тем сохраняет большую часть тепла. Атмосфера Земли из космоса выглядит очень тонкой. Если представить Землю в виде яблока, то атмосфера Земли не толще яблочной кожуры.
Положение Земли относительно Солнца уникально: вода здесь может находиться в жидком состоянии. На других планетах она либо испарилась, либо замерзла.
Изменение освещенности полушарий из-за обращения Земли вокруг Солнца, вызывает смену времен года. Земля имеет 1 спутник – Луна, который играет очень важную роль в регулировании климата на планете, она управляет приливами и отливами. Это единственное небесное тело в Солнечной системе, где побывал человек. Луна покрыта лунной пылью, которая образуется из-за постоянного столкновения микрометеоритов с ее поверхностью.
Марс - красный шар, потому что Марс еще называют красной планетой. Такой цвет объясняется тем, что поверхность этой планеты покрыта пылью из оксида железа(или попросту ржавчиной). На Марсе самые высокие горы во Вселенной, а вот и Олимп, она вздымается на высоту 20 км и занимает площадь размером с Англию.
Марс имеет два спутника: Фобос и Деймос.
Газовые гиганты в нашей солнечной планете представлены четырьмя самыми удаленными от Солнца космическими объектами. Это Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планеты данного типа имеют огромные размеры и состоят из водорода и гелия.
Юпитер - самый большой шар желто-коричневого цвета. Эта самая большая планета солнечной системы. А вот знаменитое Большое Красное пятно - это гигантская буря, которая бушует там, по меньшей мере, 300 лет.
Он превосходит Землю в объеме в 1320 раз. Температура минус 140 градусов Цельсия. Атмосфера состоит в основном из водорода и гелия. Юпитер имеет сильное магнитное поле (оно в 15 раз мощнее земного).У Юпитера на сегодняшний день известно 67 спутников.
Сатурн - шестая планета от Солнца. Вторая по величине планета Солнечной системы. Ее диаметр в 10 раз больше диаметра Земли. Атмосфера в основном состоит из водорода и гелия. Сатурн опоясан системой широких колец, состоящих из обломков льда и камней. В зависимости от положения планеты к наблюдателю, кольца либо видны, то исчезают из виду.
У Сатурна 62 известных спутника. Самый крупный из них – Титан. Единственный спутник планет газовых гигантов, на который садился исследовательский зон. По величине он второй в Солнечной системе. Титан превосходит по размерам Меркурий.
Уран – седьмая планета от Солнца, расположенная в 19 раз дальше Земли. Названа в честь греческого бога неба Урана. Температура поверхности отминус 214 до минус 205 градусов Цельсия. Состав атмосферы: водород, гелий, также метан, этан. У планеты 27 спутников..
Нептун - восьмая, самая далекая от Солнца планета. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 220 градусов. Атмосфера, аналогична атмосфере Урана – водород, гелий, метан, этан. У Плутона известно 14 спутников. Крупнейший спутник – Тритон.
Плутон - считался девятой планетой Солнечной системы с момента открытия в 1930 году до 2006 года. Сверх холодный шар из обледенелой породы, очень маленький – гораздо меньше Луны. Его диаметр всего 2300 км.
Плутон настолько удален от Солнца, что оно здесь кажется далекой яркой звездой. Вообще, оказывается по мере развития науки , в разные времена считалось, что в Солнечной системе то 6, то 7, то 8 , то 23 планеты.
Итак, мы познакомились со строением Солнечной системы. Узнали, какие небесные тела движутся вокруг Солнца, что такое звезды и планеты, что такое спутники. Познакомились с каждой планетой Солнечной системы.
Глава2. Практическая часть.
2.1 Команда проекта и сфера ответственности каждого.
Над нашим проектом мы с мамой работали дружной командой.
На этапе поиска информации ведущая роль была за мамой Евгенией Валерьевной. Мама сопровождала меня в библиотеку, купила энциклопедию, искала фильмы и статьи в интернете. Материал был достаточно трудный, и мама объясняла мне то, что было непонятно.
Когда мы приступили к созданию макета, мама помогла мне продумать алгоритм работы и выполняла только опасную работу с проволокой и клеющим пистолетом. Все модели планет делала я сама.
Так же мама и мой учитель Сусина Елена Александровна помогли мне оформить бумажный вариант проекта и сделали презентацию.
2.2. Дорожная карта проекта
Сроки
Содержание работы
Ответственные
10.09.2020- 20.12.2020
сбор материала по теме: чтение книг, просмотр фильмов
Лебедева Мария, Лебедева Евгения Валерьевна
21.12.2020-16.01.2021
систематизация полученной информации, оформление проекта
Лебедева Мария, Лебедева Евгения Валерьевна, Сусина Елена Александровна
17.01.2021
составление эскиза макета
Лебедева Мария, Лебедева Евгения Валерьевна
18.01.2021
составление алгоритма работы
Лебедева Мария, Лебедева Евгения Валерьевна, Сусина Елена Александровна
19.01.2021- 30.01.2021
изготовление моделей планет
Лебедева Мария
1.02.2021- 2.02 2021
сборка макета
Лебедева Евгения Валерьевна
3.02- 16.02.2021
подготовка к защите проекта
Лебедева Мария
17.02.2021
защита проекта в школе
Лебедева Мария, Лебедева Евгения Валерьевна
2.3 Ресурсы проекта
ресурсы ( материалы)
количество
цена
коробка
1шт
-
надувные шарики
9 шт
10 рублей
набор красок
1 шт
100 рублей
бумага
1 шт
6 рублей
клейстер
200 мл
-
проволока
1м
-
вата
небольшой кусочек
-
Итого: 196 рублей
2.4 Создание макета Солнечной системы Сначала мы сделали эскиз работы.
Потом надули воздушные шарики, соблюдая примерные пропорции в размерах планет.
Мама сварила клейстер.
Я обклеила шарики бумагой в несколько слоёв.
Работа хорошо просохла.
Я разукрасила модели согласно цветовым особенностям планет.
Для модели солнца я решила покрасить вату.
Для изображения космического пространства я использовала обычную коробку из картона.
Фон коробки разукрасила гуашью.
Модели просохли.
Мама собрала макет, используя клеевой пистолет.
Итог нашей работы.
Заключение
Закончив свою работу, я делаю вывод, что цель и задачи, которые я ставила перед собой в начале- выполнены.
В ходе этой работы я узнала, как менялись представления о строении Солнечной системы с давних времен до нашего времени, какие планеты входят в Солнечную систему, особенности каждой из планет. Узнала, что Солнечная система входит в состав галактики Млечный путь, и таких систем в нашей галактике может быть несколько.
Эта работа помогла нам сделать следующие выводы:
1. Известно, что в состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
2. Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь. Так же, что в атмосферу Земли входит кислород, необходимый для дыхания живых существ.
3. Предпосылки к жизни на других планетах не обнаружены, что позволяет сделать вывод о том, что жизнь на них не существует.
4. Результатом моей работы стало изготовление макета Солнечной системы.
Полученные знания пригодятся начальной школе на уроках окружающего мира, и в средней школе на уроках физики, математики, географии, и в старшей школе на уроках астрономии.
И еще я поняла, что наша Земля, такая маленькая в безграничном космосе, и нам всем вместе надо ее беречь для себя и для будущих ее обитателей.
Список литературы.
«Большая иллюстрированная энциклопедия школьника» - Махаон, 2014. – 504 с.
«Вселенная»: Научно – популярное издание для детей/ Гальперштейн Л.Я - М: ООО « Издательство « Росмэн- Пресс», 2002. – 214 с.
«Детская энциклопедия космоса». Автор Фарндон Дж. – Эксмо, 2011. – 144 с.
Детская энциклопедия «Астрономия и космос». Издательство «РОСМЭН» Москва 2010. – 305 с.
Бул Михаэль «Все обо всем. Космос», Москва, Астрель 2003. – 515 с.
Вайнберг А. «Детская энциклопедия Астрономии», ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2008 г.
«Моя первая энциклопедия. Космос», Москва РОСМЭН 2010.-412 с.