kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемное обучение в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос -  как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение в начальной школе.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»


















ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ







Выступление подготовлено

учителем начальных классов

Ключниковой Ольгой Николаевной









г.Кашира, 2018








ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос - как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за отметку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер.



Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация.

Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.

Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Это и было положено в основу проблемного обучения.


Проблемное обучение - организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей.


Умственный поиск - это сложный процесс, который, как правило, начинается с проблемной ситуации.


Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или новый способ решения проблемы. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности.


Слайд 6.


Выделяют основные условия успешного проблемного обучения:


- Необходимо вызвать интерес учащихся к содержанию проблемы;

- Обеспечить посильность работы для учеников с возникающими проблемами;


- Информация, которую учащиеся получат при решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане;


- Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.



Рассмотрим приёмы создания проблемной ситуации:

«Классическая» группа обеспечивает на уроке подлинно творческую деятельность, но осуществляют её разные лица: либо учитель лично, либо ученик сам, либо они вместе. При проблемном монологе учителя школьники наблюдают за его творческим процессом, следовательно, развивающий эффект здесь снижен. Проблемный монолог ученика является достаточно редким случаем, и на реальном уроке нельзя на него рассчитывать.

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогический действий:

А) Создание проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Б) Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

В) Побуждения к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»

Г) Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом: сначала поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать?», «Кто думает иначе?», «Кто может выразить мысль точнее?»

Пример 1. Урок русского языка, 4 класс, тема: «Склонение имён существительных»


Учитель

Ученики

- Прочитайте предложение.


- Найдите однородные члены в этом предложении.

- К какой части речи они относятся?

- Определите их род и падеж.

- Выделите их окончания.

- Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

-Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы)

- Старая женщина волновалась о сестре и дочери.

- Сестре, дочери.


- Это существительные.


Женский род, предложный падеж.

-е, -и.

- Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные. (Противоречие)

- Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема)


Пример 2. Урок русского языка, 3 класс, тема «Сложные слова»

Учитель

Ученики


- В словах выделите корень (Практическая работа)


- Все согласны?

- Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия)

- Какой же вопрос возникает?


- Придорожный, подберёзовик, выговор, придворный, перебегает, мухоловка.

Да, согласны. Нет. Мухоловка – т.е. ловить мух, два слова, значит два корня?


- Кто прав? (Учебная проблема)


Пример 3. Урок математики, 4 класс, тема: «Задачи на проценты»

Учитель

Ученики

- Предположим, что сначала цена товара была равна А. Затем цена повысилась на 10%, а в новом году снизилась на 10%. Изменилась ли первоначальная цена на товар? (Вопрос на ошибку!)

- Давайте посчитаем. Цена товара была 100 рублей. После повышения на 10% цена стала 110рублей. А после понижения на 10% стала 99 рублей. (Предъявление научного факта)

- Итак, что вы сказали сначала? А что оказывается на самом деле?


- Какой же сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы)

- Цена товара не изменилась. (Житейское представление)





- Испытывают удивление. (Возникновение проблемной ситуации)




- Что цена не изменится. А цена уменьшилась. (Осознание противоречия)

- Задачи на проценты. (Учебная проблема как тема урока)


  1. Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входит разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Так. Кто думает иначе?»

Например: урок русского языка, 4 класс, тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Учитель

Ученики

- Прочитайте слова (Слова записаны на доске)

- Чем все эти слова похожи?


- А чем слова отличаются?


- Над какой темой будем работать? (Побуждение к формулированию темы урока)

- Душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

- Это существительные с шипящими на конце.

- В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.

- Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (Учебная проблема как тема урока)



3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы¸ случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрации непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.


Приём «Яркое пятно»

Классный час в 1 классе.

Тема: «Правила поведения в классе».

Выходят два ученик а в костюмах Мальвины и Буратино.

Буратино: Меня никто не любит и дружить со мной не хочет!

Мальвина: А как ты общаешься? Меня дёргал за косички, а Пьеро ты толкал и обзывал!

Буратино: Подумаешь! У нас все дети себя так ведут! Правда, ребята? (Обращается к классу).



Приём «Актуальность». Урок математики, 4 класс, тема: «Проценты»

– Сегодня на уроке мы начинаем новую тему, а какую вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в магазин и видите объявление: «В дневные часы у нас скидка 10 …». Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,5…». По телевизору идёт реклама, и вы слышите: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13…». Как видите, термин «процент» прочно вошёл в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, например, награждение орденами и медалями.

Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Проблемное обучение в начальной школе.

Автор: Ключникова Ольга Николаевна

Дата: 20.01.2020

Номер свидетельства: 536625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(63) "sozdaniie-probliemnoi-situatsii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "277722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452959558"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Проблемное обучение в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(45) "probliemnoie-obuchieniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "224143"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438521751"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения. "
    ["seo_title"] => string(78) "formirovaniie-uud-v-nachal-noi-shkolie-v-kontiekstie-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246957"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446479273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Актуальность технологии проблемного обучения  в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(72) "aktual-nost-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151445"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420708425"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_effektivnosti_urokov_cherez_primenenie_i_ispolzovanie_sovremennykh_ob"
    ["file_id"] => string(6) "612087"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1661322831"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства