Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов.»
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов»
(« Здоровьесберегающая составляющая в школьной системе воспитательной работы»)
учитель
начальных классов
Логвинова Л.В.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов.
"Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".
В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны - это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.
Все выше перечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость- это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?
Учителя начальной школы (в частности я) стараются активно внедрять здоровьесберегающие технологии обучения.
. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Каков же предполагаемый результат? Какого же выпускника начальных классов в итоге мы хотим перед собой видеть?
-Ребенок должен знать и применять в жизни первоначальные навыки личной гигиены.
-Должна сформироваться личность, стремящаяся быть здоровой душой и телом.
-Школьник должен быть убеждён, что алкоголь, курение, наркотики приносят непоправимый вред здоровью человека.
Использование приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведется в следующих направлениях:
1. Создание здоровьесберегающей среды.
2. Физическое развитие.
3. Организация уроков с использованием приемов
здоровьесберегающих технологий.
4. Внеклассная работа.
Отдельное внимание в школе отводится гигиене: все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки (в классе храниться жидкое мыло и полотенце). Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются.
В кабинетах начальной школы комплекты новой мебели, в которых парты можно регулировать под рост ученика. Соблюдается питьевой режим, с этой целью в классах имеются аппараты для питьевой воды "Росинка».
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Время начала физкультминутки выбираю, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление (чаще всего в середине урока).
При проведении физкультминуток учитываю 2 условия:
Состав упражнений должен зависеть от особенностей урока;
Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном уровне. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области лица,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью.
Пропаганду здорового образа жизни веду, практически, на каждом уроке.
На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье. Например: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись.Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду.
На уроках окружающего мира: разговор о правильном питании школьника, составление режима дня, рисование плакатов на тему: «Шум здоровью вредит».
На уроках математики: задачи с познавательным содержанием. Например: Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. На сколько % больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?
Ответ: на 40 %.
- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.
Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организую такую работу по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Так же использую:
- работу в парах;
- фронтальный опрос с использованием мяча, шарика или какой- либо игрушки.
Элементы игры использую также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:
- хлопанье в ладоши;
- поднятие руки;
- сигнальные карточки различного цвета.
Приемы с элементами соревнования использую и на уроках математики (например, эстафета по рядам на знание таблицы умножения), и на уроках русского языка (« Составь цепочку из словарных слов»), и на других уроках.
Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми.
Уже третий год вместе со всей школой наш класс активно принимает участие в праздниках здоровья. В этом году мы выходили на берег реки Кумы. Вместе с родителями организовывали веселые старты, игры, конкурсы, посиделки у костра, пикник. Затем в классе был проведён конкурс рисунков на тему: «Быть здоровым – хорошо» и выпущена газета о проведённом дне здоровья.
Регулярно я провожу классные часы с беседами о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках. Так же на классных часах использую материалы программы
« Разговор о правильном питании». Планирую использовать программу
« Все цвета, кроме чёрного», о которой расскажу подробнее.
«Все цвета, кроме черного»
Программа для детей начальной школы
по профилактики наркотизма
(М.М. Безруких, А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова)
Почему же у комплекта такое название «Все цвета, кроме черного»? Жизнь интересна, многолика, красочна, но неумение общаться с людьми, дурные привычки омрачают ее и вредят здоровью. От каждого из нас зависит, какой будет наша жизнь, в какие цвета мы ее раскрасим.
Учебно – методический комплект « Все цвета, кроме черного» направлен на достижение следующих результатов:
полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Цель проекта «Все цвета, кроме черного» — формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Комплект состоит из методического пособия для учителей, рекомендаций для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2,3,4 классов.
Методическое пособие содержит информационную справку, позволяющую педагогам ориентироваться в теме ранней профилактики наркотизации, а также комментарий к каждому учебному занятию.
В рабочих тетрадях кроме необходимых и доступных детям знаний предлагаются разнообразные задания, выполнение которых позволит ребенку лучше усвоить материал каждой темы.
тетрадь
«Учусь понимать себя» (2 класс)
Занятия тетради «Учусь понимать себя» помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научиться рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что не нужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими.
Занятие 1. Твои новые друзья.
Занятие 2. Как ты растёшь.
Занятие 3. Что ты знаешь о себе.
Занятие 4. Твоё настроение.
Занятие 5. Как ты познаёшь мир.
Занятие 6. Твои чувства.
Занятие 7. Как исправить настроение.
Занятие 8. Твои поступки.
Занятие 9. Твои привычки.
Тетрадь
«Учусь понимать других» (3 класс)
В этой тетради предлагаются задания, направленные на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
Занятие 1. Что изменилось за год.
Занятие 2. Как научиться разговаривать с людьми.
Занятие 3. Что такое интонация.
Занятие 4. Как научиться преодолевать трудности.
Занятие 5. Как понять друг друга без слов.
Занятие 6. Для чего нужна улыбка.
Занятие 7. Умеешь ли ты дружить.
тетрадь
«Учусь общаться» (4 класс)
Занятие 1. Что вы знаете друг о друге.
Занятие 2. Твой класс.
Занятие 3. Кто твой друг.
Занятие 4.Как научиться жить дружно.
Занятие 5. Как помириться после ссоры.
Занятие 6. Какой у тебя характер.
Занятие 7. Как воспитать свой характер.
Занятие 8. Как сказать «нет» и отстоять своё мнение.
Занятие 9. Фантастическое путешествие.
Брошюра для родителей включает сведения о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, факторах риска ранней наркотизации, способах организации ранней профилактики в семье.
Так же в рекомендациях для родителей представлены 27 полезных запретов, например:
1.Устанавливать правила на ходу.
2.Делать за ребенка то, что он может сделать сам.
3.Относиться к ребенку как к продолжению самого себя.
4. Забывать о том, что свободу ребенка следует ограничивать.
5. Оценивать ребенка как «хорошего» или «плохого».
127 полезных советов.
Приведу пример:
Чаще обнимайте, целуйте ребенка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребенок и так знает, как вы его любите.
2.Будьте для ребенка примером человека, который постоянно учится.
3. По возможности радуйтесь жизни. Замечайте красивый закат, хорошую песню, услышанную по радио, смешную передачу по телевизору, вкусный обед. Делитесь с детьми своей радостью.
Комплект может использоваться, как дополнительный материал на уроках по предметам Базового учебного плана, а также в рамках внеклассной работы в различных учреждениях образования. Возможно комбинированное использование комплекта: одна часть материала включается во внеклассную работу, другая — рассматривается в ходе уроков.
Выбор варианта остается за педагогом. Программа не предусматривает определение сроков ее реализации. Сроки реализации определяются самим педагогом с учетом важности конкретной темы для детской аудитории, заинтересованности детей, видов и формы организации занятий и т.п.