kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы:правильный выбор средств наглядности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе.»

45








Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе





Брюханова Надежда Александровна 


Учитель начальных классов МОУ СШ № 72 г. Волгограда








 

 









 СОДЕРЖАНИЕ



Введение …………………………………………….

3

Глава 1.

Теоретические основы использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе ………………………………………………….

5

1.1.

Использование средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов ………………………………………………..

5

1.2.

Классификация наглядных средств обучения в курсе естествознания начальной школы …………………….

9

Глава 2.

Пути использования наглядных и технических средств в обучении по курсу "Окружающий мир" …..

23

2.1.

Реализация принципа наглядности через использование информационных технологий ……….

23

2.2.

Методика работы с картографическими пособиями (картой, планом, глобусом) в начальной школе ……..

26

2.3.

Комплексное использование наглядных средств обучения в курсе естествознания начальной школы ...

33


Заключение ………………………………………

37


Список использованной литературы …...

39









ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы: правильный выбор и сочетание различных средств наглядности позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения. Но в последнее время появляются два противоречия: большие требования программы и однообразие используемых наглядных средств.

Курс естествознания в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области естествознания являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

Проблема исследования: заключается в том, что в условиях классных занятий, не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.

На уроках естествознания эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения естествознания в средней школе.

 Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках «Окружающего мира».

Предмет исследования: использование средств наглядности обучения на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

Цель исследования: выявить пути использования средств наглядности в обучении младших школьников естествознанию в курсе «Окружающего мира».

Задачи исследования:

  1. Определить сущность  понятия «наглядные средства  обучения» и принципы использования средств обучения;

  2. Изучить классификацию  средств наглядности;

  3. Раскрыть особенности  использования ИКТ на уроках  окружающего мира;

  4. Выявить значение  комплексного использования наглядных средств обучения на уроках окружающего мира.

При написании работы были использованы следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ  психолого-педагогической и методической
    литературы по проблеме использования наглядных средств.

  2. Анализ и обобщение передового педагогического опыта, с целью решения проблемы использования наглядных и технических средств обучения в практике работы учителей.

Гипотеза: если систематически применять различные наглядные средства уроках окружающего мира, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала и повышению уровня знаний учащихся на уроках начального естествознания.

Практическая значимость: Данная система работы имеет большое практическое значение и может быть использована учителями начальных классов как на уроках естествознания, так и внеклассных занятиях.


 
 
 
 

 Глава 1 Теоретические основы использования средств наглядности на

уроках естествознания в начальной школе


    1. Использование средств наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов.


Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. В древнем Египте, Греции, Риме, на Руси применяли наглядные пособия как средство, облегчающее учение школьников. Роль наглядности в преподавании естествознания общепризнанна.

Ян Амос Коменский выдвинул знаменитое "золотое правило", которое предусматривало непосредственное знакомство учащихся с предметами в натуре или изображением этих предметов. Это правило гласило: "… все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами". В основу познания и обучения он поставил опыт, а также теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но великая заслуга Я.А. Коменского заключается в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов. Он обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

И. Г. Песталоцци, вслед за Я. А. Коменским, изучал принцип наглядности обучения, который считал важнейшей основой обучения. Без применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, развивать мышление и речь. Он видел в наглядности единственную основу всякого развития. И.Г. Песталоцци дал более глубокое психологическое обоснование наглядности, чем Я.А. Коменский. Если Коменский рассматривал наглядное пособие как средство усвоения учебного материала, то  Песталоцци наглядность обучения преимущественно характеризует, как средство развития логического мышления.

Много ценных дидактических советов о том, как развивать и поддерживать в учениках интерес и внимание дал немецкий педагог Иоганн Герберт. Он считал, что на начальных ступенях обучения у детей должны создаваться такие представления, которые помогают усваивать последующий учебный материал.

В преподавании следует широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать сам предмет, надо продемонстрировать его изображение.

Глубокое психологическое обоснование использования наглядности в процессе начального обучения дал великий русский педагог К.Д. Ушинский . Он придавал особое значение наглядности при обучении детей, так как им, писал он, свойственно мыслить "формами, звуками, красками, ощущениями". По его мнению, принцип наглядности заключается в том, что преподаватель создает у учащихся ясные, конкретные представления об изучаемых предметах и явлениях. Следует добавить самостоятельности детей в процессе развития дара слова. Лучшим средством для этого служит наглядность. К.Д. Ушинский подчеркивал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаза, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания. Эти и другие утверждения выдающегося педагога, связанные с ролью наглядности в развитии наблюдательности, внимания, дара слова, мышления учащихся по-прежнему актуальны и в наши дни.

Таким образом, необходимо отметить, что наглядность не только выступает источником знаний, но и оказывает большое влияние на развитие учащихся. Применение наглядности способствует развитию мышления и речи, облегчает переход от конкретного к абстрактному, помогает организовать восприятие и внимание. К.Д. Ушинский значительно обогатил методику начального обучения, разработав ряд способов и приемов.

Павлович Сергеи Андронникович (1884-1976) - известный методист-биолог, много внимания уделявший преподаванию естествознания в начальной школе и оснащению уроков необходимыми наглядными пособиями. Во многих его статьях и книгах освещался вопрос правильного оснащения уроков естествознания и природоведения учебными пособиями, а также были даны описания изготовления этих пособий самими учащимися.

Валерьянова Екатерина Александровна (1885-1970) - методист по естествознанию в начальных классах. Много сил и времени она уделяла работе с учителями, подчеркивая большую роль и значение принципа наглядности при обучении естествознанию. Ею созданы "Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека" для учеников I, II, III, IV классов.Е. Ею создан ряд наглядных пособий и методических руководств к ним, в том числе диафильмов, диапозитивных серий, была консультантом учебных кинофильмов, автором ряда печатных работ в помощь учителю начальных классов.

Таким образом, вопрос использования наглядности в обучении с давних времен волновал педагогов, которые приходили к единому мнению:

  • применение наглядного материала улучшает процесс обучения учащихся;

  • обогащает детей яркими образами;

  • способствует активизации познавательной деятельности школьников;

  • развивает логическое мышление.

В своих трудах (Ушинский К.Д., Коменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж.) подчеркивали необходимость использования наглядности в обучении.

Принцип наглядности не потерял актуальности и в ХХ веке. Многие педагоги считают его одним из основных, например, Леонид Владимирович Занков писал: «…смысл принципа наглядности заключается в том, что в обучении надо основываться на непосредственном восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их изображений».

Таким образом, суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС»,  в основе которого лежат формирование компетентностного подхода и развитие универсальных учебных действий.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Новым в работе учителя в связи с введением ФГОС стали:

  1. новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);

  2. новое содержание образования (УУД);

  3. применение инновационных технологий (развивающего, проблемного, исследовательского обучения, наглядных средств, информационных технологий и т.д.);        

  4. переход на активные методы работы с учащимися (решение проблемных задач различного типа, исследование, проект и т.д.);

  5. новая система оценивания результатов (портфолио, мониторинг).

Активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация работы в группах подвижного состава, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.

Применяя средства наглядности на уроках естествознания для младших школьников, необходимо помнить о существовании следующих правил использования принципа наглядности:

  1. наличие достаточного количества наглядности;

  2. рациональное определение времени использования средств наглядности;

  3. устранение перегрузки урока наглядными средствами;

  4. привлечение к восприятию всех органов чувств;

  5. рациональное сочетание слова и средств наглядности.

 

1.2 Классификация наглядных средств обучения в курсе естествознания

начальной школы


В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлечённого мышления учащихся. В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всём их многообразии составляют несколько основных форм.

Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведет учащихся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов.

         При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений.       

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлён тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно "грубый" анализ объектов.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности даёт возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.

Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия.

Чтобы правильно подобрать наглядное пособие учителю необходимо ответить для себя на 3 вопроса:

  1. Зачем (с какой целью) используется это наглядное пособие?

  2. Где (в какой момент урока) будет использовано это наглядное пособие?

  3. Смогут ли учащиеся самостоятельно изготовить и работать с этим наглядным пособием?

Также существуют признаки, по которым можно и нужно отличать наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):

  1. Любое наглядное пособие – модель реального процесса либо видоизмененный процесс, явление и пр.

  2. Наглядное пособие – учебная модель, если она создается для лучшей организации познавательной деятельности.

  3. Наглядное пособие – всегда средство познания и обучения, а не цель. Оно приближает процесс познания к отражению оригинала, к представлению реальных предметов и явлений в природных или общественных условиях их существования.

  4. Наглядное пособие формирует чувственный образ, из которого на основе умозаключений делается вывод.

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.

Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса:

  1. при объяснении учителем нового материала;

  2. при закреплении его учащимися;

  3. во время повторения изученного материала;

  4. при проверке учителем знаний учащихся;

  5. во внеклассной, кружковой работе.

Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:

  1. натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов;

  2. изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают:

  1. образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.)

  2. схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).

Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.

Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.

Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:

    1. естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы;

    2. экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;

    3. картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение;

    4. объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии;

    5. звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов;

    6. символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция - развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;

    7. смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; функция - воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности.

В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид - печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации. Достоинства учебных картин - их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым, усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: "Грибы", "Береза и ель", "Птицы" и т. п.).

К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Они позволяют организовать разнообразную работу.

В одних случаях рисунки являются простой иллюстрацией к тексту: например, рисунки к урокам по теме "Времена года".

В других случаях рисунки подсказывают детям, какие слова нужно написать. К примеру, задание "Допишите предложение (1.Все животные ... . 2.Животные ..., но по-разному: ...)". Ученики могут выполнить задание по-разному, но рисунки в учебнике дают подсказки и дети выстраивают чёткие ответы. 1.Все животные питаются. 2.Животные передвигаются, но по-разному: летают, бегают, прыгают, плавают.

Наконец, по рисункам или фотографиям в учебнике учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы. (Сравни реку и море. Подумай, чем различается вода в реке и море. Проследи по рисунку путь воды-путешественницы. Какая река протекает в нашей местности? Куда она впадает?).

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, животные, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

Однако следует сказать, что не всегда школа по тем или иным причинам может располагать живыми растениями и животными. Поэтому для учебных целей создаются специальные натуральные наглядные пособия в виде гербариев, коллекций, раздаточного природного материала, муляжей, макетов, препаратов и др.

Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся консервированию и препарированию для учебных целей (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т. д.). Препараты используются на уроках окружающего мира как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, так и раздаточного материала для организации самостоятельной деятельности учащихся.

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. В начальных классах используются коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции используются при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

Модели, макеты, муляжи - это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели - часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся. В качестве демонстрационных пособий на уроках естествознания применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта, действующих вулканов.

Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя. Однако требование жизни - готовить школьников к самостоятельному труду - привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых, инструкционные карточки, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.)

Учебные кинофильмы и кинофрагменты. Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от 10 мин (одна часть) до 20 мин (две части).

В связи с широким внедрением в учебный процесс кинофрагментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа учителя.

Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, дидактического назначения. Готовясь к уроку с использованием учебного кинофильма, учитель обязательно просматривает его и знакомится с монтажным листом, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке, вопросы и задания по фильму к учащимся. Перед любым просмотром необходимо сформулировать учащимся цели демонстрации, дать вопросы, задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Их количество в начальных классах должно быть невелико, чтобы учащиеся смогли удержать их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся.

Учебные диафильмы. Диафильм - статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы.

Для начальных классов особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным.

Современные средства обучения на основе медиатехнологий обладают уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов.

Мультимедийные средства позволяют создавать новые формы визуальной информации, которая представляет интерпретацию моделей изучаемых явлений. И именно в этом заключается большой резерв повышения эффективности обучения;

  1. структурные, представляющие систему функциональной связанности представления учебного материала с опорой на понятийные, образные и действенные компоненты;

  2. диагностические, которые позволяют представлять разнообразные формы контролируемых тренинговых заданий, а также создание портфолио пользователя, в котором можно собрать все достигнутые им успехи и выявить траекторию дальнейшего самообучения и саморазвития;

  3. технико-технологические, в том числе требования к режиму работы и к изображению информации. Это могут быть собственные фотографии, рисунки, а также графические шаблоны из библиотек цифровых образовательных ресурсов или веб-сайтов.

Таким образом, из вышеизложенного становится очевидным, что идея наглядности занимала видное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Исследованиями принципа наглядности занимались многие видные ученые такие как Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци  и многие другие.  В настоящее время широкое распространение получили исследования  условий применения наглядности в педагогической практике. Принцип наглядности не потерял актуальности и в наши дни. Многие дидакты и педагоги считают его одним из основных.  

Принцип наглядности заключается в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала. Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения.

Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе.

Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы:

  1. натуральные и  изобразительные;

  2. образные, схематические условные.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем, в ряде случаев, необходимо комплексное применение разных видов наглядности.

Таким образом, средства наглядности наиболее важны в процессе обучения начальной школы. Они являются неотъемлемой частью образовательного процесса, формируя зрительный образ изучаемого материала.

ГЛАВА 2. Пути использования наглядных и технических средств в обучении по курсу "Окружающий мир".


2.1 Реализация принципа наглядности через использование информационных технологий.

Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п. Разработчики стандартов второго поколения во главу образования  ставят личность ученика,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся, которые хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться. В то же время ФГОС второго поколения не содержат какой-то новой информации об использовании в образовательном процессе компьютеров, электронных образовательных ресурсов и интерактивных досок, которые стали в школах обычным явлением.  Данные документы  содержат информацию о необходимом объеме знаний, умений, навыков, о компетенциях и видах деятельности, которые должен освоить ученик в результате обучения. Информационная образовательная среда становится все более открытой и «ребенок имеет возможность общаться с учителем за пределами класса», и это требует новой дидактики. Это совершенно справедливо. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Безусловно, каждому образованному человеку сегодня недостаточно книг и учебников. Всё более очевидным становятся требования современной действительности уметь пользоваться образовательной информацией, добывать её, воспринимать, анализировать. Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее? В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Использование ИКТ невозможно без специального технического оснащения. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.), моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект на другое место экрана или установить новые связи между объектами. Так, например, в первом классе учащиеся овладевают очень сложными для них графическими навыками, учатся ориентироваться на тетрадном листе. Например, отсканировав страницу рабочей тетради с печатной основой, мы имеем возможность показать правильный приём или образец работы сразу всему классу.

Презентация является мощным средством наглядности. Она незаменима, когда рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией рисунков, картин, фотографий. Использование анимационных эффектов позволяет акцентировать внимание на важных объектах, за счёт наглядности. Материал для уроков с интерактивной доской мы беру из интернет-сайтов, например «Интернет-сообщество учителей», «Учительский портал». Сайты постоянно обновляются, поэтому там всегда можно найти самые последние разработки. Это различные тренажёры, тесты, презентации по предметам. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и  Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. Эти диски содержат не только иллюстрации, видеосюжеты, но и тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. При разработке уроков мы часто сами создаем презентации, мультимедийные уроки. Презентационное сопровождение позволяет смоделировать те явления и действия, которые невозможно или затруднительно продемонстрировать в реальности. У младших школьников небогатая жизненная практика и для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы, например, по теме “Грибы”. Мало, кто из детей имеет возможность увидеть их воочию во всём многообразии. Использование ИКТ на уроках, где проводится практическая работа или опыт упрощает инструктаж, а затем помогает вывести готовый результат. При помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности. Ведь создание проектов позволяет не только получить навыки работы в программе, но и служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов. В наши дни учитель понимает, что он не является единственным носителем информации. Школьники могут самостоятельно найти материал по интересующим их вопросам в энциклопедиях, справочниках, Интернете. Роль современного учителя лишь направлять, контролировать учебный процесс. Учитывая, что учащиеся начальных классов испытывают потребность в новых впечатлениях, в поиске, новых открытиях, мы часто предлагаем им найти материал по какой-то теме, выбрать то, что их удивило, поразило и создать свою творческую работу. По желанию работа оформляется в виде реферата, доклада в рукописном либо печатном виде.

Но надо помнить о том, чтобы ученик около компьютера не чувствовал зависимости от него. Он должен осознать и принять мысль, что управляет компьютером человек, контролируя процесс от начала до конца.

Еще великий педагог К.Д.Ушинский сказал: «Детская природа   ясно требует наглядности. Учите ребёнка, каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…».


2.2 Методика работы с картографическими пособиями (картой, планом, глобусом) в начальной школе.


«Исключительное значение имеет карта в передаче сведений о пространственном размещении предметов на земной поверхности (направлениях, расстояниях, площадях, очертаниях, местоположении, пространственных сочетаниях). Обучение картографической грамоте имеет важное значение для развития детей, т.к. оно знакомит их с особым интеллектуальным искусством передачи человеческих знаний в географической форме. Нельзя к тому же забывать, что географический язык карты интернационален, он имеет в основном единую форму выражения у всех народов. Вот почему приобщение детей уже с раннего школьного возраста через карту к графичности нужно рассматривать как элемент общего образования»

Являясь языком, с помощью которого можно легче и притом точнее всего рассказать о пространстве, о взаиморасположении и форме объектов, карты становятся не только накопителями, но и мощными источниками информации. Всё больше входят они в нашу жизнь. К карте обращается в жизни любой человек, и она ему многое расскажет, если научиться ею пользоваться.

В содержании программы курса «Окружающий мир» есть темы, в которых изучается географический материал. В этих темах предусматривается работа с картой полушарий, с физической картой России, с контурной картой. В результате изучения этих тем дети должны знать названия материков, океанов, морей, крупных государств, их столиц, уметь показывать их. Различать условные обозначения карты, уметь показывать на карте и глобусе основные формы рельефа и водоёмы. Определять местонахождение изучаемых объектов на физической карте России.

Наблюдая за усвоением учащимися данных тем, я заметила, что дети младшего школьного возраста испытывают большие трудности при работе с географической картой. Ребятам трудно найти материк, город или какой-либо другой географический объект на карте, потому что у них ещё не сформировано представление пространства, не развито пространственное воображение, отсутствует понятие удалённости предмета в пространстве.

Чтобы младшему школьнику интересно было узнавать мир, чтобы он не боялся выходить к географической карте, чтобы карта являлась его помощником, настольной книгой, подсказчиком в ответах на уроке и способствовала развитию его познавательной деятельности, я сконструировала систему творческих заданий, помогающих ребёнку успешнее усвоить данный материал.

1. Из истории карт.

- Какие бывают карты? (варианты ответов)

Карты бывают разные: политические, физические, исторические, карты звёздного неба и много-много разных других карт. А сборник разных карт называется атласом.

- А знаете ли вы, ребята, что до наших времён сохранились древние карты?

- Люди создавали их с незапамятных времён.

- Самые ранние карты были созданы более четырёх тысяч лет назад. Их сделали на основании рассказов путешественников о тех местах, которые они повидали.

-Эта, например, выдавлена на глиняной табличке. (Использование фотографий как средства наглядности).

Уже в 1 классе дети знакомятся с материками и океанами. Чтобы легче и быстрее были усвоены эти понятия, использую следующие задания.

  1. Он бывает Тихий, бывает Индийский, Северный Ледовитый и  Атлантический. (океан)

  2. Чего на нашей планете шесть? (материков)

При изучении темы: Изображение Земли на глобусе и карте:

  1. На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

  1. Земля, как космическое тело. (планета)

  2. Что вы можете сказать о глобусе и карте?

  3. Что общего? А чем они отличаются?

Глобус – это модель Земли.

Карта – это плоское изображение земной поверхности

  1. Когда удобно пользоваться глобусом? (На уроках, выбирая маршрут для путешествия и т.д.)

  2. А когда неудобно? (В походе)

Глобус – это замечательное изображение Земли, но его неудобно носить с собой.

А географическую карту – рисунок Земли или её части – положил в карман и отправился в поход.

Можно предложить ученикам следующие задания:

  • По очертаниям узнай материк

  • Каждому ученику даются контуры материков, он должен верно разместить их у себя на столе, не заглядывая в карту.

  • По памяти нарисуй карту полушарий.

Играем в «лучшего знатока карты». Два ученика выходят к карте, а дети придумывают и задают вопросы, например:

- Покажи самый большой материк.

- Покажи материк-остров.

- Назови и покажи самый большой природный холодильник.

Кто отвечает быстрее и правильно, тот и лучший знаток географической карты.

Или вот такая игра «Узнай по описанию». Ученик выходит к доске, все закрывают глаза, а он показывает и описывает какой-то географический объект. После этого дети открывают глаза и называют, что он показывал. Например, первоклассник уже легко может дать такое описание: «Этот материк омывают два океана Атлантический и Индийский, он второй по величине после Евразии. Какой материк я показал?». Чем старше ученик, тем полнее и сложнее описание.

Предлагаю на уроках вопросы-загадки, например:

- Какой материк лежит сразу в трёх полушариях?

- Какой материк выходит ко всем океанам?

- Какой океан омывает все материки кроме Африки?

- Расскажи подробно, с использованием карты, от имени кенгуру (пингвина) о месте своего проживания.

Дети становятся старше, усложняются и задания:

  • Расположи названия материков в данной таблице: Северное полушарие Южное полушарие Западное полушарие Восточное полушарие.

  • Пират Флинт закопал клад на острове, но мне удалось добыть координаты этого места 5° с. ш. и 100° в. д. Где зарыт клад? (о. Суматра)

  • Дома составь по карте маршрут путешествия, как добраться до этого клада.

При изучении условных обозначений географической карты, использую такие задания:

    1. В данные предложения впиши подходящие географические понятия: Обозначены на карте зелёным цветом _____________. (низменности). Обозначены на карте коричневым цветом _____________. (возвышенности).

    2. Показываю пейзажи с изображением реки, гор, равнины, острова и предлагаю найти соответствующее изображение на карте.

    3. С помощью карты определи:

- высоту Тибета;

- высоту местности в районе г. Омска;

- найди самую глубокую часть Тихого океана и определи её глубину;

- какой из этих городов самый северный: Лондон, Омск, Москва?

 Чтобы ребятам было легче усваивать географические понятия, использую такую игру: по классу развешиваются карточки с географическими понятиями, а каждый ребёнок получает карточку с названием или реки, или океана, моря, озера, соответственно он должен быстро определить свой географический объект и подбежать к нему. Использую разные варианты этой игры, в зависимости от изучаемого материала.

Ещё при изучении государств и знакомстве с политической картой мира, предлагаю такую игру. Класс делится на две команды. Одна команда называет государство, а другая должна назвать его столицу и наоборот. Побеждает та команда, которая дала больше правильных ответов.

 К данной теме даю и такие задания, например:

 - Из этой цепочки географических названий убери лишнее: Мадрид, Париж, Франция, Москва, Токио.

 Изучив темы «Природные зоны России», прошу учащихся не просто выйти к карте и показать ту или иную природную зону, а даю задание узнать эту зону по описанию и только потом назвать и показать, например:

 - О какой природной зоне идёт речь? Покажи её на карте.

 «Как дики и холодны эти места. Хмурое небо, серые краски. Казалось, с самого сотворения мира эти места осуждены на недоступность и безмолвие. Придёт лето, придёт скромно, но непременно с цветами. На этой земле живут мужественные люди и мужественные цветы». (Тундра)

 Любят ребята находить ответы и на географические вопросы - загадки. Приведу примеры некоторых из них.

  • Только одна буква в названии отличает эти две европейские страны. Назови и покажи их.

  • «р»  (Ирландия)  и   «с»  (Исландия)

  • Названия двух стран Азии отличаются только одной буквой. Что это за страны?

  • «к» (Ирак)   и   «н» (Иран)

  • Какая страна оканчивается на три я? (Австрия)

  • Самый большой остров планеты, но не материк? (о. Гренландия)

  • Какой город расположен в двух частях света Азии и Европе? (г. Стамбул)

  • В какой части света, чем севернее, тем теплее? (в Австралии)

  • Какую цепь невозможно поднять? (горную)

  • Есть в Австралии город с необычным названием, читается слева направо и справа налево одинаково. Что это за город? (Алладалла)

Часто ответы на эти вопросы требуют дополнительной информации и домашней работы с географической картой.

Благодаря таким заданиям появляется познавательный интерес, формируется представление пространства. Ребёнок стремится узнать больше о мире, чем дают ему страницы учебника, развивается пространственное воображение, что в дальнейшем положительно влияет и на усвоение геометрического материала на уроках математики.

 В начальном курсе естествознания применяются следующие виды карт — физические карты своей местности, России, полушарий и карта природных зон России, планы местности, а также атлас «Мир и человек» Таким образом, перед учителем начальных классов стоит сложная задача — научить детей понимать карту, читать ее, использовать для получения новых знаний.

Работа начинается с практических занятий на местности. Учащиеся устанавливают местоположение отдельных предметов по сторонам горизонта, определяют расстояния между ними.

В классе дается понятие плана, проводится знакомство с масштабом, условными знаками, составляется план местности. Понимание  будет более полным, если при формировании представления о ней используется методический прием сравнения плана и карты. При этом сопоставляются величина территории, масштабы, условные обозначения, способы определения сторон горизонта. Целесообразно результаты сравнения записать в таблицу (табл.1):



Таблица 1

Сравнение плана и карты

Признаки

План

Карта

Величина изображаемой территории

Небольшая

Большая

Масштаб

Крупный

Мелкий

Предметы изображаются

Условными знаками

Условными знаками и цветом

Направления сторон

горизонта показаны

Стрелкой

Линиями: параллелями и меридианами


Использование приема сравнения плана местности и карты по таким признакам, как величина изображаемой территории, масштаб, способы определения сторон горизонта и условные обозначения, помогут школьникам выявить специфику карты и плана, а следовательно, понять их  сущность.

Читать план местности - значит уметь видеть в сочетаниях символов местность такой, какой она есть на самом деле, оживлять, мысленно населяя ее живыми существами, и наполнять движением, свойственной изображенной на карте местности. Для формирования этого умения используются многочисленные и разнообразные методические приемы, например сопоставление условного знака и его изображения, привлечение впечатлений детей от наблюдений за соответствующими объектами природы, показ различных объектов на карте по заданию учителя и одноклассников, рассказ о них.

 

2.3 Комплексное использование наглядных средств обучения в курсе естествознания начальной школы.


Главная забота учителя должна быть о том, чтобы на уроке началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того нужного, что поможет развить постоянный интерес к природе, потребность в знаниях о ней.

В работе должны правильно сочетаться различные методы: словесное сообщение учителя и учащихся с демонстрацией натуральных или изобразительных наглядных пособий, с общественно полезными делами детей, направленными на формирование практических умений и навыков, наблюдения, опыты и др.

Одна из важнейших задач, стоящих перед школой и учителем, - научить детей работать с книгой вообще и с учебником в частности. Каждый учебник обеспечивает детям определенный минимум знаний и служит для закрепления полученных на уроке сведений, учит применять полученные знания на практике. Видный методист проф. В. П. Буданов писал: "Без учебника преподавание теряет точность и определенность. Учебник обеспечивает определенный уровень знаний".

В изучении естествознания значительное место отведено работе с учебником как в классе, так и дома. Учителю необходимо помнить, что учебник не заменяет наблюдения детей в природе, а только направляет их внимание на определенные объекты, способствует обобщению наблюдаемых явлений и их систематизации. Дети с помощью учебника (статей, заданий, вопросов, иллюстраций) учатся выделять основное в наблюдаемых явлениях, обобщать их и на этой основе создавать представления и элементарные понятия.

Учебник помогает школьникам освоить определенные программой представления о живой и неживой природе, их взаимодействии и влиянии на труд человека. Усвоение программы по естествознанию невозможно без овладения картографической грамотой. Овладеть картографической грамотой - значит понять условную символику карты, а для этого необходимо последовательно знакомить учащихся с условным языком сначала простейшего чертежа (схемы) местности, плана, а затем карты. Постепенное, последовательное изучение плана и карты в III классе подготавливает школьников к работе с картой в старших классах. Вначале дети должны понять смысл и значение условных знаков плана и карты (ее легенды, масштаба изображения направлений на плане и карте).

В начальных классах на уроках естествознания учителя широко применяют натуральные наглядные пособия (образцы почв, коллекции полезных ископаемых с раздаточным материалом, гербарии культурных и дикорастущих растений, живые растения, принесенные с экскурсии, коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т.п. Эти пособия, показывающие предметы природы в натуральном виде, важны и необходимы на уроках естествознания, работа с ними увлекает школьников и помогает в приобретении знаний.

Часто учащиеся не имеют возможности наблюдать многие объекты и явления непосредственно в природе. Для знакомства с ними на уроках естествознания учителя используют печатные наглядные пособия: картины, таблицы, фотографии, открытки, иллюстрации. Учебные таблицы и картины в сочетании с другими пособиями создают у учащихся образное представление о многих природных объектах и явлениях.

Методика использования таблиц имеет следующие основные моменты: рассматривание таблицы, изучение и выделение отдельных объектов, установление связей между ними, сравнение объекта с другими и определение его места в природе. Путем вопросов учитель выясняет, что учащиеся знают о показанном объекте, направляет их внимание на наиболее характерные признаки. С этой целью можно дополнительно использовать натуральные объекты: гербарии, чучела, модели.

Таблицы, картины, рисунки в учебниках, создавая общее впечатление о природном явлении или объекте, не всегда могут показать их детали, наглядно объяснить причины данного явления. В таких случаях на помощь учителю приходят детализирующие картинки, схемы, чертежи и рисунки на доске.

Особое значение на уроках естествознания приобретает использование игровых приемов и занимательных материалов.

Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает и комплексное интеллектуальное развитие младших школьников, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л. С. Выготский назвал наглядные средства обучения "психологическим орудием учителя".
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассматривались традиционные и новейшие средства наглядности, применяемые на уроках естествознания. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

В последнее время круг наглядных средств, используемых в обучении, значительно расширился. Наряду с использованием таких традиционных пособий как карты, глобус, таблицы, схемы, звукозаписи, диафильмы, кинофрагменты, кинофильмы и т. д., стали доступны новейшие компьютерные технологии: интерактивные таблицы, анимационные модели, презентации, обучающие программы и другие пособия.

С развитием техники совершенствуется и качество наглядного материала. Он становится ярче и динамичнее, мультимедийные технологии позволяют использовать эффекты анимации, представлять модели в динамике, экономить время на уроке.

Совершенствуются и традиционные средства наглядности. Выпускаются новые учебные фильмы, сборники таблиц яркой цветовой гаммы.Современные средства наглядности позволяют сделать учебный материал более доступным, интересным и увлекательным.

Итак, наглядность является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках естествознания в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы.

Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорил еще великий польский дидактик и ученый Я. А. Коменский, высшим основным принципом обучения признавал наглядность Песталоцци, великий русский педагог Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление, широко использовал в своей педагогической деятельности этот принцип Л.Н. Толстой. Принцип наглядности широко используется в обучении младших школьников и в наше время.

Необходимо отметить обязательность комплексного использования наглядных средств обучения, т. к. оно обеспечивает полное интеллектуальное развитие младшего школьника, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бенин В. Л. Заметки о развитии педагогического образования / Человек в мире культуры. 2014. № 1. С. 46-52.

  2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М., 2003.- с. 21.

  3. Буянов А. О., Луговской А. М. Методика развития учебной деятельности на уроках географии средствами демонстрационного эксперимента / Проблемы региональной экологии. 2014. № 3. С. 146-149.

  4. Гончарова Н. А. Наглядность на уроке географии / Научные труды SWorld. 2014. Т. 11. № 4. С. 73-77.

  5. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология. М, 2003. – с. 17.

  6. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М, Академия, 2004.- с. 65.

  7. Дюсембинова С. М. Использование информационных технологий при изучении физической географии в школе / Педагогика и современность. 2014. № 5. С. 40-43.

  8. Иванова Е. О. Дидактический потенциал информационно-образовательной среды для организации современного процесса обучения / Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 124-132.

  9. Колесникова Н. Г. Приемы визуализации процесса обучения младших школьников на уроках музыкально-теоретического цикла / Педагогика искусства. 2013. № 1. С. 61-68.

  10. Кулакова Л. Н. Использование интерактивных технологий в начальной школе / Информатика и образование. 2012. № 10. С. 52-53.

  11. Петкевич Н. В. Педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Смоленский государственный университет. Смоленск, 2009

  12. Петренко Т. В. Рысбаева Г.А. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе / Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 164-167.

  13. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения (составитель А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок). – М.: Педагогика, 2005.- с. 132.

  14. Приходько В. Е. Место мультимедийной презентации в современном уроке / Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 1с. С. 71-75.

  15. Программа средне-общеобразовательной школы. Начальные классы. / Под редакцией Зайцева И.В. –М.: Просвещение, 2004. – с.24-28.

  16. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005.- с. 17-22.

  17. Рысбаева Г. П. Петренко Т.В. Проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе / В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 229-232.

  18. Хрипкова А.Г. Мир детства: Младший школьник. – М.: Педагогика, 2002.- с. 28-30.

  19. Шарапов В. П. Наглядность и процесс формирования понятий в начальной школе / Начальная школа. 2013. № 7. С. 16-17.




















ПРИЛОЖЕНИЕ

















Приложение №1







Приложение 2

Фотоконкурс “Мой здоровый мир”








Я на солнышке лежу


Девочка с букетом








Моя семья









Малые реки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение средств наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Автор: Брюханова Надежда Александровна

Дата: 30.05.2017

Номер свидетельства: 419497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя"
    ["seo_title"] => string(94) "ispol_ovaniie_ikt_v_nachal_noi_shkolie_kak_sriedstvo_povyshieniia_kachiestva_raboty_uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "342446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473109725"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Использование ИКТ в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(41) "ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "203533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429513510"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "230336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442087453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства