Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя»
Применение здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя
В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Фундамент основы здорового образа жизни закладывается в детстве. Дети значительную часть дня проводят в школе, поэтому сохранение и укрепление их физического и психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Именно в этом возрасте можно сформировать положительные принципы осознанного отношения к здоровью, создать такую среду, которая будет благоприятно влиять на укрепление и развитие школьников.
Формы реализации здоровьесберегающих технологий, применяемые мной:
Динамическая пауза;
Подвижные игры;
Ежедневная утренняя зарядка «На зарядку становись!»;
Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз;
Физминутки;
Коммуникативные игры;
Серия бесед «Службы спасения», «Как правильно мыть руки», «Здоровый образ жизни».
Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:
1. Организация рационального режима дня;
2. Организация рационального режима питания;
3. Здоровый психологический климат в классе и школе;
4. Культура движений;
5. Активный развивающий досуг.
По этим правилам и строится работа классного руководителя.
В своей педагогической деятельности, работая учителем и, являясь классным руководителем, я активно использую эти правила в своей работе, целью которых является согласованная работа учителя по формированию и воспитанию культуры здорового образа жизни учащихся и их родителей. В рамках работы по формированию культуры здоровья я в начале учебного года провожу первичную диагностику уровня сформированности культуры здорового образа жизни у школьников. Для работы на данном этапе использую рисуночный тест «Здоровье и болезнь». Цель рисуночного теста «Здоровье и болезнь» - определить уровень сформированности представлений у учащихся о здоровье и болезни, а также характер эмоционального отношения к проблемам здоровья.
Также проводятся индивидуальные и коллективные беседы на разные темы о здоровом образе жизни, классные часы, направленные на пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье.
Так, в рамках недели здоровья в 3 «А» классе мною был проведен классный час на тему: «Хорошо здоровым быть!», на котором я продолжила формировать и развивать представления у учащихся о здоровом образе жизни: закаливании, правильном питании, личной гигиене. Ребята с большим интересом участвовали в игре «Режим дня», отгадывали загадки, выполняли творческие задания. Особое внимание было уделено выбору полезного рациона. Ребята узнали о важности правильного питания, о том, какие продукты следует включать в свой рацион, а какие лучше избегать.
На родительских собраниях я всегда обращаю внимание родителей на данную тему – тему здоровья. Провожу профилактические беседы на разные темы: «Режим дня школьника», «Закаливание организма», «Двигательный режим», «Влияние негативных явлений в семье», «Умей трудиться и отдыхать».
Во многом на психологическое состояние школьника, а, следовательно, и на его здоровье в целом, влияет правильная организация урока. Очень важно, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции на уроке, с интересом осваивали новый материал, имели возможность и желание реализовать свои способности в разных видах учебной деятельности. Поэтому в классе должна быть создана комфортная психологическая, доброжелательная обстановка.
У меня на уроке всегда происходит чередование всех видов деятельности. Это влияет на физические показатели детей, их память и внимание, повышает качество полученных ими знаний. Письменные задания сменяются устными. Важной составляющей урока является рефлексия и физкультминутка для профилактики нарушений осанки. Особое внимание во время физкультминутки я уделяю гимнастике для глаз с целью устранения утомления зрительного аппарата.
Таким образом, основная работа ложится на плечи учителя, на его профессиональную подготовку, педагогический опыт, на возможность создания такой психоэмоциональной обстановки, при которой каждому ученику находиться в классе комфортно.
«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач» (Никита Константинович Смирнов)