Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии, их применение в работе классного руководителя»
Выступление на МО
классных руководителей
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
2023 – 2024 уч.г.
Здоровье - это счастье в жизни каждого человека. Когда-то Сократ сказал, что «здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто». Эти слова актуальны и по сей день.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «ННПЦЗД» Минздрава России (на 1.09.2023) численность абсолютно здоровых детей не превышает 10%, число инвалидов детства и детей, страдающих хроническими заболеваниями, не снижается. В России ежегодно с наследственными врожденными заболеваниями, куда входит и, например, синдром Дауна, и различные пороки развития, рождается около 25 тысяч детей в год. Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.
Думаю, никто не станет спорить, что именно здоровье ребенка является основополагающим фактором для воспитания сильного, жизнерадостного, трудолюбивого, с твердыми нравственными устоями, любящего семью человека.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Представьте: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Вдруг течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести этот образ в область здоровья, то река - это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего, семья, поскольку именно благодаря семье формируется установка на ведение ЗОЖ, закладываются основы индивидуального здоровья. Задача родителей не только беседовать с детьми о важности занятий физической культурой и спортом, отказа от вредных привычек, соблюдения режима, принципов здорового питания, благоприятного эмоционального состояния, но и собственным примером мотивировать их к ведению ЗОЖ».
Много времени ребенок проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов, классных руководителей, которые больше всего общаются с детьми, причем не формально, а близко на протяжении многих лет, проходят с ними по непростому пути школьного бытия со всеми его радостями и тревогами.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения охрана и укрепление здоровья обучающихся является неотъемлемой составной частью образовательного процесса. Одной из ценностных составляющих, способствующих развитию личности, является формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
− стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
− учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
− показывать им, что жизнь - это прекрасно,
− вызывать у них позитивную самооценку.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе предполагают организацию обучения через:
- создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты;
- знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности;
- знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня;
- планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания;
-распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Здоровьесберегающие технологии с одинаковым успехом могут применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на:
Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии.
Соблюдение санитарно-гигиенических требований и ароматерапия имеют важное значение в здоровьесбережении.
При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.
Дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение, обязательны пересадки.
В классе выращиваем:
- герань (снимает неуверенность в себе);
- хлорофитум (хорошо очищает воздух);
- сансивьеру (поглощает запахи);
- толстянку (впитывает запахи, очищает воздух);
- фикус Бенджемина (поднимает настроение, очищает обстановку от злости).
В школьной столовой обучающиеся пьют соки, чай с лимоном, компот из сухофруктов.
Обеспечение двигательной активности.
Обеспечение оптимального двигательного режима поддерживает работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года. Перед уроками обязательно провожу утреннюю зарядку.
Сначала я это делаю сама, объясняя правильность и порядок выполнения комплекса упражнений, а затем дети сами по очереди в парах готовят комплекс упражнений и в течении недели проводят зарядку перед началом уроков.
Удовлетворить двигательную потребность учащихся также позволяют игровые перемены, уроки физической культуры.
Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины детей, являются непременным условием коллективной деятельности. В процессе игры у детей формируются понятия и нормы гражданского поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки. Подвижные игры развивают физическое состояние детей, физические качества, распространяется кругозор детей. Игры влияют на психологическое состояние, воспитывают морально-волевые качества, способствуют соблюдению дисциплины, раскованности и приносят пользу в повседневной жизни. Занимаясь подвижными играми, дети совершенствуют строение тела: укрепляют мышцы спины, верхних и нижних конечностей; корректируют осанку, походку.
Проведение нестандартных уроков, работа в паре, группе, экскурсии способствуют, сохранению и укреплению здоровья детей.
Проведение физкультминуток.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.
Физкультминутки можно разделить на группы:
-упражнения для снятия общего или локального утомления;
- гимнастика для глаз (элементы методики Базарного);
- упражнения для мобилизации внимания;
-упражнения, корректирующие осанку;
-дыхательная гимнастика (использую элементов методики А.Н. Стрельниковой);
Очень любят дети - электронные физкультминутки, минутки здоровья под музыку, аутогенные тренировки. Обычно в середине урока я провожу физкультминутку.
Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения стараюсь разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий
Психолого-педагогические технологии ,связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на уроке на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
Создание психологического климата на уроке. Каждый урок стараюсь сделать зоной психологического комфорта. Каждый урок я начинаю с создания у детей благоприятного настроения - это нестандартное начало урока, которое несёт мотивационную функцию. Приёмы, которые я использую: стихи, театральное начало, музыка, яркие плакаты, приём «Интрига», яркое «пятно», проблемный вопрос, ребусы, пословицы и поговорки. Таких приёмов в моей копилке очень много. Создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое мнение) и ситуации успеха, корректность и объективность оценивания деятельности благоприятно влияют на психическое здоровье детей.
Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Такие упражнения как «Комплимент», «Печатная машинка», «Ассоциации», «Поменяйтесь местами те, кто...», «Окно», «Сообщение», «Парный рисунок» и др., формируют уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию, Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе, активное внимание, развивают наблюдательность, внимательность и способность понимать. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. В качестве приёма здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе
Использование на уроке игровых и ролевых форм работы
Одна из целей игры – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Игровые педагогические технологии должны использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен присутствовать эффект неожиданности. Лучшего
результата удастся достичь педагогу, если он будет совмещать традиционное обучение с игровым. Ребята не должны идти на урок, заведомо зная, что он пройдет в нестандартной форме.
В своей работе я применяю игры способствующие в отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие. Игры-упражнения, ролевые игры, игры-соревнования, сценки, спектакли, игры-импровизации и т. д.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. В игре у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
В современной школе для формирования культуры ЗОЖ осуществляется просветительская деятельность среди учащихся (оформление стендов, беседы, классные часы о ЗОЖ), оздоровительные мероприятия (Дни Здоровья, спортивные мероприятия, физкультминутки), диагностическая работа (исследования здоровья детей с помощью анкетирования, тестов…), родительские собрания.
В результате подобных мероприятий ребята должны прийти к выводу, что жизнь прекрасна, а мир многообразен и интересен. Нельзя жизнь бездумно растрачивать на вредные привычки, которые неизбежно приведут к ухудшению здоровья.
Работа с родителями
Работа по формированию ЗОЖ в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Родительское собрание – это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома.
Для каждого класса разработаны темы выступлений. Традиционно в классе проводятся совместные с родителями мероприятия: «День здоровья», «Масленица», «Папа, мама, я – спортивная семья», праздник посвящённый дню защитника Отечества «Быстрее, выше, сильнее!», выпуск стенгазет, плакатов к Всемирному дню здоровья «В здоровом теле - здоровый дух», лыжные прогулки в лес, где дети вместе с родителями принимают активное участие. День здоровья – это не просто пребывание на свежем воздухе, но и познавательная программа, которую готовим совместно с детьми и родителями.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику ассоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, исчезает проблема учебной дисциплины. Для учителя открывается простор для его педагогического творчества.
Подводя итог - хочется сказать, что здоровье учащихся в норме, если:
в физическом плане здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой
в социальном – он общителен
в эмоциональном – уравновешен
в интеллектуальном - проявляет хорошие умственные способности
в нравственном – признаёт основные общечеловеческие ценности.
Хочется завершить выступление словами Конфуция:
Будьте добрыми, если захотите,
Будьте мудрыми, если сможете, Но здоровыми вы должны быть всегда.