kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности при обучении учащихся с особыми потребностями в развитии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раасказывается о примениении здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности при обучении учащихся с особыми потребностями в развитии.»

Применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности при обучении учащихся с особыми потребностями в развитии.

Аннотация: в статье рассказывается о применении здоровьесберегающих технологий на уроках при обучении учащихся с особыми потребностями в развитии, приведены примеры практических упражнений, конспект урока с применение здоровьесберегающих

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адек-ватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индиви-дуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:

«Не навреди!»

Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Непрерывность и преемственность: работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы.

Субъект-субъектные взаимоотношения: учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся: объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход: единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех: акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность: активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута – 80%;

25-35-я минута – 60-40%;

35–40-я минута – 10%.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.

Максимальная работоспособность 20-25мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения: вхождение в урок необычным способом, например речёвка, ответы на вопросы, улыбка, передача в кругу хорошего настроения, отступления от темы позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач. Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки- соревнования, уроки- конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой -появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих воз-можностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.

Для подготовки к уроку пользуюсь рекомендациями, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:

Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприят-ных звуковых раздражителей).

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. Раздел I. Организация процесса обучения лиц с ОВЗ

в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования

поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Умение учителя использовать возможно-сти показа видеоматериалов. Темп и особенности окончания урока.

К нежелательным показателям относятся:

• неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

• отсутствие времени на вопросы учащихся;

• необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Рефлексия. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия в конце урока помогает ребёнку осмыслить весь пройденный путь и в зависимости от целенаправленности учителя ученик выразит своё эмоциональное состояние, либо скажет о своей деятельности

Присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Часто упражнения для физкультминутки ор-ганически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» предлагаю во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нра-вятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Хомячок», «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Существуем несколько видов физминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

упражнения, корректирующие осанку.

При проведении физкультминуток учитываю следующие требования:

• физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я-20-я минута урока;

• в первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке;

• во 2-4-х классах – по одной физкультминутке начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса;

• длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 мин;

• физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления при обеспечении пози-тивного эмоционального настроя, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата;

• комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания; упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность;

• каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз (за такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей);

• предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц; при подборе физкультминуток под стихотворные тексты к конкретному уроку следует обратить внимание на следующее; важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей; преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

• текст произносится учителем или воспроизводится в записи, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Упражнения для кистей рук

Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

В 1 и 2 классах использовать:

тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом). При их использовании происходит:

• стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);

• развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;

• влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья:

опыт, проблемы, перспективы

• улучшение циркуляции крови, активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев;

Особенно хороша пальчиковая гимнастика с предметами, элементами самомассажа, плюс ко всему развивает координацию движений.

Не нужно забывать и о дыхании.

Урок начинать с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использовать мобилизующее дыхание.

Эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки пр-износятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:

[ и ] – мозг, функция почек

[ э ] – железа внутренней секреции

[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа

[ о ] – средняя часть груди

[ ои ] – сердце

Использовать упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов: пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с лёгкими или частые бронхиты).

Во время урока использовать музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно-перспективные.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сер-дечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению об-мена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого и поверхностного, частого и редкого, верхнего, среднего (грудное) и нижнего (брюшного) дыхания.

В связи с тем, что в классе у 90 % учащихся нарушено зрение, уделяю в работе этому большое внимание, проводя физминутки для глаз, использую по возможности офтольмолотренажёры. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при выполнении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом.

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Раздел I. Организация процесса обучения лиц с ОВЗ

В образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопанья в ладоши, притопывания. Часто на уроках чтения, труда, ма-тематики, развития речи организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения-избежать длительного сидения за партой.

Использую технологию уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые-меньше ощущают своё отставание от сильных.

В режиме учебного дня вспомогательной школы в соответствии с принципом оздоровительной направленности оправдано широкое использование физических упражнений и подвижных игр на переменах. Это позволяет создать условия для активной двигательной деятельности и развлечения учащихся, способствует их активному отдыху, оздоровительному и рекреативному эффекту. Проведение такой перемены целесообразно после 3-4 урока.

В содержание динамической перемены входят общеразвивающие и коррекционные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр. Игры должны быть простыми и доступными, например: «ручеек», «найди свой домик», «море волнуется…», «угадай, чей голосок», «что изменилось?» целесообразно включение в подвижную перемену упражнений и игр, хорошо знакомых учащимся или ранее разученных на уроках физкультуры. При выполнении упражнений оправдано использование речитатива. Возможно их выполнение под музыку. При проведении динамической перемены не сле-дует использовать инвентарь, т.к., во-первых, до-статочно сложно найти большое количество однотипных предметов; во-вторых, чтобы его организованно раздать и собрать, необходимо время; в-третьих, он будет отвлекать занимающихся во время работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Еговцева Юлия Николаевна

Дата: 08.11.2019

Номер свидетельства: 526139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(106) "riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246709"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446447704"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Организация здоровьесберегающей среды с учетом индивидуально - возрастных особенностей воспитанников дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(147) "orghanizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchiei-sriedy-s-uchietom-individual-no-vozrastnykh-osobiennostiei-vospitannikov-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "259595"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448798146"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства