«Применение технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе»
«Применение технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе»
Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Применение технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе»»
«Применение технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе»
В течение последних нескольких лет, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Современная школа должна не только обеспечить получение определённой суммы знаний учеником начальной школы, её приоритетной задачей становится становление личности младшего школьника; раскрытие его индивидуальных способностей.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных развивающих технологий. Это способствует обогащению содержания обучения, придает ему проблемно-поисковый характер, а также способствует активизации познавательного интереса учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.
Таким образом, на этом этапе педагогической работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность технологии деятельностного метода обучения детей. Это позволяет не только обеспечить высокий уровень обученности младших школьников, но и даёт им возможность в будущем найти себя в жизни, быть полезными и востребованными для страны и общества. Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовываёт её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.
Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов деятельностного метода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.
Исходя из этого, уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1. уроки открытия нового знания(ОНЗ)
2. уроки рефлексии(УР)
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Урок ОНЗ («Открытие» нового знания)
Основные цели данного урока:
Развивающая цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,
Обучающая цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Хорошо изучив и отработав структуру урока «Открытие» нового знания, мы, с коллегами, делимся опытом работы в школе.
Отличительной особенностью уроков рефлексии от уроков закрепления в традиционной модели является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности.
Основные цели урока рефлексии:
1. Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. (на сколько я овладел новым понятием, свойством, алгоритмом)
2. Формирование способности учащихся к коррекции способа действий
(формирование способности к фиксированию затруднений в
деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта
выхода из затруднений)
Урока рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку со стороны учителя, являются наиболее интересными и для меня и для детей. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач – они самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправления, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, т.к. от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Следующий тип урока – это урок общеметодологической направленности
Основные цели этого типа урока:
1. формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.
Новый тип урока – это урок развивающего контроля.
Его цели:
1. формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
2. контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Отличительной особенностью этого урока является проведение контрольной работы в соответствии с установленной структурой «управленческого», критериального контроля. Также на уроке этого типа происходит фиксация и рефлексивный анализ допущенных в работе ошибок.
Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.
Таким образом, реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "План - конспект урока английского языка по теме «Дом, в котором я живу» с использованием технологии деятельностного метода обучения "
["seo_title"] => string(146) "plan-konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-po-tiemie-dom-v-kotorom-ia-zhivu-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "216857"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1433165600"
}
}