kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение инновационных образовательных технологий в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает сущность проектной деятельности с учащимися начального звена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных образовательных технологий в начальной школе.»

Проектная деятельность на уроке в начальной школе.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Основные направления модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов.

В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающемся этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовывать имеющиеся творческие возможности.

Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с самых первых дней их школьной жизни. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявлять себя как учителю, так и обучающемуся.

Технология опыта проектной деятельности.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

- коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

- интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

- оценочно-самооценочный.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.


Предполагаемая модель урока по теме: «С кем дружит ель?»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.

Цели:

образовательная: создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком;

развивающая: 1)способствовать формированию умений: выдвигать гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации; 2) оформлять результаты работы в виде доклада;

воспитательная: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем он дружит.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока

На данном уроке используется поисковый проект, который помогает учащимся выйти из затруднительного положения, но не решает за них проблемы, а лишь предлагает возможные варианты или дает дополнительную информацию.

I. Запуск проекта (орг.момент).

На этом этапе учащиеся готовят рабочее место, формируют группы. Учитель знакомит с темой урока, определяет группы, проверяет готовность к уроку.

II. Планирование работы.

В гости к детям приходит Лесовичок. Он приносит задания для самостоятельной работы, задание №1 – для первой группы, задание №2 – для второй группы.

Задание №1. Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Задание №2. Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему?

III. Определение уровня готовности к поисковой работе.

Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для группы 1.

1. Рассмотрите рисунок ели.

Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие ? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели.

Используйте дополнительные материалы с листа, рассмотрите таблицу на доске.

2. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 2.

1. Какую елку лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? Для ответа на вопрос пользуйтесь материалами учебника.

2. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу.

4. Попробуйте нарисовать плакат.

Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют совместно с учителем конечный результат деятельности.

IV. Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источником информации, работая с инструкциями, отбирают главное содержание.

Информация для группы 1.

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнезда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли.

Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выдает из нее только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Информация для группы 2.

Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зеленая. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живет до 500 лет. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

V. Структурирование информации.

Учащиеся выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации.

Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

VI. Обмен информацией.

На этом этапе происходит объединение групп с одинаковыми знаниями для обмена полученными наработками и выбора выступающего.

В данном случае дается дополнительная информация.

Лесовичок проводит физкультминутку и познавательную игру.

Познавательная игра «Узнай новое о ели».

Каждая часть ели представляет треугольник зеленого цвета. Всего треугольников 4. Они находятся у доски в горизонтальном положении:

С обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели:

• Известно 45 видов ели. В нашей стране растет 10 видов ели.

• Высота взрослого дерева 30-40 м.

• Толщина ствола достигает 1 м.

• Хвоя держится на дереве 7-9 лет.

Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прилепляют треугольники один под другим, составляя елочку:


VII. Оформление результатов работы.

Отдохнув, учащиеся рисуют плакат. Один ученик готовится отвечать на поставленный вопрос и рассказать о том, почему именно такой плакат они решили нарисовать. Другой помогает. При необходимости на помощь приходит учитель.

VIII. Экспертиза проекта.

Учащиеся представляют свою работу. Лесовичок внимательно их слушает и помогает рецензировать работу.

Отвечая на вопрос «С кем дружит ель?» - учащиеся делают вывод, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Лесовичок благодарит всех за урок и оставляет в подарок нарядную искусственную елочку.

IX. Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Чему я научился сегодня?

Какое главное дело мы сделали?

На уроке недостаточно времени, чтобы окончательно оформить плакат, поэтому учащиеся представляют его схематичное изображение. Работа над плакатом должна быть обязательно завершена, поэтому учащиеся сами решают, как это сделать. Это может быть один общий плакат или два. Содержание может соответствовать наброску, сделанному на уроке, или быть новым. Работа над плакатом завершается во внеурочное время. Затем плакат вывешивается в классе, чтобы все радовались результатам своего труда.


Заключение.

Проектная деятельность учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение инновационных образовательных технологий в начальной школе.

Автор: Латыпова Людмила Леонидовна

Дата: 23.10.2020

Номер свидетельства: 561053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Эссе на тему:"Инновационная стратегия в образовательном процессе начальной школы"
    ["seo_title"] => string(80) "essie_na_tiemu_innovatsionnaia_stratieghiia_v_obrazovatiel_nom_protsiessie_nacha"
    ["file_id"] => string(6) "443190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512834389"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Техническая поддержка процесса обучения детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий. "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnichieskaia-poddierzhka-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "123474"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414506076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Статья «Внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий в педагогической деятельности» "
    ["seo_title"] => string(141) "stat-ia-vniedrieniie-i-rasprostranieniie-sovriemiennykh-innovatsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "123906"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414597708"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект «Внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий в педагогической деятельности» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-vniedrieniie-i-rasprostranieniie-sovriemiennykh-innovatsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-piedaghoghichieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "123914"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414599288"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства