Приемы технологии развития критического мышления (работа с текстом)
Приемы технологии развития критического мышления (работа с текстом)
Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить, умеют задавать вопросы». К сожалению, во время уроков мы встречаем безынициативность учащихся, многие дети затрудняются сформулировать вопрос.
А нужно ли их учить задавать вопросы?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии развития критического мышления (работа с текстом)»
Мастер-класс
Тема: Приемы технологии развития критического мышления (работа с текстом)
Добрый день, коллеги.
Вашему вниманию представляю свой мастер-класс.
Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить, умеют задавать вопросы». К сожалению, во время уроков мы встречаем безынициативность учащихся, многие дети затрудняются сформулировать вопрос.
А нужно ли их учить задавать вопросы?
Таблица 1.
Рассмотрим, на формирование каких универсальных учебных действий влияет умение задавать вопросы. Обратите внимание на таблицу.
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Мой опыт показал, что умение формулировать вопросы, позволит нам формировать, в первую очередь, такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные.
В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.
Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов - «Ромашка Блума», созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, которая достаточно популярна в мире современного образования.
Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.
1. Простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" «зачем?» «Для чего?» и направлены на установление причинно-следственных связей.
4. Творческие вопросы чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
Универсальность данного приема заключается в том, что его можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.
Но надо учесть возрастные особенности. И если данный прием используем в начальной школе, то необходимо его визуальное оформление.
Но на первых порах формулировка вопросов может занять большое количество времени. Не стоит этого пугаться. И составлять вопросы самим учителям. Если прием «Ромашка вопросов» использовать систематически, то с каждым разом учащимся будет проще сформулировать вопрос. Трудности так же могут испытывать учащиеся с низким уровнем развития техники чтения, так как данный прием направлен на поиск информации в тексте.
Сегодня моих помощников я попрошу побывать в роли учащихся. И опробовать на себе этот прием.
Прочитайте, пожалуйста, название текста. (Два брата)
- Предположите, о чем пойдем речь в этой сказке.
Именно так мы с ребятами начинаем работать с текстом – то есть мы предугадываем.
- А вам я предлагаю прочитать текст. (читают текст)
- Теперь выберите, пожалуйста, один из лепестков ромашки, на которых есть вопросительные слова, которые помогут вам сформулировать вопрос.
- Попробуйте составить несколько вопросов.
Пока наша группа работает, я бы хотела обратиться к вам, коллеги.
Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится?
Я вам предлагаю решить задачу про Джона и Била. Кто из присутствующих уже знаком с этой задачей? Тогда прошу вас набраться терпения и не называть сразу ответ.
Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл?
Чтобы найти решение, вы можете задавать мне вопросы-подсказки, на которые я могу ответить только «да» или «нет».
У каждого был крючок. Но каждый ли смог поймать рыбу?
Наши группы готовы. Мы можем проверить их работу. В этом нам поможет приём «Угадай вопрос».
Один из участников группы выходит со своим лепестком к доске и, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос. (Отвечают на вопросы и вывешивают лепесток на доску)
Какой тип вопросов было труднее сформулировать? (интерпретационные, практические, уточняющие).
Так же и детям труднее всего даются уточняющие и практические вопросы.
На данном мастер-классе я продемонстрировала несколько приемов технологии РКМ.
- Ромашка Блума
- Да-нетка
- Угадай вопрос.
В память о нашей встрече я приготовила буклеты, в которых коротко расписан рассмотренный прием «Ромашка вопросов».
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "Методическая разработка урока истории в 6 классе в технологии развития критического мышления по теме "Город и горожане". "
["seo_title"] => string(137) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-v-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-gorod-i-ghorozhanie"
["file_id"] => string(6) "220672"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1434741633"
}
}