kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы технологии развития критического мышления (работа с текстом)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить, умеют задавать вопросы». К сожалению, во время уроков мы встречаем безынициативность учащихся, многие дети затрудняются сформулировать вопрос.

А нужно ли их учить задавать вопросы?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы технологии развития критического мышления (работа с текстом)»

Мастер-класс

Тема: Приемы технологии развития критического мышления (работа с текстом)

  

Добрый день, коллеги.

Вашему вниманию представляю свой мастер-класс.

Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить, умеют задавать вопросы». К сожалению, во время уроков мы встречаем безынициативность учащихся, многие дети затрудняются сформулировать вопрос.

А нужно ли их учить задавать вопросы?

Таблица 1.

Рассмотрим, на формирование каких универсальных учебных действий влияет умение задавать вопросы. Обратите внимание на таблицу.

 

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации;

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации…

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

 

Мой опыт показал, что умение формулировать вопросы, позволит нам формировать, в первую очередь, такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные.

В том потоке информации, в котором мы живём, необходимо научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.

Такую задачу ставит технология развития критического мышления. И один из её приёмов - «Ромашка Блума», созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, которая достаточно популярна в мире современного образования.

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов.

1. Простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" «зачем?» «Для чего?» и направлены на установление причинно-следственных связей.

4. Творческие вопросы чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Универсальность данного приема заключается в том, что его можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.

Но надо учесть возрастные особенности. И если данный прием используем в начальной школе, то необходимо его визуальное оформление.

Но на первых порах формулировка вопросов может занять большое количество  времени. Не стоит этого пугаться. И составлять вопросы самим учителям. Если прием «Ромашка вопросов» использовать систематически, то с каждым разом учащимся будет проще сформулировать вопрос. Трудности так же могут испытывать учащиеся с низким уровнем развития техники чтения, так как данный прием направлен на поиск информации в тексте.

Сегодня моих помощников я попрошу побывать в роли учащихся. И опробовать на себе этот прием.

Прочитайте, пожалуйста, название текста. (Два брата)

- Предположите, о чем пойдем речь в этой сказке.

Именно так мы с ребятами начинаем работать с текстом – то есть мы предугадываем.

- А  вам я предлагаю прочитать текст. (читают текст)

- Теперь выберите, пожалуйста, один из лепестков ромашки, на которых есть вопросительные слова, которые помогут вам сформулировать вопрос.

- Попробуйте составить несколько вопросов.

Пока наша группа работает, я бы хотела обратиться к вам, коллеги.

Знак вопроса по своей форме напоминает рыболовный крючок. Любой знает, что с его помощью можно поймать рыбу. Но у каждого ли это получится? 

Я вам предлагаю решить задачу про Джона и Била. Кто из присутствующих уже знаком с этой задачей? Тогда прошу вас набраться терпения и не называть сразу ответ.

Джон и Билл находились в комнате. Хлопнула дверь. Раздался звук разбитого стекла. Джон посмотрел на Билла. Билл был мертв. Отчего почил Билл?

Чтобы найти решение, вы можете задавать мне вопросы-подсказки, на которые я могу ответить только «да» или «нет».

У каждого был крючок. Но каждый ли смог поймать рыбу?

Наши группы готовы. Мы можем проверить их работу. В этом нам поможет приём «Угадай вопрос».

Один из участников группы выходит со своим лепестком к доске и, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Остальным нужно догадаться, каким был вопрос. (Отвечают на вопросы и вывешивают лепесток на доску)

Какой тип вопросов было труднее сформулировать? (интерпретационные, практические, уточняющие).

Так же и детям труднее всего даются уточняющие и практические вопросы.

На данном мастер-классе я продемонстрировала несколько приемов технологии РКМ.

- Ромашка Блума

- Да-нетка

- Угадай вопрос.

В память о нашей встрече я приготовила буклеты, в которых коротко расписан рассмотренный прием «Ромашка вопросов».

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Приемы технологии развития критического мышления (работа с текстом)

Автор: Сергеева Ирина Владимировна

Дата: 08.03.2017

Номер свидетельства: 398407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока по окружающему миру с использованием приемов технологии развития критического мышления"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumirusispolzovaniiempriiemovtiekhnologhiirazvitiiakritichieskoghomyshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "281743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453573801"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии. "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "173427"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423993761"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Опыт использования приемов технологии развития критического мышления  для работы с текстом  на уроках обществознания "
    ["seo_title"] => string(134) "opyt-ispol-zovaniia-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-dlia-raboty-s-tiekstom-na-urokakh-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "116736"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412601259"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Методическая разработка урока истории в 6 классе в технологии развития критического мышления по теме "Город и горожане". "
    ["seo_title"] => string(137) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-istorii-v-6-klassie-v-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-po-tiemie-gorod-i-ghorozhanie"
    ["file_id"] => string(6) "220672"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434741633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства