kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы работы с информацией при изучении краеведческого материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы работы с информацией при изучении краеведческого материала во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с информацией при изучении краеведческого материала»

Академик Д.С.Лихачев утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники». Но собрав материал необходимо его правильно обработать. А точнее- выделить, систематизировать, сопоставить, проанализировать, обобщить, преобразовать. Задача учителя помочь детям на каждом этапе этой работы.

Одним из видов краеведческой работы являются экскурсии, а так же их продолжение. Поэтому прослушав информацию, материал экскурсии необходимо определить, а что дети узнали? Самое распространённое это использование вопросо - ответной формы. Вопросы могут задавать и дети, и учитель. Интересным для детей является написание небольшого сочинения, заметки в школьный уголок, рисунок - на тему: «Что увидел, что запомнил». Особенно интересны для детей совместные сочинения. Например, после посещения экскурсии: «Народные промыслы нашего края» в краеведческий музей каждый ученик напишет о самых запоминающихся моментах, которые он увидел или услышал. Прочитав все сочинения, выбираем самые интересные моменты из каждого и составляем одно общее, которое зачитываем на занятии.

Это позволяет еще раз закрепить материал. Кроме этого каждый ребенок слышит слова или предложения из своей работы, это придает ему уверенности и в следующий раз он обязательно снова напишет что-то интересное. Экскурсии могут быть и виртуальными. Используя средства интернета.

Чтобы материал был более доступным, можно предложить детям заранее подготовить материалы экскурсии и выступить в роли экскурсоводов. Часто при работе встречаются непонятные, новые слова. Здесь нам помогут разные словари, которые находятся в классе или значение находим через интернет.

Создание проектов является важной частью при изучении вопросов краеведения. Так как у детей на данном этапе появляется возможность проявить самостоятельность, творчество, выделиться благодаря своей работе. Это позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника. Дети должны найти материал по данной теме, выбрать нужное, т е уметь анализировать и сопоставлять, сравнивать. Чтобы выступить с проектом, необходимо приготовить наглядный материал: схемы, таблицы. Рисунки, фотографии и т.д. Это очень трудная работа для младших школьников. Большую помощь на этом этапе оказывают родители. При подготовке на занятиях мы учимся отбирать материал, оформлять его и даем советы как его рассказать, чтобы было интересно.

Темы проектов могут быть: «Моя семья», «Мой дом», «Достопримечательности нашего края», «Великие и знаменитые», «Мое село» и т.д. Проекты могут быть индивидуальными, а так же парные или групповые. Например, при создании группового проекта: «Мое село» каждая группа получала задание подготовить материал о каком – то объекте. Это может быть школа, детский сад, почтовое отделение. После того, как весь материал группами подготовлен, составляем общий проект. На одном из занятий каждая группа выступает перед классом. Данный материал можно использовать для оформления выставки: «Село, в котором мы живем», на уроках окружающего мира. Главное в этой работе. Чтобы дети видели, что они работали не напрасно, его работу сразу на полку в шкаф не положили.

Занятия не должны сводиться к тому, чтобы дети сидели в классе и собирали материал, используя словари и книги. Интересны детям занятия – встречи, например, при проведении встречи с известными жителями села, детям было предложено выступить в роли корреспондента. Для этого нужно было приготовить вопросы и правильно их задать. Дети работали группами: первая – собирала материал о данном жители (помощь оказывали родители), вторая – подготовила вопросы и выбрала корреспондента, третья - подарок для гостя.

Для того чтобы любое занятие проходило целенаправленно и детям запомнилось необходимо продумать, чем можно заинтересовать слушателей. Можно предложить: «Кто больше придумает вопросов по теме?», «Кто точнее назовет факты из увиденного», «Какие новые слова услышали?», «Что интересного можно рассказать дома?». При подведении итогов часто используем совместный рисунок. Для этого заранее подбираются небольшие картинки, которые соответствуют теме и которые не подходят. Дети выбирают картинки и кратко рассказывают, о чем они услышали. Итогом является небольшая иллюстрация занятия. Так же подвести итог можно, используя слова – подсказки, которые выбирают из списка. Подведение итогов на занятии является важным этапом. Необходимо, чтобы дети выходили с положительными эмоциями и хотели вновь вернуться, что-то узнать.

Дети с интересом работают, когда материал им не только интересен, но и близок. Поэтому, при изучении краеведения местный материал более понятен ребёнку для освоения, он позволяет на конкретных примерах не только рассказать ему о своем крае, но и увидеть: объекты природы, памятники.

Родители являются главными в жизни любого ребенка. Поэтому совместное изучение материала это еще один плюс при изучении материала, связанного с изучением родного края.

Например, «Семейные посиделки» в 1 классе, когда происходит знакомство с коллективом. Совместно с родителями дети работают над сбором информации: это могут быть фотографии, рисунки, сочинения. И как результат проект - «Моя семья», которые выполняли для уроков окружающего мира. Кроме этого родители рассказывают о происхождении своей фамилии, детям бывает интересно узнать, откуда появилась фамилия. В заключении каждая семья получает фото - родословная, где в центре находится ребенок, остальные места должны заполнить родные и близкие ученика. Это фото- родословная, многие дети приносят на урок окружающего мира, при изучении этой темы. И рассказ о своей семье продолжается.

Иногда детям трудно представить какую - то незнакомую ситуацию, тем более работать над материалом. Для этого можно использовать инценирование. Например, изучая особенности быта русского народа, дети с интересом показывает коротенькие сценки, используя костюмы, слова из прошлого. Закреплением может быть составление таблицы - соответствия. Где предметы из прошлого должны найти своих современников (бурак, туесок - корзинка, кушак – пояс, крынка – кувшин или банка)

Изучая природу родного края, дети с интересом принимают активное участие. А значит, возможно, использование разнообразных приемов для работы с материалом. Прогулки, походы и игры-путешествия принесут желаемый результат, если дети проявят активность. Для этого некоторые дети получают задание подготовить материал, например, о лекарственных растениях, которые находятся на данной местности. Для закрепления можно попросить детей заполнить пробелы в рассказе о растении. Использовать «письмо по кругу» – каждый пишет, например, какое - то слово относящееся к предмету.

Игра – путешествие: «Посмотри вокруг», направлена на знакомство с памятниками природы нашего края. Путешествуя по станциям, где младших детей встречают старшеклассники - экскурсоводы, позволяет обогатить детей знаниями по данному вопросу, складывают пазл (фото памятников - природы), который является итогом занятия. Продолжением данного занятия может быть фотовыставка: «Где я был, что я видел?»

Проведение праздников в классе это не только развлечение и совместное участие, это еще и сбор, обработка и воспроизведение информации. Праздник масленицы является традиционным в нашем классе. Дети изучают особенности проведения этого праздника, разучивают игры и песенки. Рассказывают, как в семье празднуют масленицу, и конечно, угощают традиционным блюдом - блинами.

Использование разнообразных приемов при работе с информацией позволяет помочь детям лучше усвоить материал, а краеведческий материал помогает им в этом.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы работы с информацией при изучении краеведческого материала

Автор: Сорокина Наталья Владимировна

Дата: 20.03.2017

Номер свидетельства: 401919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415298930"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья " Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415299756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства