kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы «усиления» орфограммы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы «усиления» орфограммы

«Усилить» орфограмму – значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.

Этапы работы по «усилению»

  1. Выделение трудной орфограммы
  2. Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
  3. Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
  4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
  5. Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.

Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху.

Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идет за счет образного представления материала, путем выстраивания материала, путем выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочетания, своеобразных рассказов, сказок, стихов, песен, небылиц, несуразиц, шуток, анекдотов и т. п.

Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одущевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, её можно считать «другом» (если написание орфограммы совпадает с произношением), ей задавать вопросы и заставить отвечать и т. д.

Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т. д.) на нее должно «поработать».

Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы:

  1. Написания в слове запоминаемой буквы с аналогии с внешним видом самого предмета.
  2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;
  3. Составление ребусов;
  4. Заучивание обобщенным словом;
  5. Возвращение в забытую этимологию слова.

Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета. Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, копейка сами круглы, как буква о, которую в них надо запомнить; ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е, кофта (если она с рукавами-фонариками) фасоном напоминает букву ф.

Этимологическая справка

Балкон - от слова "балка" (из Италии) - помост, устроенный на заложенных в стену балках.

Богатый - слово связано со словом "бог". Прежнее значение слова было таково: "наделенный свыше всякими благами счастливец".

Ботинок - от слова "боты". В переводе с французского "ботт" - сапог.

Верблюд - прежнее название слова было "вельблуд" - "великий блудяга".

Дежурный - по-французски "де жур" означает "на тот день".

Дневник - в переводе с французского "ежедневный".

Жаворонок - значение слова близко к слову "ворон", а "жа" - звукоподражание пению птички.

Завод - от слова "водить" (в смысле "заводить" что-либо или кого-либо), поэтому старый состав слова такой: за - приставка, вод - корень.

Конечно - от слова "кон" в значении "ряд, порядок". Исходное значение слова - "в конце концов".

Коричневый - может быть проверено словом "корка". Родственное слово - корица. Коричневый - значит цвета корицы - красновато-бурого порошка из коры тропического дерева.

Лягушка - от слова "ляга", означавшего "ляжка", то есть "бедро". Бедра - "ляжки" - характерные части тела этого животного, отсюда и название.

Малина - от слова "малый", так как ягода состоит из множества малых ягодок.

Математика - от греческого слова "матэма", означавшего "наука", "знание".

Мотылек - старый корень слова "мот", от глагола "мотается", то есть носится туда-сюда.

Насекомое - от слова "насечка", т.е. надрез: тело насекомых будто бы расчленено на отдельные членики насечками.

Облако - от "обволакивать".

Печаль - от глагола "печь"; печаль - то, что жжет, печет душу.

Позор - то, на что "зрят", т.е. смотрят - вот каково было первоначальное значение слова. Получается, что безударная гласная "о" - в приставке.

Пример - слово образовалось от "мерить" с помощью приставки при.

Солдат - связано с итальянским словом "сольдо" - название монеты и жалованья.

Сосед - слово образовано от "сидеть" с помощью приставки со.

Спасибо - когда-то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов "спаси (тебя) бог" как исполненное благодарности пожелание.

Топор - от "топать" - этот глагол с ударением на первом слоге некогда значил "ударять", "рубить". "Топор" - это буквально "топало".

Черепаха - значение корня "череп" близко к слову "черепица", "скорлупа".

Итак, перечислены возможные приемы "усиления" запоминаемого материала. Цель этой работы - научить ребят овладеть не только приемами запоминания, но и навыками по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала, а также из особенностей памяти каждого ученика.

Для этого учитель должен ориентировать ребят на самостоятельный поиск и придумывание, вовлекать их в разные виды деятельности, создавать на уроке условия для творчества, фантазии и обязательно побуждать ребят к выбору индивидуального способа запоминания - такого наилучшего приема, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика.

Поэтому итогом любого "усиления" должен стать не коллективно выбранный вариант, а тот, который ребенок найдет для себя сам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы «усиления» орфограммы»

Приемы «усиления» орфограммы

«Усилить» орфограмму – значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.



Этапы работы по «усилению»

  1. Выделение трудной орфограммы

  2. Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

  3. Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».

  4. Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

  5. Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.



Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху.

Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идет за счет образного представления материала, путем выстраивания материала, путем выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочетания, своеобразных рассказов, сказок, стихов, песен, небылиц, несуразиц, шуток, анекдотов и т. п.

Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одущевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, её можно считать «другом» (если написание орфограммы совпадает с произношением), ей задавать вопросы и заставить отвечать и т. д.

Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т. д.) на нее должно «поработать».

Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы:

  1. Написания в слове запоминаемой буквы с аналогии с внешним видом самого предмета.

  2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;

  3. Составление ребусов;

  4. Заучивание обобщенным словом;

  5. Возвращение в забытую этимологию слова.

Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета. Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, копейка сами круглы, как буква о, которую в них надо запомнить; ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е, кофта (если она с рукавами-фонариками) фасоном напоминает букву ф.

Этимологическая справка

Балкон - от слова "балка" (из Италии) - помост, устроенный на заложенных в стену балках.

Богатый - слово связано со словом "бог". Прежнее значение слова было таково: "наделенный свыше всякими благами счастливец".

Ботинок - от слова "боты". В переводе с французского "ботт" - сапог.

Верблюд - прежнее название слова было "вельблуд" - "великий блудяга".

Дежурный - по-французски "де жур" означает "на тот день".

Дневник - в переводе с французского "ежедневный".

Жаворонок - значение слова близко к слову "ворон", а "жа" - звукоподражание пению птички.

Завод - от слова "водить" (в смысле "заводить" что-либо или кого-либо), поэтому старый состав слова такой: за - приставка, вод - корень.

Конечно - от слова "кон" в значении "ряд, порядок". Исходное значение слова - "в конце концов".

Коричневый - может быть проверено словом "корка". Родственное слово - корица. Коричневый - значит цвета корицы - красновато-бурого порошка из коры тропического дерева.

Лягушка - от слова "ляга", означавшего "ляжка", то есть "бедро". Бедра - "ляжки" - характерные части тела этого животного, отсюда и название.

Малина - от слова "малый", так как ягода состоит из множества малых ягодок.

Математика - от греческого слова "матэма", означавшего "наука", "знание".

Мотылек - старый корень слова "мот", от глагола "мотается", то есть носится туда-сюда.

Насекомое - от слова "насечка", т.е. надрез: тело насекомых будто бы расчленено на отдельные членики насечками.

Облако - от "обволакивать".

Печаль - от глагола "печь"; печаль - то, что жжет, печет душу.

Позор - то, на что "зрят", т.е. смотрят - вот каково было первоначальное значение слова. Получается, что безударная гласная "о" - в приставке.

Пример - слово образовалось от "мерить" с помощью приставки при.

Солдат - связано с итальянским словом "сольдо" - название монеты и жалованья.

Сосед - слово образовано от "сидеть" с помощью приставки со.

Спасибо - когда-то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов "спаси (тебя) бог" как исполненное благодарности пожелание.

Топор - от "топать" - этот глагол с ударением на первом слоге некогда значил "ударять", "рубить". "Топор" - это буквально "топало".

Черепаха - значение корня "череп" близко к слову "черепица", "скорлупа".

Итак, перечислены возможные приемы "усиления" запоминаемого материала. Цель этой работы - научить ребят овладеть не только приемами запоминания, но и навыками по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала, а также из особенностей памяти каждого ученика.

Для этого учитель должен ориентировать ребят на самостоятельный поиск и придумывание, вовлекать их в разные виды деятельности, создавать на уроке условия для творчества, фантазии и обязательно побуждать ребят к выбору индивидуального способа запоминания - такого наилучшего приема, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика.

Поэтому итогом любого "усиления" должен стать не коллективно выбранный вариант, а тот, который ребенок найдет для себя сам.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Приемы «усиления» орфограммы

Автор: Бородулина Татьяна Леонидовна и Нургалиева Евгения Вахитовна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276215

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие памяти и повышение грамотности на уроках русского языка."
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiiepamiatiipovyshieniieghramotnostinaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "273960"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452315280"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Педагогическая консультация на тему: "Развитие навыка фонетически правильного письма у школьников с нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskaiakonsultatsiianatiemurazvitiienavykafonietichieskipravilnoghopismaushkolnikovsnarushieniiamiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "289941"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454888651"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Роль игры на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(51) "rol-ighry-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "135413"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416919016"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Исследовательская работа " Игровые формы уроков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(67) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-formy-urokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "139383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417707055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства