Приемы «усиления» орфограммы
«Усилить» орфограмму – значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.
Этапы работы по «усилению»
- Выделение трудной орфограммы
- Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
- Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления».
- Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
- Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.
Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху.
Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму, привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идет за счет образного представления материала, путем выстраивания материала, путем выстраивания сюжетной линии для запоминания, сочетания, своеобразных рассказов, сказок, стихов, песен, небылиц, несуразиц, шуток, анекдотов и т. п.
Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одущевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, её можно считать «другом» (если написание орфограммы совпадает с произношением), ей задавать вопросы и заставить отвечать и т. д.
Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т. д.) на нее должно «поработать».
Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы:
- Написания в слове запоминаемой буквы с аналогии с внешним видом самого предмета.
- Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв;
- Составление ребусов;
- Заучивание обобщенным словом;
- Возвращение в забытую этимологию слова.
Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета. Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, копейка сами круглы, как буква о, которую в них надо запомнить; ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е, кофта (если она с рукавами-фонариками) фасоном напоминает букву ф.
Этимологическая справка
Балкон - от слова "балка" (из Италии) - помост, устроенный на заложенных в стену балках.
Богатый - слово связано со словом "бог". Прежнее значение слова было таково: "наделенный свыше всякими благами счастливец".
Ботинок - от слова "боты". В переводе с французского "ботт" - сапог.
Верблюд - прежнее название слова было "вельблуд" - "великий блудяга".
Дежурный - по-французски "де жур" означает "на тот день".
Дневник - в переводе с французского "ежедневный".
Жаворонок - значение слова близко к слову "ворон", а "жа" - звукоподражание пению птички.
Завод - от слова "водить" (в смысле "заводить" что-либо или кого-либо), поэтому старый состав слова такой: за - приставка, вод - корень.
Конечно - от слова "кон" в значении "ряд, порядок". Исходное значение слова - "в конце концов".
Коричневый - может быть проверено словом "корка". Родственное слово - корица. Коричневый - значит цвета корицы - красновато-бурого порошка из коры тропического дерева.
Лягушка - от слова "ляга", означавшего "ляжка", то есть "бедро". Бедра - "ляжки" - характерные части тела этого животного, отсюда и название.
Малина - от слова "малый", так как ягода состоит из множества малых ягодок.
Математика - от греческого слова "матэма", означавшего "наука", "знание".
Мотылек - старый корень слова "мот", от глагола "мотается", то есть носится туда-сюда.
Насекомое - от слова "насечка", т.е. надрез: тело насекомых будто бы расчленено на отдельные членики насечками.
Облако - от "обволакивать".
Печаль - от глагола "печь"; печаль - то, что жжет, печет душу.
Позор - то, на что "зрят", т.е. смотрят - вот каково было первоначальное значение слова. Получается, что безударная гласная "о" - в приставке.
Пример - слово образовалось от "мерить" с помощью приставки при.
Солдат - связано с итальянским словом "сольдо" - название монеты и жалованья.
Сосед - слово образовано от "сидеть" с помощью приставки со.
Спасибо - когда-то вместо этого слова произносилось сочетание двух слов "спаси (тебя) бог" как исполненное благодарности пожелание.
Топор - от "топать" - этот глагол с ударением на первом слоге некогда значил "ударять", "рубить". "Топор" - это буквально "топало".
Черепаха - значение корня "череп" близко к слову "черепица", "скорлупа".
Итак, перечислены возможные приемы "усиления" запоминаемого материала. Цель этой работы - научить ребят овладеть не только приемами запоминания, но и навыками по отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала, а также из особенностей памяти каждого ученика.
Для этого учитель должен ориентировать ребят на самостоятельный поиск и придумывание, вовлекать их в разные виды деятельности, создавать на уроке условия для творчества, фантазии и обязательно побуждать ребят к выбору индивидуального способа запоминания - такого наилучшего приема, который компенсировал бы недостатки памяти каждого ученика.
Поэтому итогом любого "усиления" должен стать не коллективно выбранный вариант, а тот, который ребенок найдет для себя сам.