Приемы формирования логического мышления у учащихся начальной школы.
Приемы формирования логического мышления у учащихся начальной школы.
Очень важно уже в начальной школе научить учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы. Как сформировать приемы логического мышления у учащихся? Автор работы считает: данные приемы должны стать предметом специального изучения и усвоения. В статье описана методика работы по изучению приема сравнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования логического мышления у учащихся начальной школы.»
Приемы формирования логического мышления у учащихся начальной школы.
М. А. Иванкина, учитель начальных классов
МБ НОУ «Гимназия № 62» г. Новокузнецка
Очень важно уже в начальной школе научить учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Одним из приемов развития логического мышления является прием сравнения. Данный приём имеет сложный операционный состав, поэтому для успешного самостоятельного применения его учащимися недостаточно простого показа использования этого приема на каком-либо образце. Учеников необходимо познакомить и научить выполнять каждую из операций, входящих в данный прием. Обязательным условием на начальном этапе работы по изучению приема сравнения является чередование осуществления мыслительных операций и их словесного объяснения.
Первоначально учащихся необходимо знакомить с признаками объектов и учить их выделять. Признак объекта – это некоторая его особенность, то, что присуще данному объекту [2, с.35].
Пример знакомства с признаками объектов:
Учитель: Я задумала предмет,
Но какой, пока секрет!
Он круглый, большой, резиновый, легкий.
Ученики: Это мяч.
Учитель: Верно. Слова, по которым вы догадались, что я задумала мяч, обозначают признаки этого предмета. Каждый предмет имеет свои признаки.
В ходе работы по выделению признаков объектов учитель знакомит учеников с приемом выделения признаков объекта познания на основе сравнения его с другими признаками.
Например.
Соревнование: назвать как можно больше признаков яблока.
Когда ответы ребят иссякнут, учитель показывает детям кубик и задает вопрос:
- Кто скажет, какими признаками яблоко отличается от кубика?
Ученики:
- Яблоко круглое, а кубик квадратный.
- Яблоко съедобное, а кубик нет.
Затем учитель показывает прозрачное стекло.
Ученики:
- Яблоко непрозрачное, а стекло прозрачное.
Далее ребята сравнивают яблоко с другими объектами.
В результате такойработы учащиеся знакомятся с приемом нахождения признаков объекта на основе сравнения его с другими признаками.
Продолжением работы является формирование умений младших школьников выделять общие и отличительные, существенные и несущественные признаки объектов.
Пример введения понятий.
Учитель: Как можно, не подходя к сундучку, узнать, какие предметы в нем находятся?
Ученики:
- Спросить.
Учитель: Думаю, что загадку отгадать интереснее, чем получить готовый ответ.
Черный Ивашка – деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет.
Ученики: Карандаши.
Учитель: Попробуйте назвать признаки карандашей, но не любые, а такие, которыми обладает каждый карандаш, лежащий в сундучке.
В ходе работы учитель фиксирует ответы учеников на доске. Если ребята называют несущественный признак, ответ записывается в левый столбик, существенный – в правый.
Когда ученик называет несущественный признак, учитель достает из сундучка карандаш, который данным признаком не обладает. Например: ребёнок называет деревянный, а учитель показывает пластмассовый карандаш.
В процессе работы появляется запись:
деревянный грифель
цветной «рубашка»
и т.д.
Учитель: Подумайте и скажите, по какому признаку разделены ответы на две группы?
Ученики: Признаки, записанные в первом столбике, принадлежат не каждому карандашу, а во втором – каждому.
Учитель делает вывод: признаки, которыми обладает каждый предмет группы, в логике называются существенными, и спрашивает учеников:
- Как вы считаете, как в логике называются признаки, которыми обладает не каждый предмет группы?
Ученики: Мы считаем, что такие признаки называютсянесущественными.
Сравнить – значит установить сходства и различия объектов по существенным или несущественным признакам объектов.
Чтобы провести сравнение, прежде всего надо определить основания для сравнения. Затем по данным основаниям найти признаки сходства и различия объектов.Очень важно, чтобы учащиеся усвоили, что сравнивать объекты можно только по одинаковым основаниям.
Пример.
Каждой группе учащихся предлагается следующая таблица:
Сравнение кошки и мышки
Сходства
Различия
- животные
- лапы
- хвост
- зубы
- млекопитающие
кошка
мышка
- хитрая
- серая
- маленькая
- живет в норке
Учитель: В таблице приведены примеры сравнения кошки и мышки. Проверьте, верно ли выполнено задание.
В ходе групповой работы учащиеся делают вывод. При выделении различий между кошкой и мышкой допущена ошибка. Объекты необходимо сравнивать по одинаковым основаниям.
Упражнение на самостоятельное и осознанное применение приема в варьирующихся условиях. Работа ведется параллельно с изучением программного учебного содержания по разным предметам.
Примеры приемов работы по формированию приема сравнения.
1. Игра на «выбывание».
Даны слова: школа, город, бежит, товарищ.
Учитель: Какое слово отличается от остальных по какому-либо существенному признаку?
Ученики: Слово бежит. Это глагол, а все остальные – имена существительные.
Слово бежитстирается.
Ученики: Теперь убираем слово товарищ, т.к. это одушевленное имя существительное, а остальные имена существительные неодушевленные.
2. Невидимая ошибка.
Учитель: Внимательно посмотрите на равенство 8+7=19.Что можете сказать?
Ученики: Это неверное равенство (доказывают).
Учитель: Ваша задача: не изменяя записи, что-либо добавить в левую или правую часть, чтобы равенство стало верным.
Ученики: 8+7+4=19
8+7=19-4.
3. Задание, не имеющее решения, воспитывающее неимитационное поведение обучающихся, критичности их мышления [9, с.46].
Учитель: Какая из звуковых схем подходит к словушкола?
Изучение приемов логического мышления может проводиться как на учебном содержании, так и на внеучебном (на факультативах, спецкурсах, классных часах).
Большое внимание уделяется диагностическим заданиям, позволяющим установить степень освоения учащимися логического приема сравнение.
Пример диагностического задания по определению степени владения логическим приемом сравнение.
Цель: выделение признаков сходства и различия.
Ученикам предъявляются или называются два предмета или понятия. Каждый обучающийся на листе бумаги должен в левый столбик написать признаки сходства, а в правый – признаки различия.
Примеры пар слов: книга-тетрадь, лошадь-корова, солнце-луна.
Обработка результатов: более трех полных правильных сравнений – высокий уровень, 3 сравнения – выше среднего, 2 сравнения – средний уровень, одно сравнение – уровень ниже среднего.
Опыт работы показал, что осознанное изучение приемов логического мышления приводит к росту учебной мотивации, к развитию когнитивных и креативных способностей учащихся, их учебной самостоятельности, переходу от чисто исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь.