Проектная деятельность в начальных классах
Автор: Нарыгина Евгения Александровна
учитель начальных классов МБОУ Барышевская СОШ №9
Так что такое проект?
Прое́кт (в переводе с латинского projectus ) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Особый вид – учебные проекты
Вид проекта
Цель учителя
Изделие
Мероприятие
Цель ученика
- Формировать УУД*
- Учить претворять в жизнь замыслы
- « -
Исследование
- Спроектировать и изготовить изделие
- Подготовить и провести мероприятие
- « - + учить исследованиям
Решение проблемы
- Получить ответ на вопрос исследования
- « - + учить решению проблем
Учебный проект
- Предложить решение проблемы
- « - + учить учиться самому
- Самостоятельно изучить тему
* УУД – универсальные учебные действия
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ
Учебный проект
Проблема проекта
Почему?
Цель проекта
Актуальность проблемы
Зачем?
Задачи проекта
Методы и способы
Что?
Целеполагание
Постановка задач
Как?
Результат
Планирование
Что получится?
Ожидаемый
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Исследовательский проект
Практико – ориентированный проект
Информационный проект
Ролевой проект
Творческий проект
классификация
особенности
Практико – ориентированный проект
- нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
- Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Информационный проект
- направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
- Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Исследовательский проект
- по структуре напоминает подлинно научное исследование.
- Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Ролевой проект
- Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Творческий проект
- предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Классификация проектов по продолжительности
- Мини – проекты
- Краткосрочные проекты
- Недельные проекты
- Годичные проекты
По комплексности
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Метод проектов
предполагает направленность учебно-познавательной деятельности на результат
можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
11
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем .
1. Сформированость у учащихся ряда коммуникативных умений.
2. Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».
3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.
В процессе проектной деятельности :
1.Рефлексивные
2.Поисковые (исследовательские)
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4. Работа в сотрудничестве:
5.Коммуникативные
6.Презентационные
РЕЗУЛЬТАТ проектной деятельности
поиск сведений
успех
организация действий,
общение
проекты
применение знаний
родители
творчество
Проект – это “пять П”
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта
Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
- Особая педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она– является практическим целенаправленным действием, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- – актуализирует субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; идет от потребностей и интересов детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирует детскую самостоятельность;
– выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду
Источники информации:
- 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
- 2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
- 3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- 4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
- 5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
- 6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
- 7.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
- 8.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- 9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
- 10. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
- 11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
- 12. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
- 13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
- 14.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
- 15.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- 16.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.