Просмотр содержимого документа
«Приемы развития естественнонаучной грамотности в начальной школе»
Приёмы развития естественнонаучной грамотности.
Развитие естественнонаучной грамотности с помощью приемов, методов, технологий, которые мы организуем на уроках в начальной школе, является базой для систематических курсов физики, химии, биологии, географии и ОБЖ в основной школе
В своей деятельности мы используем технологию проблемного обучения. К учебной проблеме и знакомством с научным понятием можно идти через проблемную ситуацию. Но ее нужно придумать. Существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
Суть приема «Яркое пятно» в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.
Рукодельница домой воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная….
Прием «Актуальность»- обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся. Это можно проследить на следующем примере эпизода урока ИЗО в 1 классе по теме «Разноцветная радуга»
– На прошлом уроке мы изучали тему «Звуки».
– Закройте глазки.
– Послушайте, что это за звуки?
(Сверчок, шум ветра, дождя).
– Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо…
– Какое?
– Отгадайте загадку:
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти?
– Что появилось на небе? (Правильно. Радуга.)
«Активити». Задача игроков — объяснить какое-либо научное понятие с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и так далее.
Главная ценность создания проблемных ситуаций на уроке в том, что дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.
Моделирование - исследование объектов, процессов или явлений путём построения и изучения моделей для определения или уточнения характеристик оригинала. В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбирать наиболее удобный вид.
Создание модели безопасного поведения на водоёмах. Задание направлено на применение правил безопасного поведения.
- Прочитайте текст. Заполните таблицу.
«Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны. За ними нужно внимательно следить, не спуская с них глаз ни на минуту.
Ребята постарше любят хвастаться друг перед другом: показывать, кто глубже нырнёт, кто смелее прыгнет в воду. Такие соревнования, особенно в незнакомых местах купания, часто приводят к несчастным случаям.
Ваня и Саша, тринадцати лет, вместе с братом Вани, первоклассником Серёжей идут к пруду купаться. О каких опасностях должен помнить Ваня?
Что ему следует делать, чтобы избежать их? Заполни таблицу».
Опасности
Действия Вани
Серёжа любопытен и не чувствует опасности, может полезть глубоко в воду.
Держаться рядом с Серёжей и наблюдать за ним, не отвлекаясь.
Саша может отвлечь внимание Вани разговорами и не уследить за Серёжей.
Объяснить Саше, что Серёжа ещё мал, попросить помочь следить за ним.
Ваня может увлечься плаванием или нырянием и оставить без внимания Серёжу.
Не нырять и не уплывать далеко.
Купаться в незнакомых местах опасно (рельеф дна, глубина, загрязнённость водоёма).
Вести всех к знакомому месту купания.
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Где живут белые медведи?» был интегрированный с уроком технологии. Учащиеся получили знания по данной теме, выполнили аппликацию «Белые медведи», раскрасили пингвинов и расселили их по местам обитания на географической карте.
Денотатный граф — герменевтический прием
Прием денотатный граф служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.
Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.
Применить прием денотатный граф можно на разных этапах: познания нового, контроля и т.д. Он помогает:
развить интеллектуальные возможности ученика: способность к анализу и синтезу, к вычленению главного и т.п.;
разложить материал «по полочкам», осознать его;
усвоить связь между различными понятиями, суть их отношений.