Приемы формирования осознанного чтения учащихся начальной школы
Приемы формирования осознанного чтения учащихся начальной школы
Основная цель уроков литературного чтения: формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение учащихся в различные интерактивные образовательные технологии (в частности технологию продуктивного чтения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования осознанного чтения учащихся начальной школы»
Основная цель уроков литературного чтения: формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение учащихся в различные интерактивные образовательные технологии (в частности технологию продуктивного чтения).
Грамотный читатель – учащийся, имеющий стойкую привычку к чтению, потребность в чтении, умеющий выбирать, ориентироваться в мире книг. (Екатерина Валерьевна Бунеева)
Квалифицированный читатель – хорошо или отлично владеет навыком чтения, инструментарием восприятия текста, знает книги, не испытывает проблемы в поиске. (Ольга Валентиновна Джежелей)
Интеллигентный читатель – разбирается в различных видах текстов и выступает в позиции творца, автора своего собственного произведения (Леонид Владимирович Занков)
Работая над проблемой формирования читателя, мы используем:
приемы работы над беглостью чтения и понимания прочитанного текста; систему работы с текстом; методы активного чтения, применяем технологию продуктивного чтения. Работу с текстом внедряем поэтапно, согласно требованиям ФГОС с 1 по 4 класс.
класс
этап
Задачи этапа
Практические задания
Приемы формирования навыка чтения и понимания прочитанного текста
1 класс
подготовительный
обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя) Практическое отличие текста от набора предложений.
Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
Озаглавливание текста.
Составление картинного плана или с помощью моделей под руководством учителя.
чтение с хлопками;
чтение текста через слово;
чтение половины каждого слова в предложении;
чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки;
выб0рочное чтение с определённым заданием;
чтение с нахождением ключевого по смыслу слова
2 класс
(начальный)
обучение детей работе с текстом
Смысловое чтение (читать и, главное, понимать прочитанное).
Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста .
Умение пересказывать текст разного вида
Умение выделять опорные слова, словосочетания.
Умения составлять характеристику героев, делать анализ и их поступков.
чтение с постукиванием карандаша (для отработки темпа);
жужжащее чтение;
чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении;
чтение «буксиром»;
бинарное чтение (одновременно два ученика читают один текст);
чтение с настроением (один читает, а другие должны угадать его настроение);
круговое чтение (текст читают по одному слову друг за другом);
нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;
чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
3 класс
основной
обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному
Самостоятельное выделение основной мысли .
Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
Выделение главной и второстепенной информации;
Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями.
Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.
Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.
Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
чтение в темпе скороговорки;
чтение с остановками;
чтение с отрывом взгляда от текста;
«Сканирование» (за 20-30 сек. ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации);
чтение «Ловушка» ;
«Дикторское» чтение;
составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);
составление словесного плана или плана в виде рисунка;
чтение «Живая картинка» (один ученик читает, а другой мимикой лица реагирует на услышанное)
4 класс
заключительный
Виды работ с текстом разнообразны, они видоизменяются, идёт постепенное усложнение от первого к четвёртому классу. Хочется отметить, что основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. ( Приложение уроки)
В результате данная система работы с информационным полем в комплексе формирует у младших школьников все УУД (универсальные учебные действия) в рамках ФГОС НОО (Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).
Конкретизируем УУД применительно к урокам литературного чтения. Личностные УУД
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Сформировать в комплексе УУД и выполнить главную цель курса «Литературное чтение» - формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателяневозможно без современных образовательных технологий и учебных стратегий. В своей работе мы используем следующие учебные стратегии.
Учебные стратегии
Чтение с остановками с созданием дерева предсказаний
Тщательное чтение
« Толстые и тонкие» вопросы
Стратегия ЗХУ (знаю,
хочу узнать узнал).
Стратегия РАФТ
Стратегия « Пирамида критика».
Стратегия «Кластеры»
Стратегия «Инсерт»
Бортовой журнал
Разнообразные приёмы работы с текстом способствуют формированию активной читательской позиции школьника и помогают сделать процесс учения развивающей средой.
П риёмы активного чтения
Чтение с остановками
Работа с вопросником
Уголки
Логическая цепочка
Чтение с пометами
Дневник
двойных записей
Отсроченная отгадка
При подготовке к урокам литературного чтения мы используем схему проектирования уроков. С позиции структуры читательской деятельности технология предполагает три этапаработы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. Каждый этап имеет свою цель и свою основную задачу. Цель продуктивного чтения: учить самостоятельно понимать текст. Любой текст содержит 3 пласта текстовой информации:
фактуальную - то, о чём в тексте говорится в явном виде (факты, события);
подтекстовую - то, о чём говорится в неявном виде, «между строк»(скрытый смысл);
концептуальную - основной смысл текста (замысел писателя, основная мысль).