kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы формирования осознанного чтения учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель уроков литературного чтения: формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение учащихся в различные интерактивные образовательные технологии  (в частности технологию продуктивного чтения).

Просмотр содержимого документа
«Приемы формирования осознанного чтения учащихся начальной школы»

Основная цель уроков литературного чтения: формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя через включение учащихся в различные интерактивные образовательные технологии (в частности технологию продуктивного чтения).

Грамотный читатель – учащийся, имеющий стойкую привычку к чтению, потребность в чтении, умеющий выбирать, ориентироваться в мире книг. (Екатерина Валерьевна Бунеева)

Квалифицированный читатель – хорошо или отлично владеет навыком чтения, инструментарием восприятия текста, знает книги, не испытывает проблемы в поиске. (Ольга Валентиновна Джежелей)

Интеллигентный читатель – разбирается в различных видах текстов и выступает в позиции творца, автора своего собственного произведения (Леонид Владимирович Занков)

Работая над проблемой формирования читателя, мы используем:

приемы работы над беглостью чтения и понимания прочитанного текста; систему работы с текстом; методы активного чтения, применяем технологию продуктивного чтения. Работу с текстом внедряем поэтапно, согласно требованиям ФГОС с 1 по 4 класс.

класс

этап

Задачи этапа

Практические задания

Приемы формирования навыка чтения и понимания прочитанного текста

1 класс

подготовительный

обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя) Практическое отличие текста от набора предложений.


Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.


Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.


Озаглавливание текста.


Составление картинного плана или с помощью моделей под руководством учителя.

чтение с хлопками;

чтение текста через слово;

чтение половины каждого слова в предложении;

чтение текста с прикрытой нижней половиной каждой строки;

выб0рочное чтение с определённым заданием;

чтение с нахождением ключевого по смыслу слова

2 класс

(начальный)

обучение детей работе с текстом

Смысловое чтение (читать и, главное, понимать прочитанное).


Деление на абзацы и составление плана прочитанного текста .


Умение пересказывать текст разного вида


Умение выделять опорные слова, словосочетания.

Умения составлять характеристику героев, делать анализ и их поступков.


чтение с постукиванием карандаша (для отработки темпа);

жужжащее чтение;

чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении;

чтение «буксиром»;

бинарное чтение (одновременно два ученика читают один текст);

чтение с настроением (один читает, а другие должны угадать его настроение);

круговое чтение (текст читают по одному слову друг за другом);

нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос;

чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

3 класс

основной

обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному

Самостоятельное выделение основной мысли .

Нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

Выделение главной и второстепенной информации;

Выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями.

Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку.

Самостоятельное формулирование вопросов по тексту.

Сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.

чтение в темпе скороговорки;

чтение с остановками;

чтение с отрывом взгляда от текста;

«Сканирование» (за 20-30 сек. ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации);

чтение «Ловушка» ;

«Дикторское» чтение;

составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту);

составление словесного плана или плана в виде рисунка;

чтение «Живая картинка» (один ученик читает, а другой мимикой лица реагирует на услышанное)

4 класс

заключительный

Виды работ с текстом разнообразны, они видоизменяются, идёт постепенное усложнение от первого к четвёртому классу. Хочется отметить, что основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. ( Приложение уроки)

В результате данная система работы с информационным полем в комплексе формирует у младших школьников все УУД (универсальные учебные действия) в рамках ФГОС НОО (Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).

Конкретизируем УУД применительно к урокам литературного чтения. Личностные УУД

  • Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в учебнике;

  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • Подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • Слушать и понимать речь других;

  • Выразительно читать и пересказывать текст;

  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.


Сформировать в комплексе УУД и выполнить главную цель курса «Литературное чтение» - формирование грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя невозможно без современных образовательных технологий и учебных стратегий. В своей работе мы используем следующие учебные стратегии.






Учебные стратегии

























Чтение с остановками с созданием дерева предсказаний


Тщательное чтение


« Толстые и тонкие» вопросы


Стратегия ЗХУ (знаю,

хочу узнать узнал).



Стратегия РАФТ



Стратегия « Пирамида критика».



Стратегия «Кластеры»



Стратегия «Инсерт»



Бортовой журнал


Разнообразные приёмы работы с текстом способствуют формированию активной читательской позиции школьника и помогают сделать процесс учения развивающей средой.





П риёмы активного чтения


















Чтение с остановками


Работа с вопросником


Уголки


Логическая цепочка


Чтение с пометами


Дневник

двойных записей


Отсроченная отгадка


При подготовке к урокам литературного чтения мы используем схему проектирования уроков. С позиции структуры читательской деятельности технология предполагает три этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения. Каждый этап имеет свою цель и свою основную задачу. Цель продуктивного чтения: учить самостоятельно понимать текст. Любой текст содержит 3 пласта текстовой информации:

  • фактуальную - то, о чём в тексте говорится в явном виде (факты, события);

  • подтекстовую - то, о чём говорится в неявном виде, «между строк»(скрытый смысл);

  • концептуальную - основной смысл текста (замысел писателя, основная мысль).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приемы формирования осознанного чтения учащихся начальной школы

Автор: Наталья Валентиновна Парамонова

Дата: 17.01.2021

Номер свидетельства: 570373

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440706841"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Коррекционно-развивающий дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionnorazvivaiushchiididaktichieskiimatierialdliarabotysdietmisovzvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457793815"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ОСНОВЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА В НАЧАЛЬНОЙШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-uud-na-osnovie-kratkogo-pierieskaza-v-nachal-noishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450275665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства