kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Преемственность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о работе по преемственности начльной школы и основной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность.»

Новые задачи, поставленные обществом перед школой, в связи с введением Стандарта помимо вооружения учащихся системой знаний, умений и компетенций, требуют развития у детей черт творческой деятельности, обеспечивающих познавательную самостоятельность, формирующих творческий склад ума. Для этого необходимо учить школьников самостоятельно устанавливать факты. Объяснять их, находить закономерности, которым они подчиняются давать оценку, то есть уметь решать проблемы, возникающие в процессе познавательной деятельности.

Одним из требований ФГОС ОО является создание системы условий , одними из которых являются условия реализации образовательного процесса. Данные условия должны обеспечить :

-преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности

-учет специфики возрастного психофизического развития ученика

-вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

-вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Психолого-педагогическое сопровождение- это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Психологическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога с использованием средств УМК.

Приоритетным направлением образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий .

Универсальные учебные действия делятся на 4 основные группы:

-коммуникативные УУД

-личностные действия УУД

-регулятивные действия УУД

Познавательные УУД

Основой разработки критериев и методов оценки форсированности универсальных учебных действий является диагностическая система психолого-педагогического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение , смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяет личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап -поступление ребенка в школу. На этом этапе проводится психолого- педагогическая диагностика, направленная на определение готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Одна из них проводится психологической службой, которая выдает результаты готовности ребенка к школе. Вторая диагностика проводится учителями первых классов. В нее входят:

--анкета для родителей, где родители указывают. Где их ребенок занимался до поступления в школу ( детский сад, спортивная секция, танцевальная студия и т. д.)

--- в ней же указывают заболевания детей, и на что следует обратить внимание (зрение, осанка, утомляемость, частые простудные заболевания)

--- и какой результат ждут родители от школы ( знания, общение. И т. д.)

В июне месяце в нашей школе проходят курсы для будущих первоклассников « Введение в школьную жизнь». Родители присутствуют на занятиях и ведут дневник первоклассника, где записывают свои наблюдения, отмечают успехи детей, трудности с которыми сталкиваются дети. Это очень помогает увидеть своего ребенка при выполнении заданий, а затем сформулировать свои вопросы, которые они могут задать учителю на собрании, получить рекомендации как избежать эти трудности, на что следует обратить внимание.

Также на собрании и консультациях для родителей, учитель, руководствуясь результатами диагностики, рекомендует родителям , какие занятия по внеурочной деятельности лучше подойдут их ребенку, чтобы ему было комфортнее в школе на уроках и внеурочной деятельности.

Так, например. Дети с логопедией, задержкой речи, заиканием могут посещать занятия по риторике, театру.

Гиперактивные дети – занятия подвижные игры, обж

Испытывающие страх, неуверенность – школу полезных привычек, я-сам.

Дети с высокой интеллектуальной подготовкой – рпс, проектная деятельность

II этап –работа с одаренными детьми.

Одаренные , талантливые дети- это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

Выявление одаренных детей, развитие степени их одаренности должно начинаться уже в начальный период обучения. Работа с одаренными детьми, является одним из приоритетных направлений деятельности школы. В школе складывается система работы с одаренными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Поэтому важно установить уровень способностей и из разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

--исследовательский

--частично-поисковый

--проблемный

--проективный

Формы работы:

--Классно-урочная ( работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания

--консультирование по возникшей проблеме

--дискуссия

--игры

Очень важны:

--предметные олимпиады

--интеллектуальные марафоны

--различные конкурсы и викторины

--словесные игры и забавы

--проекты по различной тематике

--ролевые игры

--индивидуальные творческие задания

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

--- выявлени одаренных детей

--развитие творческих способностей на уроках

--развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, творческие задания)

--создание условий для всестороннего развития одаренных детей

Работу с одаренными детьми учитель начинает с диагностики одаренности. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявлять наклонности, способности и интересы учащихся. От того , как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.

Для создания мотивации используются следующие приемы:

--Рейтинг учащихся

--«почетное место» в классе, в классном уголке

--классные часы по самоопределению

--создание портфолио с последующей презентацией

На этом этапе урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребенок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Основная задача учителя---- так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Учитывая особенности одаренных детей, важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, ставить школьников перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темой одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.

Одна из форм работы с одаренными детьми--- научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации получения новых знаний.

На уроках и во внеурочное время реализовать разноуровневое обучение, индивидуальный подход, применяя разные виды работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Огромное внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, самовыражению, самоанализу.

Повысит уровень преподавания использование на уроках следующих приемов работы:

--прием «вопрос-ответ» основан на умении задавать вопросы содержательного характера

--«удивительное рядом» основан на повышении мотивации в начале урока, когда учитель показывает что-то обыденное с новой ,, неизведанной стороны

--«диалог с текстом» применяется для проведения индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работая с текстом, выполняет задание

--«возможно или невозможно» основан на столкновении двух противоположных мнений

--«правда или ложь» (игра) для связи разрозненных фактов в единую картину, систематизировать информацию

Использование дидактических игр дает возможность совершенствовать у ребят естественных процессов, как внимание, мышление , память, смекалку, находчивость, сообразительность.

В целях поддержки и заинтересованности к предмету и улучшения индивидуальных особенностей учащихся используются занимательные квесты, логические задания по математике, окружающему миру, творческие задания по русскому языку и литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, «мозговые штурмы». Во время участия каждый может проявить свои индивидуальные способности. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют стартом в науку, в жизнь.

Одной из новых форм работы с одаренными детьми в школе является проектирование Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в образовательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя по кирпичикам новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом любой сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого предмета и в данном аспекте несет в себе черты универсальности.

Одна из форм работы с одаренными детьми—их участие в конкурсах –Русский медвежонок, Кенгуру, Бульдог и т. д.

В нашей школе ежегодно проходит научно-практическая конференция «Мы -будущее России», где активное участие принимают ученики начальной школы, с самого первого класса.

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями-не только для обучающихся, но и для педагогов и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одаренности развивает у обучающимся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности.

III этап---Работа со слабоуспевающими учащимися.

Об одаренных детях с высокими реальными возможностями заботится правительство, утверждая программу «Одаренные дети», ему вторят региональные власти и департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места. Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети—учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые дети. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении.

Неуспевающий ученик—личность легендарная. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учебе был Пушкин.

Слабоуспевающие-это те, кто имеет слабые умственные способности, те, кто имеет слабые учебные умения, у кого низкие навыки устной и письменной речи, кто не владеет нормой чтения текста, кто не владеет техникой устного счета, у кого низкий уровень памяти, у кого не сформировались навыки исполнительного труда, у кого не сформировалось прилежание, сознательно низкая мотивация к учению. Какие категории относятся к слабоуспевающим:

--Дети с ЗПР- это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.

--Недостаточно развитые для школы дети. У них выявлены нарушения в раннем развитии. Они страдают хроническими заболеваниями.

--Функционально не созревшие дети. У них есть желание выполнять школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Проходит один-два месяца, а картина не меняется. Становится понятно, что некоторые функции организма еще не созрели для школы, для учебы, она им не по силам. Многие дети болеют, часто пропускают занятия.

---Ослабленные дети. Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически здоровы только 20-30%. Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстает от нормы.

--Системно-отстающие дети. Чрезмерно эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с обучением, могут явится причиной ухудшения здоровья. На первый взгляд, все функции в норме и развиты, а общей гармонии нет .

---Нестандартные дети.-это так называемые «медленные» дети, тугодумы, и такова особенность их характера. Они отличаются от сверстников только медленным темпом работы.

---Депривированные семьей и школой дети. Значительная часть воспитывается в неблагоприятных микро-социальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера конфликтов, жестокость и холодность по отношению к детям, наказания, вседозволенность.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Поэтому методика работы со слабоуспевающими должна быть специальной.

Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

--недостаточность умственного развития

--несформированность учебных навыков

--дефицит внимания с гиперактивностью

--отсутствие познавательного интереса

--несформированность произвольной сферы ( делаю что хочу)

--ниже среднего познавательный интерес

--низкий уровень развития словесно-логического мышления

--низкая работоспособность

И еще одна причина—лень. С самого начала освоения новой для ребенка деятельности он сталкивается с неуспехом.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

----Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе, снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски, давать примерный план ответа, разрешать пользоваться наглядными пособиями, стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

---При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания, привлечение в качестве помощников, привлечение к высказыванию предложений при проблемной ситуации.

---Самостоятельная работа (организация): выбор для группы неуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, более подробное объяснение выполнения заданий, предупреждая о возможных затруднениях, использование карточек- консультаций, карточек с направляющим планом действий

---В ходе самостоятельной работы: разбивка заданий на дозы, этапы, в сложных заданиях выделение ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа выполнения задания, ссылка на правило, инструктирование о путях выполнения заданий, более тщательный контроль за их деятельностью.

Для эффективной работы учитель должен:

Стремиться понять и принять каждого ребенка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, терпение. Использовать средства невербального общения ( опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

Опираться на правила, разработанные психологами:

--не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать быстрого ответа

--лучше , если ответ будет в письменной форме

--нельзя давать для усвоения в ограниченной промежуток времени большой, сложный материал, лучше разбить на куски

--нельзя заставлять учеников отвечать на вопросы по новому материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, чтобы позанимался дома

--путем тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах

--следует осторожнее оценивать неудачи ученика

--во время подготовки ответа дать время на исправление и проверки написанного

--следует в минимальной степени отвлекать ученика, не переключать его внимания
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Преемственность.

Автор: Романенко Светлана Петровна, Ямлиханова Наталья Владимировна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "«Современные подходы к обеспечению преемственности ФГОС ДО дошкольного и начального общего образования»"
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_podkhody_k_obespecheniiu_preemstvennosti_fgos_do_doshkolnogo_i_nacha"
    ["file_id"] => string(6) "616339"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1667211487"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "obiespiechieniie-prieiemstviennosti-doshkol-nogho-i-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "212889"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948732"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
    ["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "178149"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424781893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе. "
    ["seo_title"] => string(108) "prieiemstviennost-v-doshkol-nom-i-shkol-nom-obrazovanii-kak-zalogh-uspieshnoi-adaptatsii-riebienka-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "244469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445946987"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Преемственность предшкольной подготовки и 1 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "prieiemstviennost_priedshkol_noi_podghotovki_i_1_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "383860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485367360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства