Цель: Раскрыть содержание понятия «аддиктивное поведение» и рассмотреть причины аддикции в подростковом возрасте. Актуализация воспитания подростка в семье. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
Вопросы по теме:
Типы девиантного поведения.
Аддиктивный тип девиантного поведения.
Мотивы личности, склонной к аддиктивным формам поведения.
Характеристики аддиктивной личности. «Комплекс неполноценности». «Бегство от реальностьи». Факторы риска и факторы защиты.
Участники: родители учеников подросткового возраста.
Материал к работе: ватманы, фломастеры, карточки с заданиями, плакаты с рекламой табака и алкогольной продукции, памятки для родителей.
.
Оформление: плакаты со статистикой; надпись на доске:
Ваш ближний пал! Но знаете ли вы его историю? Знаете ли вы, какие заблуждения окружали его, какие искушения застилали ему свет, загромождали ему путь? Знаете ли вы, что в роковой час падения ему недоставало братской руки, могущей его поддержать и спасти, и эта рука могла быть вашей.
Арх. Иоанн (Крестьянкин)
1.Вступление: (педагог)
Отец поздравил сына с днем рождения:
«Тебе - семнадцать. Ну, совсем большой!
И через год получишь разрешение
На погрешенья взрослых:
На курение и на бокал вина, мой дорогой!»
Сын посмотрел задумчиво в окно:
«Спасибо, папа, за привет.
Но сигареты, водку и вино
Уж года три, как бросил я все это».
Конечно, это стихотворение Э.Асадова вызовет улыбку, но вместе с тем оно сразу заставляет задуматься над проблемой…Какой? Проблема в том, что отец не знал о жизни сына ничего, о его поступках и т. д. Действительно, в наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители живут как бы рядом, не пытаются понять друг друга, не зная привычек и проблем близких своих людей. Отсюда возникает у детей желание уйти из дома, пообщаться с людьми, которые его понимают, а не «пилят и придираются». Статистика показывает, что большинство наркоманов, токсикоманов, людей, совершающих правонарушения и преступления, выросло в неблагополучных семьях и «благодаря» нашему безразличию.
Сегодня мы поговорим о так называемом аддиктивном поведении у подростков. Так какое же поведение считается аддиктивным?
Аддиктивным поведением считается поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, когда имеет место прием психоактивных веществ (например: алкоголь или никотин), гемблинг ( поведение связанное с азартными играми, включая компьютерные), интернет-зависимость, зависимость от телесериалов, сексуальные аддикции, воровство, религиозность, работоголизм, склонность к суициду и т.д.
Т.о – это человек, который находиться в глубокой рабской зависимости от непреодолимой власти. В переводе с английского «addiktis» - склонность к чему-либо (обычно дурному), пагубная привычка.
Девиантное поведение- это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам. Это поведение может быть обусловлено как педагогической запущенность, невоспитанностью, так и психическими аномалиями. Девиантность - отклонение от принятых норм – включает в себя нарушения поведения - от ранней алкоголизации до суицидальных попыток.
Рассмотрим причины такого поведения в подростковом возрасте.
Одной из основных является неправильное воспитание детей и подростков в семье. «Трудный подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями, им ощущается невнимание к своему внутреннему миру. Иной раз такое неблагополучие не сразу бросается в глаза. И лишь тогда, когда с подростком случается беда, обращается внимание на уклад семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:
неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);
конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями
«асоциальная семья» преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;
формальная семья - родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;
«алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков,
семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таком случае не создаются условия для полноценного развития личности подростка.
В неблагополучных семьях, как правило, встречаются такие виды неадекватного воспитания детей:
безнадзорность когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, где отсутствует интерес к его делам ,переживаниям, проблемам.
скрытая безнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей.
потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, попытки оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних т.д.
эмоциональное отвержение - родители тяготятся ребенком, а подросток чувствует, что он обуза в семье;
воспитание по типу «Золушки» - чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, не учитывается возраст, а требования излишне образцового поведения;
воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличием и холодностью взаимоотношений между членами семьи;
воспитание по типу «кумира семьи» - необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей, поощрение эгоистических трудностей, стремление к демонстративности и «жажде признания».
Существуют медико-биологические факторы наследственности, ограничивающие защитные механизмы и приспособительные функции личности:
Наследование умственной недостаточности
Наследование аномальных черт характера
Наследственность, обусловленная алкоголизмом родителей
Наряду с влиянием наследственности, существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная тяжелыми заболеваниями в первые годы жизни и травмы головного мозга, которые приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости подростков.
Особую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который характеризуется бурным ростом организма, началом и завершением полового созревания, совершенствованием ЦНС, также акселерацией. Темп жизни ускорился, вместе с этим у ребенка сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских понятий и представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией.
При неустойчивой нервной системе и жизненных убеждениях подросток оказывается более восприимчив к воздействию примеров негативного поведения.
Среди мальчиков по распространенности видов девиантного поведения:
1-е место заняли прием алкоголя и курение;
2-е место – нарушение общественного порядка;
3-е место – хулиганство;
4-е место – токсикомания;
5-е место – мелкое воровство.
Среди девочек:
1-е место – нарушение правил режима в школе, прогулы, отказ от выполнения домашнего задания;
2-е – место – принятие алкоголя и курение;
3-е – место - проституция;
4-е – место - употребление наркотических средств;
5-е – место – нарушение общественного порядка.
На вопрос о причинах девиантного поведения ответы распределились следующим образом:
Желание обратить на себя внимание – 10% опрошенных;
Желание завоевать авторитет - 5 %;
Отсутствие значительных материальных возможностей - 30%;
Просто так, от скуки - 7%;
Масса свободного времени - 42%.
На вопрос о том, к кому и куда подростки обратятся за помощью, если у них возникнут проблемы, 80% опрошенных назвали друзей, 10% - родителей, практически никто не захотел обращаться к учителям, к юристам или в центры помощи молодежи.
Т.о незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени и материальные проблемы родителей – вот те основные причины, которые и провоцируют наших детей на девиацию.
Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию трудного ребенка, который позволит выработать систему адекватных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.
Так какие же защитные факторы, направленные против аддикции существуют? Их гораздо меньше, чем факторов риска.
Это, во-первых : условия гармоничного развития личности ребенка , а во-вторых: успешная социализация ребенка!
2. Задание: «Свиток». (Время: 15 минут)
Ведущий: Вы в начале трудного пути. Что может помочь вам, что поддержит в трудную минуту? Это вы должны определить сами. Вам дается список, в котором описаны вещи, качества, ценности. Выберите 10 наименований того, что, на ваш взгляд, пригодится вам в пути. Обоснуйте ваш выбор.
Цель: Дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании и ВИЧ-СПИДа.
Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «совершенно согласен» «согласен, но с оговорками» «не согласен» «не знаю/не уверен»
Ход:
Прикрепите подготовленные листы по 4-м сторонам аудитории (4 стула).
Зачитайте утверждение: «Нужно, чтобы наркоманы могли бесплатно получать шприцы и иглы».
После участники сразу же должны разойтись и встать у того листа, на котором отражена их точка зрения.
Попросите участников объяснить, почему они выбрали именно это утверждение?
Выслушав самые разные точки зрения, участники могут поменять свое место.
Подведите итог групповой дискуссии. Обратите внимание на положительную и отрицательную аргументацию проблемы. Дайте объективную информацию по теме дискуссии и свои комментарии
4.Задание: Ролевая игра «Огонь в степи» (Время 15 минут)
Материалы: цветные карточки или карточки с рисунками: 1 карточка со знаком «+», 1 -2 карточки (в зависимости от количества участников) с изображением презерватива, 1-2 - со словом «нет», остальные карточки с произвольными рисунками.
Участникам раздаются карточки, сложенные рисунком внутрь. Ведущий просит каждого в течение 2-3 минут поздороваться за руку с тремя другими участниками и записать их имена на наружной стороне своей карточки. После этого ведущий дает пояснения, что рукопожатие в игре символически означало половую связь без презерватива, (временной фактор и порядок рукопожатий лучше не учитывать - это запутает участников и плохо продемонстрирует цель игры). Участник с карточкой «+» - имеет положительный ВИЧ-статус. Участники с карточками «презерватив» практиковали защищенный секс, с карточкой «нет» - отказались от половой связи, т.е. не могли заразиться, если в процессе обсуждения называются их имена им не нужно вставать. Ведущий просит встать (или выйти в середину круга) участника в роли «ВИЧ+», он зачитывает имена людей, «поздоровавшихся» с ним. Названные участники присоединяются к герою. Они, в свою очередь, также называют своих партнеров по рукопожатию и т.д., пока все имена не будут зачитаны. Как правило, встает практически вся группа. После этого ведущий просит высказать «ВИЧ+» участника свои ощущения и чувства. Своими впечатлениями делятся также другие участники.
В конце игры важно провести дерализацию и обсудить следующие вопросы:
- Что чувствовал тот, у кого был крестик?
- Что группа чувствовала по отношению к нему?
- Что чувствовали те, кого отстранили от игры?
- Как потом эти чувства менялись в ходе игры?
- Что все участники думали в начале о тех, кто не участвовал в игре?
- Что они думали о них после?
- Что чувствовали участники, которые узнали, что воздержание от полового контакта защитило их от ВИЧ-инфекции?
Чтобы снять психологическое напряжение по окончании игры, всем участникам в конце можно предложить покричать или громко вслух объявить себя здоровыми. Ведущий акцентирует внимание, что это всего лишь игра. ( Можно, также, провести « игру-«Ледокол».
Игра демонстрирует мгновенное распространение ВИЧ в гипотетической группе людей. При достаточном количестве группы в игру можно ввести карточку с изображением шприца, в таком случае рукопожатие будет означать общее рискованное поведение. По нашему опыту игра лучше проходит не в подростковых, а взрослых аудиториях (психологи, педагоги ,родители ).
Заключение: Общеизвестно, что кризис переходного возраста несет в себе и конструктивное и разрушительное начало. От того как взрослые реагируют на негативные проявления во многом будет зависеть качество изменений, происходящих с ребенком.
Никогда не стоит «перегибать палку», реагируя на негативные проявления, так как это может закрепить негативные стороны в характере и поступках вашего ребенка.
Любите своих детей, интересуйтесь всем, что происходит с ними!
Используемая литература:
Айвазова А.Е. психологические аспекты зависимости – сПб -2003г.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением/ под редакцией М.И. Рожкова - 2003г
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами/под редакцией Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени. Москва 2004.
Гоголева А.В. Аддиктиквное поведение и его профилактика - М-2003.