kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Праздник " И я там был и мёд я пил"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздник позволит ребятам узнать о истории русских напитков- рассолы, морсы, квас, мёд,сбитень, лесные чаи., о их пользе.Полробуют приготовить под руководством учителя приготовить некоторые напитки, произойдет их дегустация.Познакомятся с легендой, в которой говориться об императоре Шэнь Нун, открывшим чай; узнают, как в России появился чай. ; научатся правильно приготавливать чай.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«праздник " И я там был и мёд я пил" »

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»













И я там был, и мёд я пил


Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов о напитках на Руси







Зав.библиотекой

Давыдова Н.В.












Новокузнецк, 2015


И я там был, и мёд я пил


Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов о напитках на Руси


Ведущий: В мире нет неинтересных, скучных вещей. Каждый предмет, каждое явление таит в себе неопознанное, загадочное, достойное внимания. Та пища, которую мы едим каждый день – тоже. Сегодня мы поговорим о напитках. История русских напитков своими корнями уходит в глубокую древность.

- Вспомним, что пили на Руси до появления чая?

(ответы детей)


1 ученик: Рассолы, морсы, квас, мёд, сбитень, лесные чаи – путь их к нашему столу исчисляется столетиями.

Одни обладают согревающим действием и поэтому употреблялись преимущественно в зимний период.

Другие оказывают прекрасное прохладительное тонизирующее воздействие и как нельзя, кстати, в жаркий день.


2 ученик: Напитки разные по назначению и вкусу, но у всех русских напитков есть и общая черта – всегда натуральное сырье и питательная ценность. Основу одних напитков составляют хлеб и мука, других – ягодные и плодовые соки, третьих – мёд.


Ведущий: - Давайте вспомним строки А.С. Пушкина из «Руслана и Людмилы».

«Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил».

- О каком мёде идет речь?

(ответы детей)


1 ученик: Пчелиный мёд – одно из самых удивительных созданий природы. Тысячи километров пролетают трудолюбивые пчёлы, чтобы заполнить соты собранным с цветов нектаром. Здесь он созревает, густеет, делается вязким и только когда приобретает нужные качества, т. е становится настоящим медом, пчёлы запечатывают соты.

Именно из этого природного мёда наши предки с незапамятных времен делали напиток, который тоже называли медом.


2 ученик: Каких только медов не делали на славянской земле: мед простой, пресный, красный, белый, боярский, с добавлением различных соков - малинового, вишневого, смородинового и др. Изготавливались такие меды в течение 1-3 месяцев.

Например, ягодные мёды делались так: в определенных пропорциях брали воду, мёд и кипятили, затем переливали в кадку и добавляли ягодный сок, пряности, хлеб, смазанный дрожжами, и оставляли на пару дней для брожения. Затем процеживали, выдерживали дней 20 на холоде и разливали в бутылки. Мед готов.


Ведущий: Напитком из былин и сказок называют сбитень. Трудно сказать, когда и где появился сбитень на столах наших предков, но можно утверждать, что это было около 500 лет назад. Слава умелых сбитенщиков (так называли мастеров, приготовлявших сбитень), была так велика, что их изображения мы можем встретить на лубочных картинках, старинных гравюрах, на страницах романов и повестей.

(Показать картинки со сбитенщиками).


2 ученик: Вот как готовили безалкогольный сбитень. В кипящей воде растворяли мед, клали пряности и кипятили. Затем давали настояться, процеживали, а затем снова подогревали и разливали в чашки. Так как пить его надо было горячим, то по городам и весям с шутками и прибаутками ходили сбитенщики с сосудами, похожими на большие чайники. А чтобы он не остывал, внутрь чайников впаивалась труба для горячих углей. Скорее всего, из этих сосудов потом и родился самовар.


Ведущий: В конце 19 века чай почти вытеснил сбитень. Однако напитки эти не заменяют один другой: у них разный вкус и аромат, они по разному действуют на организм человека. Очень уместна была бы чашка горячего сбитня во время лыжных прогулок и зимних экскурсий, в походах.


1 ученик: С незапамятных времен варят на Руси квас, который превратился в один из любимейших напитков и остался таким до сих пор.

Русский квас по своей способности утолять жажду, освежающему действию, содержанию витаминов и других полезных веществ, благоприятно действующих на микрофлору кишечникам является одним из лучших безалкогольных напитков мира.


Хозяйка: В старину квас приготовляли двумя способами. Один на основе солода, получаемого из ростков чуть-чуть проросшего зерна и муки; и другой – на основе опары, которую делали из дрожжей, разведенных слегка водой с добавлением сахара и муки. Само слово дрожжи в переводе с древнегреческого означает «беспокойство», «смятение».

Т. е и солод и опара способствовали брожению напитка.

Способ изготовления кваса на основе солода был долгим и сложным, но затраты труда оправдывались отменным вкусом напитка. Позднее чаще стал применяться более упрощенный способ приготовления кваса на основе опары, которым мы пользуемся и сейчас. Вместо обычной воды делали квасы на отварах из сухих яблок и груш. Или свежие яблоки, сливы заливали кипятком, настаивали и добавляли опару.


Ведущий: Упоминание об этом напитке есть уже в книгах 15 века. Древнейший русский напиток делался из ягодного сока, разбавленный водой и слегка подслащенный.

- Как он назывался и называется сейчас?

(ответы детей)


2 ученик: Морс можно приготовить из вишни и брусники, красной смородины и малины и многих других ягод. Но чаще всего морс изготавливали из клюквы. Клюква – ягода необыкновенная, обладающая сочной мякотью, напитки из нее используют для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Считают, что ягоды клюквы являются средством, развивающим умственные и физические способности человека.


1 ученик: Растение относится к стелющимся полукустарникам, на тонких веточках которого находятся темно-красные ягоды.

Растет клюква во многих частях нашей страны и раньше ее было так много, что человек просто руками мог собрать до 30 кг в день. Но сейчас во многих местах, где ее было в изобилии – она полностью истреблена, а в других – близка к уничтожению. Виной тому – железный совок с зубьями, иначе называемый «клюквенным комбайном». Сборщики клюквы, орудующие им, вместе с ягодой выдирают растение с корнем. Такой способ сбора клюквы признан браконьерским.


Хозяйка: Сейчас мы попробуем настоящий клюквенный морс, для которого на 1 литр воды добавили 1 стакан клюквы, довели до кипения и после 10 минут кипячения процедили, добавили 0,5 стакана сахара, вновь довели до кипения и охладили.


Ведущий: Кто знает, может быть мы до сих пор пили бы все эти напитки, если не вторгся в нашу жизнь напиток из далеких восточных стран – китайский чай.


1 ученик: Согласно легенде, чай открыл император Шэнь Нун, живший за 2700 лет до новой эры. Он лично перепробовал сотни диких трав, чтобы познать их целебные свойства. Чай он использовал как лекарство от многих недугов, главным образом от отравлений. Так вот, однажды во время посещения своих отдаленных владений он остановился на привал и вскипятил воду для питья. В это время в котел упало несколько листьев с ближайшего куста. Вода приобрела не только мягкий приятный вкус, но и тонизирующие, освежающие свойства.

Ведущий: Были и другие подобные легенды. Возможно, чай действительно был открыт волею случая, который описывается в китайских преданиях. Хотя не исключено, что древние люди пережевывали листья чайных кустов для поднятия тонуса еще до того, как додумались кипятить воду. С тех пор, как китайцы распознали достоинства чая, он широко распространился по всей Поднебесной.


1 ученик: В 17 веке в Европу чай завезли из Китая голландские купцы, обменивая на чай шалфей, род травы, которая считалась предохранительным лекарством от многих болезней. Чай полюбился европейцам и расходился все больше и больше. В Западную Европу чай попал из Южного Китая, там его называли «ти». Отсюда пошли названия чая в европейских языках.


Ведущий: В России слыхали о чае намного раньше, чем он у нас появился. Русские люди бывали возле китайской границы и там узнали о чае. А вот познакомились с чаем на Руси позднее, в 1638 г. и при том против своей воли.


2 ученик: В 1638 г. русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда (около 65 кг) чая. Опасался посол гнева государева: не хотел брать эту сушеную траву, просил заменить ее мехами или драгоценными камнями, но хан настоял на своем. Так первый раз попал к нам чай. Чай был испробован, понравился и вошел в употребление при дворе и других богатых людей. Но вскоре закончился. Лишь через несколько лет боярский сын Иван Перфильев вновь доставил из Китая необычную траву. Придворные однако, побоялись дать настой государю Алексею Михайловичу, чтобы у того не случился какой недуг. И тогда придворный доктор отважился провести опыт на себе. Он напился темно-коричневого настоя и … остался жив. Однажды царь «заболел животом». Ему посоветовали попить чаю. Царь послушался совета, напился чая и вскоре выздоровел. Слух об «изрядном лекарстве», спасшем царскую особу быстро распространился, и чаепития вскоре стали очень модными. О нем говорили, что чай есть «питие доброе, и когда привыкнешь – гораздо укусно». В Россию чай пришел из Северного Китая, где его называли « ча – е». Это китайское название и превратилось в русское слов «чай».


Ведущий: В конце 17 века в Россию начали регулярно поставлять чай и вскоре он стал продаваться в лавках среди самых обыденных товаров, но не все жаловали чай. Если в Москве открывались все новые и новые чайные магазины, то в Петербурге русская аристократия предпочитала кофе. Крестьяне в деревнях тоже чай не жаловали. Послушайте шутливую песенку, как дворовый человек готовит для своего барина чай.


3 ученик: Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить…

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил луку, перцу

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он сильно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.


Ведущий: Конечно, подобные казусы иногда случались, но главная причина, мешавшая чаю стать популярным в деревнях, другая: заморский напиток для крестьян был слишком дорог.


1 ученик: Вообще, чай у нас экономили, потому и возникла «чайная пара» - собственно чай и кипяток, чтобы разбавлять заварку. Чай подавали в заварочном чайнике, а кипяток в самоваре. Отгадайте: сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода. (Самовар)

Это чисто русское изобретение – самовар иностранцы называли чайной машиной.


2 ученик: Одним из важных достоинств самовара являлось то, что он позволял точно поймать момент, когда температура воды годится для заваривания чая: ведь большинство его сортов нельзя заливать крутым кипятком. Стенки самовара усиливали звук, и сидящие за столом слышали, как самовар сначала шумел, потом пел и, наконец, бурлил. Чай нужно было заваривать, как только самовар начинал петь.

Чай, заваренный кипятком из самовара вкуснее, чем из чайника еще и потому, что сливая воду из самовара, мы ее не взбалтываем, накипи остаются на дне и не попадают в заварку.

На верхней части крышки самовара есть углубление, куда, сняв трубу, можно было поставить заварочный чайник, т. к. заваривать чай нужно в тепле, тогда он ароматней.


Хозяйка: Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет – закипит белым ключом.

Водопроводной хлорированной воде лучше дать отстояться несколько часов. Если заваривать чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.

Заваривают чай в фарфоровом чайнике, предварительно ополоснув его кипятком; всыпав чай, заливают его водой на две-трети, закрывают крышкой, настаивают 3-5 минут, затем чайник доливают кипятком.

Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно.

Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный..

Теперь вы знаете, как правильно заваривать чай. Давайте это сделаем.


Ведущий: Чаепитие давно стало традицией русского гостеприимства. Об этом сложено много песен, стихов, а также пословиц и поговорок. Вам задание: правильно сложить поговорки о чае.

Чай пьешь –

здоровье бережешь

Пей чай –

беду не знай

Чай пить –

приятно жить

Угощай гостей чайком –

будешь лучшим им дружком

С чая лиха

не бывает

Чай не пьешь, какая сила,

чай попил – совсем ослаб

Выпей чайку -

забудешь тоску

За чаем не скучаем -

по семь чашек выпиваем

Чай пить -

не дрова рубить

Чай на чай -

не побои на побои

Чай не пить,

так на свете не жить


Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как правильно заваривать чай.


Хозяйка: Хотелось бы еще сказать, что на Руси принято было пить чай, добавляя сахар, мед, варенье и другие сладости, а также выпечку, бублики, сушки. Наши столы тоже накрыты. Чай вскипел и заварен. Приглашаю всех к столу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
праздник " И я там был и мёд я пил"

Автор: Давыдова Наталья Васильевна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 214036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "КВН по сказкам А.С.Пушкина "Там на неведомых дорожках "
    ["seo_title"] => string(58) "kvn-po-skazkam-a-s-pushkina-tam-na-nieviedomykh-dorozhkakh"
    ["file_id"] => string(6) "103345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402580727"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Сценарий утренника , посвященного фестивалю языков "
    ["seo_title"] => string(60) "stsienarii-utriennika-posviashchiennogho-fiestivaliu-iazykov"
    ["file_id"] => string(6) "233975"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443294611"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по информатике для 11 класса УКП  "Моделирование в электронных таблицах" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-informatikie-dlia-11-klassa-ukp-modielirovaniie-v-eliektronnykh-tablitsakh"
    ["file_id"] => string(6) "105862"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402919145"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "И я там был, мёд, квас пил."
    ["seo_title"] => string(26) "i_ia_tam_byl_miod_kvas_pil"
    ["file_id"] => string(6) "620955"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1671476155"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Сценарий праздника – развлечения для детей средней группы «День чая!»"
    ["seo_title"] => string(69) "stsenarii_prazdnika_razvlecheniia_dlia_detei_srednei_gruppy_den_chaia"
    ["file_id"] => string(6) "594628"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1639475335"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства