Просмотр содержимого документа
«Практические рекомендации учителям начальной школы по развитию метапредметных навыков у учащихся.»
«Формирование метапредметности у учащихся в урочной и внеурочной деятельности»
(практические рекомендации)
Нужен человек «обучаемый», а не только «обученный», способный самостоятельно учиться и многократнопереучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений.
Изменения в деятельности педагога: от «учу предмету» – к «учу ребенка».
Изменения в деятельности обучающегося: от «меня учат» – к «я учусь».
Мудрые мысли
Чем легче и скорее приходят перемены, тем они более поверхностны. Надо менять направление, но не перевернуть корабль. Если Вы хотите иметь то, что никогда не имели, Вам придется делать то, что никогда не делали! К. Шанель
Единственная достойная помощь — это освобождение от нужды в дальнейшей помощи. Повторяющаяся помощь - не помощь. Не говорите, что помогаете другим, если не можете вывести их за пределы всякой нужды в помощи. Нисаргадатта Махарадж
«Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета». Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.Ю.В. Громыко
Актуальность метапредметного подхода.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий и учебных действий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Метапредметность - принцип интеграции содержания образования и выступает как способ формирования мышления, обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.
Методы интегрированного обучения:
Активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам
Рассмотрение комплексных проблем,
Исследовательский метод.)
Преимущества интегрированных (бинарных) занятий:
Способность повышения мотивации учения;
Способствуют развитию речи;
расширяет кругозор;
Является источником нахождения связей между фактами;
Позволяют систематизировать знания;
Формируют общеучебные умения;
Способствуют росту профессионального мастерства учителя, требуют осуществления деятельностного подхода в обучении.
Под метапредметными результатами понимают универсальные способы действий - познавательные, коммуникативные- и способы регуляции своей деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
умение осознанно использовать речевые средства;
планирование и регуляция своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Примеры метапредметных категорий:
Определение и понятие.
Рисунок и схема.
Знание и информация.
Цель и задача.
Роль и позиция.
Модель и способ.
Содержание и форма.
Знание и незнание.
Порядок и хаос.
Изменение и развитие.
Простое и сложное и др.
Примеры метапредметных учебных действий:
Анализ и синтез
Обобщение
Сравнение
Целеполагание
Планирование
Коррекция
Контроль
Оценка и самооценка
Конспектирование
Коммуникация как взаимодействие
Особенности метапредметного занятия:
интегрированное занятие;
организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием.
содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д;
системная работа со способом:.
вдумчивая работа с понятием;
ориентация на развитие базовых способностей: мышления, воображения, целеполагания, понимания, действия;
методические приёмы и соответствующие им формы: неделя метапредметного осознания, рефлексивная остановка, выстраивание личной учебной стратегии, коллективная игра в мыслительный эксперимент.
ввести учащихся в проблемную ситуацию;
выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;
дать им возможность построить способ действия (проба);
Метапредметные компетенции
Общеучебные умения информационно-логического характера
Организация собственной учебной деятельности
Использование средств информационных и коммуникативных технологий
Принятие решений и управление
Формирование навыков исследовательской деятельности
Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Ориентация учащихся в различных областях
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А как учить этому на уроке?
Использование «нетипичных задач» на занятиях:
с недостаточностью исходных данных;
с неопределенностью постановки вопроса;
с избыточными или ненужными для решения исходными данными;
с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии;
допускающие лишь вероятные решения;
с ограниченным временем решения;
требующие использования предметов в необычной для них функции;
на обнаружение возможной ошибки в решении и др.
Ситуационная задача представляет собой описание ситуации, которую надо решить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер и (или) выполнив задания, которые демонстрируют действенность знаний.
Такие задания могут представлять собой проектную задачу, памятку, инструкцию,другой презентуемый практический результат выполнения задания.
Ситуационные задачи:
Подготовка к сдаче контрольной работы
Сохранение здоровья и успешная сдача экзаменов
Выбор подарка другу
День рождения
Товарищ в беде
Хобби в твоей жизни, или Алладин своих желаний
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающегося обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, электронным источникам - формирование информационно-культурной личности в целом. Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах - развиваются творческие способности учащихся. Обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.