Просмотр содержимого документа
«Познавательные классные часы »
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
Ц е л и : ознакомить с Декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка.
Ход классного часа
1. Вступительная часть.
Рассказывает учитель.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав чёловека.
- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
- Придумайте знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие и разрешающие:
1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.
2. Игра «Угадай, какой знак» (на закрепление).
Знак№1.
Петь, рисовать и танцевать, Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
3 н а к № 2.
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг, Выражает свое мнениё –
Это разрешается.
3 н а к №3
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают -
Это запрещается.
3 н а к №4
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать - всегда Запрещается!
3 н а к №5
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа Запрещается!
3 н а к №6
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Строго запрещается!
Знак дружбы.
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!
НА ЧТО ИМЕЕМ ПРАВО
(по книге «Права ребёнка» Е. С. Шабельника*)
Цели: дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно – игровое занятие.
Оборудование: знаки к игре «Разрешается - запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход занятия
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Для детей эти права изображены на знаках - разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это разрешается.
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
1.
Дидактический материал
СИТУАЦИИ В КАРТИНКАХ Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.
На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».
- Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?
Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге. У ч и т е л ь. Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:
* Злой не верит, что есть добрые люди.
* Зла за зло не воздай.
* Доброе слово лечит, а худое калечит.
* Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.)
Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты и рисунки на бумаге.
- А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации (см. Дидактический материал, с. 154-155).
- Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
- Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.) У ч и т е л ь. Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
- умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
- умейте признавать, что были не правы;
- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда только правду;
- радуйтесь успеху товарища;
- дал слово - держи его, дал обещание - выполни!
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните п р а в и л о:
Худо тому, кто добра не делает никому.
До встречи!
1.
2.
3.
4.
ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ
Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции.
Ход классного часа
1. Вступительная часть.
Учитель. Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб». Как вы понимаете это изречение?
Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Только в XX веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:
Храни порядок, и порядок сохранит тебя. В 1918 году в России появилась Конституция.
Конституция (от лат. слова - устройство) - это основной закон государства, который определяет порядок.
Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.
Человек должен исполнить в своей жизни многое.
- Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.
2. Викторина «Права».
На д о с к е записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку.
«Дюймовочка»
«Гарри Поттер»
«Три поросёнка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«золушка»
«Красная Шапочка»
1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение
ДЕНЬ ПТИЦ
Ц е л и: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, кроссворд «Берегите птиц», запись «Голоса птиц».
Ход классного часа
1. Вступительная часть.
У ч и т е л ь. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами! Читает учитель.
Что ни шаг, то для вас новое чудо! Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое - пчелой забралось на цветок, А третье - лягушкою скок в ручеек. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром.
У ч и т е л ь. Тема нашего классного часа спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица).
2. Знакомство с многообразием названий птиц.
У ч и т е л ь. Птицы везде - над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Звучит запись «Голоса птиц».
Учитель(продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
- Синь-cинь! - посвистывает синица.
- Чи-чи! Чи-чи! - вторит ей чиж.
- Гра-гра! — представляется грач.
- Сквор-сквор! - поют скворцы.
- Ку-ку! Ку-ку! - зовет Кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться лётать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Ученик читает стихотворение.
Пусть прилетят, чтоб торопливо С утра до ночи хлопотать, Я двум скворцам приют счастливый Хочу до осени создать. Быть может, им на чужбине снился Мой домик среди ветвей густых. Пусть доброе гостеприимство В краю знакомом встретит их.
Учитель. Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!
В класс входят в театральных костюмах ребята, изображающие разных птиц.
Звучит запись «Голоса птиц».
3. Представление птиц.
Г р а ч. Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю - врач,
Глянцевитый черный грач.
Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.
Д я т е л. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье. ;
Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.
Сова. Я съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.
С и н и ц а. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».
У ч е н и к. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый скворец.
Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки - капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.
У ч е н и к. Кукушка, ты нам дорога!
Уничтожаешь гусениц мохнатых
И охраняешь леса и поля.
Учитель. Большое спасибо нашим птицам! Просим вас занять почетные места в жюри и оценить знания наших ребят.
«Птицы» рассаживаются по местам.
4. Игра «Наши пернатые друзья».
Учащиеся класса делятся на три команды, в каждой команде выбирается капитан.
1-й конкурс: «Приветствие».
Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее.
1-я команда «Дятел».
Девиз: В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!» -
И ставит подпись: дятел.
2-я команда «Сорока».
Девиз: Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
3-я команда «Горихвост».
Девиз: Черно-белая манишка,
Подвижный, с рыжинкой хвост...
На селе любой парнишка
Сразу скажет: «Горихвост!»
Жюри оценивает конкурс.
2-й конкурс: «Разминка».
Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.
Вопросы:
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)
- Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)
- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)
-Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут.)
- У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)
- Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье - круглое с крышкой.)
- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)
- Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)
- Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)
- Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
- Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)
- Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)
- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)
Жюри оценивает конкурс.
3-й конкурс: «Почтовый ящик».
У ч и т е л ь. Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.
Учитель читает письмо-описание для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.
Описание первое:
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»
О т в е т: синица.
Описание второе:
«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»
О т в е т: поползень.
Описание третье:
«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь,
Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
Ответ: щегол.
Жюри оценивает конкурс,
4-й конкурс: «Птичьи разговоры».
Команды получают карточки:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает
Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.
Команды получают карточки с изображением разных клювов и лап птиц.
Команды должны написать названия птиц, т. е. узнать птицу по клюву или латам. На выполнение задания даётся 5 минут.
Жюри оценивает конкурс.
6-й конкурс: «Птичьи профессии».
Учитель. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Капитаны команд получают карточки:
Птица-рыболов соловей
Птица-плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица-строитель баклан
Птица-акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.
Ответ: Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.
Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица-строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек -саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица-акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная и самая звонкая».
Учитель. В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания - 5 минут. Команды получают карточки с текстом:
ВОСЕМЬ ПТИЦ
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая - высоко, лучше для мелких птичек, а над ней — ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Жюри оценивает конкурс.
5. Игра «Прилетели птицы».
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы;
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи... (Дети хлопают.)
У ч и т е л ь. Что неправильно, почему?
У ч е н и к и. Мухи - это насекомые.
У ч и т е л ь. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)
У ч и т е л ь. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают.)
У ч и т е л ь. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают.)
У ч и т е л ь. Прилетёли птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки, Лебеди, скворцы... - Все вы молодцы!
6. Кроссворд «Берегите птиц».
Учащиеся должны решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
12
4
1
11
5
6
7
3
8
9
10
2
Б
Е
Р
Е
Г
И
Т
Е
П
Т
И
Ц
Вопросыккроссворду:
1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
2. Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков.
(Пеликан.)
3. Окраска - сероватая,
Повадка - вороватая.
Крикунья хрипловатая,
Важная персона –
Это я ... (ворона).
4. Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет.
(Соловей.)
5. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
(Снегирь.)
6. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица.)
7. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)
8. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
«Кле! Кле! Кле!» - поет со свистом. (Клест.)
9. И стекают струйкой капли
С клюва стройной ... (цапли).
10. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит? (Дятел.)
11. Проживает в странах жарких,
А в нежарких - в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (Павлин.)
12. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец,)
Ключевые слова: «Берегите птиц».
7. Заключительная часть.
Жюри объявляет итоги конкурсов, Победители получают награды.
Ученик Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Учащиеся класса показывают кормушки для птиц, сделанные дома с родителями. Вместе с учителем выходят в школьный двор и вешают кормушки для птиц на деревья.
Целесообразно объяснить детям, какой корм необходим птицам. Также желательно учащимся каждый день следить, чтобы в птичьей столовой всегда был корм.
Воспитательная работа продолжается, когда учащиеся ухаживают за птицами, наблюдают за их жизнью, слушают их пение.
О НАШИХ ИМЕНАХ
Цель: рассмотреть происхождение имен.
Форма проведения, рассказ учителя,
Ход классного часа
С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки по теме.
- Отгадайте загадку:
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)
Учитель рассказывает.
Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История русских имен тесно связана с историей народа и его языком. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.
В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, в других - по положению в семье, по отношению к нему родственников, а иногда по роду его занятий. Имена давались не только в раннем детстве, но и в зрелом возрасте. При этом «взрослое» имя иногда жило одновременно с «детским».
Вот несколько русских имен-характеристик:
по внешности человека - Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Милава, Некраса, Чернуха;
по черте человеческого характера - Добрыня, Храбр, Горд, Молчан, Баян, Умник, Дурак, Несмеяна, Досада, Добрава;
по месту в семье - Первый, Второй, Друган, Третьяк, Ждан, Нечай, Меньшак, Старшой, Неждана, Неупокой;
по профессии - Кожемяка, Селянин.
Кое-кто может не поверить в их подлинность, подумает, что это клички, Но это действительно имена наших предков. А в Древней Руси до X века никакой разницы между именем и прозвищем не было. Выбор имени в те далекие времена зависел от желания отца и матери. У наших предков были имена: Волк, Гусь, Зима, Лебедь, Бык, Соловей, Беда, Малина.
В конце X века (988 г.) князь Владимир Красное Солнышко дал согласие императору Византии (Греция) на крещение Руси. Обряд «крещение» состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать свое тело водой, чтобы смыть «старое языческое имя и веру». Стоявшие в это время на берету христианские священники каждого осеняли крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Рыжуны и Малюты становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.
Имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованы из языков восточных и европейских народов. В большинстве своем новые имена были древнегреческого происхождения.
Все стремительно менялось. Менялись и имена. Бойцы революции 1917г. получили не только право на труд, но и право на выбор имени. До этого только поп мог дать новорожденному имя, и спорить с батюшкой не решались. Назовет, бывало, новорожденного Дулой или Трофиллием, и мучайся он потом всю жизнь.
В 1917 г. церковь отделили от государства. Приметы того героического времени запечатлелись в именах: Авангард, Герб, Индустрия, Баррикада. Изумляла широта интересов и фантазия: Октябрина, Ноябрина, Электрификация, Энергия, Индустрия. Конечно, в сегодняшней жизни имена подобного рода появляются редко. И все-таки изредка сталкиваемся в газетах с сообщением о том, что живут, оказывается, в нашей стране: Ланцет, Делегат, Юрист, Милиция, Декабрь.
Учитель приглашает поочередно учащихся, говорит, что означает его имя, вручает именные листочки.