Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников. Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Повышение учебной мотивации младших школьников" »
Повышение учебной мотивации младших школьников
Власова Ирина Станиславовна
учитель начальных классов
МБУ СОШ № 47 г.о Тольятти
Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов.
Формированию мотивации в целом способствуют:
общая атмосфера положительного отношения к учению;
включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, формы работы);
построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования
образная, ярко звучащая речь, укрепление положительных эмоций в процессе учения;
использование познавательных игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;
построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся;
развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.
формирование учебной мотивации
в учебной деятельности
во внеурочной деятельности
деятельностный метод обучения
участие в конкурсах школьного, окружного уровня
курс «Театр»
проектно-исследовательская работа
разные формы деятельности на уроке
участие в создании передач школьного телевидения
проектный метод
работа по созданию мультфильмов
использование ИКТ-технологий
использование ИКТ-технологий
Формирование положительного отношения к учению.
- прежде всего, необходимо заботиться о создании общей положительной атмосферы дома при выполнении домашнего задания, снижать тревожность детей, исключая все оттенки отрицательного подкрепления (упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д.), тем самым снижать или полностью исключать страх школьника перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить;
- использовать игру, как естественную форму организации быта детей во внеурочное время;
- целенаправленно эмоционально стимулировать детей при подготовке домашнего задания;
- предупреждать опасные для учебной деятельности чувства скуки, серости, монотонности (за счет перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности); возбуждать интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения;
- формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
Развитие познавательных интересов.
- необходимо избегать в своем стиле общения с ребенком появления «антистимулов», таких как бедность, серость, монотонность сообщаемой информации; отрыв содержания домашнего задания от личного опыта ребенка; учебные перегрузки, переутомление и одновременно низкая плотность режима работы (паузы).
Приёмы формирования учебной мотивации
мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.
Положительный настрой на работу создают подобранные учителем, а потом и детьми пословицы и поговорки.
С интересом дети анализируют цитаты и афоризмы. На протяжении урока можно обращаться и к девизу, прочитывая или произнося его хором. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, создаёт положительную эмоциональную направленность на его включение в урок.
актуализация знаний
обращение к жизненному опыту ребёнка
интеллектуальные разминки
опора на имеющиеся знания
постановка учебных задач (целей)
Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Умение ставить цель - показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы.
открытие новых знаний
создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;
наблюдение, сравнение, анализ
построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся;
побуждение учащихся к самостоятельному формулированию выводов
составление алгоритмов
самостоятельная работа и самопроверка по эталону
привлечение учащихся к оценочной деятельности
формирование адекватной самооценки
осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха
рефлексия
создание ситуации успеха
анализ своей деятельности на уроке
постановка целей на последующие уроки (установка на получение или закрепление знаний, умений и навыков)
Кроме этого, на каждом уроке создаётся атмосфера эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения (эмоциональный компонент мотивации учения).Главная его характеристика - переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят от особенностей деятельности и ее организации. Поэтому на уроке поддерживаются отношения сотрудничества «учитель-ученик», «ученик – ученик» (в процессе парной и групповой работы).
Очень большую роль в формировании учебной мотивации играет применение ИКТ - технологий. Учащиеся постоянно работают в образовательном пространстве на сайте nachalka.seminfo.ru. Здесь они выполняют различные задания, проходят тестирование по различным предметам и темам. Интерактивность позволяет мгновенно видеть результаты своей работы, корректировать допущенные ошибки, что также положительно влияет на мотивацию учащихся. Работая в пространстве, ребята создают собственные проекты, выкладывая затем их на форумах.
Повышает учебную мотивацию работа в математическом он-лайн тренажёре «Мат-Решка». Это интерактивная среда обучения математике для младших школьников, позволяющая каждому ребёнку двигаться по собственной образовательной траектории, определяемой его математической подготовкой и результатами выполнения заданий. В тренажёре созданы условия для повышения мотивации: система поощрений (баллы, наклейки, сообщения от учителя, грамоты). Учащиеся с удовольствием занимаются, видя результаты своей работы – продвижение математического уровня.
Для формирования учебной мотивации важна внеурочная деятельность, которая позволяет создать ситуацию успешности для каждого ребёнка. Учащиеся вовлекаются в работу по участию в конкурсах разной направленности школьного и окружного уровня. Также принимают участие в создании школьной газеты «Спутник «FM-47 »
Список литературы
Гани С.В. Развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте // Современные проблемы психологии развития и образования человека. Сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием, в 2-х т. (Том 1). СПб, 2009. С. 223-225.
Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учебное пособие/ Волгоградский пед. Институт им.А.С. Серафимовича. - Волгоград, 1983.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.