kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Повышение эффективности образовательного процесса через сочетание современных педагогических и информационных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт преподавания в начальной школе показывает, что предметы  в начальной  школе содержат немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности. Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого мы  используем  в своей работе разнообразные способы и технологии активизации процесса обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Повышение эффективности образовательного процесса через сочетание современных педагогических и информационных технологий» »






Статья





«Повышение эффективности образовательного процесса

через сочетание современных педагогических

и информационных технологий»










Выполнила: учитель начальных классов

МОУ «СОШ п.Модин»

Озинского района

Саратовской области

Рябинина Любовь Александровна





2014 год

Повышение эффективности образовательного процесса через сочетание современных педагогических и информационных технологий



Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно - технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
В педагогическом словаре «Педагогическая технология» характеризуется как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

К современным педагогическим технологиям относятся:
1.      Личностно-ориентированные технологии обучения

а.       Технология педагогических мастерских
б.      Технология обучения как учебного исследования
в.      Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
г.       Технология эвристического обучения
д.      Метод проектов
е.       Вероятностное образование (А. Лобок)
ж.     Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
з.       "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
и.      Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
к.       Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
л.      Дизайн-педагогика.

2.      Предметно-ориентированные технологии обучения

а.       Технология постановки цели
б.      Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
в.      Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
г.       Технология концентрированного обучения
д.      Модульное обучение.

3.      Информационные технологии.

а.       ИКТ
б.      Технологии дистанционного обучения

4.      Технологии оценивания  достижений учащихся

а.       Технология "Портфолио"
б.      Безотметочное обучение
в.      Рейтинговые технологии

5.      Интерактивные технологии

а.       Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
б.      Технология проведения дискуссий
в.      Технология «Дебаты»
г.       Тренинговые технологии

Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей, что способствует разработке и внедрению  новых педагогических технологий.

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всём мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. (Начальная школа 2007 )

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее универсальными являются:

1.Дифференцированный подход к обучению.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

3. Метод проектов

4. Игровые технологии

5. Проблемная ситуация

6. Исследование

Активизация познавательной деятельности предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и мнимыми данными, а также практические задания, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем - пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На "легком", не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии, обсуждения составленных самостоятельных задач, решений. Решение задачи активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучении. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого мы используем в своей работе разнообразные способы и технологии активизации процесса обучения.

  Дифференцированный подход к обучению.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование

различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.
Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.
Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”. Нас, учителей, не могут волновать такие вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха. Ответы на эти вопросы мы видим в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении. Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся. (Начальная школа 2007: 90)
Цель индивидуального подхода в обучении - подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Среди трудностей в использовании дифференциации и индивидуализации обучения на современном уроке можно выделить следующие:

  1. В ходе урока всегда есть учебный материал, который в соответствии с программой обучения необходимо выполнить обязательно всем классом с комментированием и объяснением (особенно на этапе изучения нового материала). Однако усвоение материала напрямую зависит от уровня интеллектуального развития и работоспособности учащихся.

Так, ученики с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывающие новое, считают, что они уже овладели материалом в достаточной мере и могут работать дальше индивидуально.

Но есть и другая категория учеников, которые сразу не усваивают обязательный материал, и поэтому их работа на уроке не может быть эффективной. С ними приходится работать индивидуально после уроков. А цель учителя – добиться эффективной работы всех учащихся на уроке.

Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы, пары или варианты с учетом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.

Включение в образовательный процесс ИКТ. Компьютерные технологии.

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.

Компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей, поэтому они уже участвуют в процессе образования. Пожалуй, учителю бывает труднее, чем ребенку: дети быстро усваивают новое. И это хорошо! Работает педагогика сотрудничества: не только учитель учит ребенка, но и он в чем – то помогает учителю. (Начальное образование 2009: 43)

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Применение средств информационно-коммуникационных технологий на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по- настоящему современным.

Применение компьютера и других ИКТ на уроках позволяет учителям повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени, мотивировать учеников на получение знаний.

Мы считаем, что использование информационных технологий вызывает у учащихся интерес, активизирует познавательную деятельность, даёт возможность самореализации личности, способствует умению общаться, является эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.

Преимущества использования информационных технологий на уроках в начальных классах:

  • ИКТ позволяют представить учебный материал более доступно и понятно;

  • способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность;

  • применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала;

  • уроки с использованием информационных технологий повышают мотивацию обучения.

Информационно-коммуникационные технологии успешно используются на всех этапах процесса обучения.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационно-коммуникационных технологий, оправдывает во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничество в учебном процессе.

Использование метода проектов.

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах.

Правила организации работы над проектом.

В процессе отработки организационных основ метода проектов организационных основ метода проектов были сформулированы правила «Пяти П»(Начальное образование 2009: 42)


Пять П


Постановка проблемы


Проектирование

(планирование продукта)


Поиск информации


Получение результатов


Презентация



Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов младших школьников.

Одни из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является дидактическая игра. Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется познавательная активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер. Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации познавательной и мыслительной деятельности. "Хорошая игра похожа на хорошую» работу",- писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется должное внимание в учебно-воспитательном процессе детей.

Дидактические игры не только повышают познавательную активность и интерес учащихся, но и формируют адекватные взаимоотношения в коллективе, помогая школьникам освоить социальные роли.

Дидактическая игра содержит два элемента – познавательный и игровой. И очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе ее эффективность может быть сведена к нулю.

Таким образом, можно считать, что игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, активизируют познавательную деятельность.

Проблемная ситуация

В настоящее время отмечается усиление внимания к проблеме совершенствования организации и содержания развивающего обучения. Основной путь развивающего обучения - включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения. Возникает вопрос: можно ли усовершенствовать традиционные программы, усилив роль поискового метода обучения? Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. (Начальная школа 2007:17). Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.

Итак, процесс обсуждения проблемных вопросов и ситуаций, как и процесс решения задач, способствует развитию мотивационной интеллектуальной, предметно-практической сфер личности, то есть становлению личности в целом.

«Интеллектуальная ловушка» - один из приемов активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка».

«Интеллектуальная ловушка» (проблемная ситуация) предполагает познавательное затруднение школьника, «возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнять задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний».

Формирование познавательной активности - цель организации исследовательской деятельности учащихся.

«Исследовательская деятельность учащихся является не столь новой, но востребованной в обучении учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Еще одной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности». (Начальная школа 2007: 17)

Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер.

Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках в начальных классах. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

Исследования могут быть представлены в различных формах: реферат, электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:

- изучение теоретических источников;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент;

- описательный;

- анкетирование;

- интервьюирование;.

Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, детская риторика, возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, литературное чтение и окружающий мир и т.д.

Опыт преподавания в начальной школе показывает, что предметы в начальной школе содержат немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.












































ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА





Гордеева О.В.. Приемы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка // Начальное образование. – 2009. - № 5. С. 34 – 37..

Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. – 374 с.

Емелина А.В. Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая методической базы современного урока // Начальная школа. – 2007. - № 6. С.89 – 93.

Зубарь С.В. Моя помощница - игра // Начальная школа плюс до и после. – 2003. -№ 2. –С.72-74.

Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. - № 11. С.49 – 52.

Марданова О.А. Формирование навыков использования информационной среды // Начальная школа. – 2009. - № 4. С.21 – 24.

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.

Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. 1994 г.

Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.Просвещение, 1971.-216 с.

Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе// Начальная школа. – 2007. - № 3. С.28 – 33.

Петунин О.В. Критерии и показатели результативности активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе//Стандарты и Мониторинг в образовании.-2009.-№ 6.-С.36-39.

Скачкова З.З. Использование метода проектов на уроках литературного чтения // Начальное образование. – 2009. - № 4. С. 42 – 44.

Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. – 800 с

Смолкина Е.В. // Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве // Начальная школа. – 2007. - № 2. С.17 – 18.

Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников // Начальная школа. – 2009. - № 1. С.69 – 71.

Шлехти Ф. Школа 21 века. Приоритеты образования.- Сан Франциско, 1990.

Эскендаров А.А. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр // Начальная школа. – 2007. - № 1. С.46 – 48.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рябинина Любовь Александровна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Статья "Информационные технологии в образовательном процессе" "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-informatsionnyie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "140676"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417978993"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Формирования межкультурной коммуникации в образовательном процессе и внеурочной деятельности через использование ИКТ технологий и Интернет-ресурсов. "
    ["seo_title"] => string(170) "formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-chieriez-ispol-zovaniie-ikt-tiekhnologhii-i-intierniet-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "118549"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413186382"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей. "
    ["seo_title"] => string(160) "intierniet-riesursy-na-urokakh-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-obrazovatiel-nyi-potientsial-sotsial-nykh-sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "111845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407997578"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства