пособие по русскому языку "Словарные слова в загадках"
Пособие по русскому языку "Словарные слова в загадках"
пособие по русскому языку "Словарные слова в загадках"для начальной школы. После открытия учениками новых слов можно провести приведенные задания для дальнейшего запоминания и более полного запоминания этих слов. Загадки способствуютактивизации, обогащению и уточнению словаря. также данные задания способствуют развитию речи, основных мыслительных операций, познавательной и творческой активности учащихся. Загадки развивают у младших школьников желание учиться, повышает мотивацию, что в свою очередь, положительно отражается на качестве знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«пособие по русскому языку "Словарные слова в загадках"»
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
РОО Бородулихинского района КГУ «Основная средняя школа
с. Сахновка»
Пособие по русскому языку
«Словарные слова
в загадках»
Составитель:
Учитель начальных классов
Шнайдер Т. С.
2014 – 2015 учебный год
Введение В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в I классе. Работая по «Прописи», первоклассники наблюдают над написанием таких слов, как, воробей, ворона, сорока, и др., запоминают правописание слов собака, корова, воробей. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. Использование лексико-орфографических упражнений на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями является средством обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся, а также средством развития культуры речи и воспитания любви к родному слову. Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучаемым на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.
Методические рекомендации к проведению словарной работы Слово – важнейшая единица языка. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определённой последовательности. Чем богаче словарь человека, тем точнее и оригинальнее он может высказать свои мысли. Поэтому работа со словарными словами является одним из главных направлений при изучении русского языка, а также для развития речи. Методика проведения словарной работы предполагает четыре основных направления: 1. Обогащение словаря – усвоение новых, ранее неизвестных слов. Для успешного овладения богатством родного языка учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 8-10 словарных единиц и значений. Обогащению словаря способствуют задания на ссылку учеников к различным словарям в процессе обучения. Очень важно научить детей пользоваться словарями. 2. Уточнение словаря – развитие гибкости словаря, его точности и выразительности через усвоение иносказательности значений слов, их многозначности, оттенков смысловых значений слов. 3. Активизация словаря – перенос слов из пассивного словаря в активный через применение приёмов, способствующих развитию грамотной устной речи. 4. Устранение нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных) В Государственной программе начального образования обозначен список обязательных слов, написание которых должны запомнить ученики второго класса. В данном пособии слова для запоминания распределены в удобной для работы форме. Во-первых: каждая группа слов рассчитана на их изучение и запоминание в течение одной недели; из 34 учебных недель за первые 26 недель изучаются и закрепляются все изучаемые слова. Последние 8 недель учебного года рассчитаны на полное повторение всех изученных слов. Во-вторых: слова распределены на смысловые группы по определённым темам и по схожести запоминаемых орфограмм. В-третьих: слова распределены в соответствии с темами уроков в календарно-тематическом планировании, что также удобно для работы. Это поможет учителю гармонично использовать слова, связав их с темой урока. 1) Алматы, Астана, Казахстан, Родина 2) Город, завод, Усть-Каменогорск 3) Сентябрь, октябрь, жёлтый 4) Машина, автомобиль, тротуар 5) Пальто, медведь 6) Сорока, ворона, воробей 7) Быстро, скоро, весело, хорошо 8) Ребята, фамилия 9) Урожай, ягода, помидор 10) Ноябрь, декабрь 11) Стакан, пиала, тарелка, посуда 12) Деревня 13) Капуста, заяц 14) Спасибо, карандаш 15) Берёза, осина, тополь, ветер, вдруг 16) Январь, февраль 17) Корова, молоко 18) Учитель, ученик, тетрадь, пенал 19) Одежда, платок 20) Собака 21) Русский язык, казахский язык 22) Мороз, коньки, иней 23) Суббота, лопата 24) Класс, дежурный 25) Работа, народ, лучше 26) Девочка, ромашка
Работа над словами с непроверяемым написанием проводится в несколько этапов: 1. Введение нового слова. 2. Применение заданий для успешного запоминания нового слова. Закрепление материала. 3. Контроль и проверка качества усвоенного материала.
1. Введение новых слов для запоминания рекомендуется проводить через использование частичных проблемно-поисковых ситуаций на уроках. Это даёт возможность ученикам самим добывать знания и совершать открытия, а не принимать готовые знания от учителя. Таким образом, осуществляется деятельностный подход к обучению: Составь и запиши новое словарное слово из «рассыпанных» букв. Проверь правильность полученного слова по орфографическому словарю. Например, О,А,Б,К,С,О (собака) Проверь по орфографическому словарю, какое из слов записано верно. Например, мидведь, медветь, медведь. Отгадать кроссворд, в котором отгадкой будет новое словарное слово. Из данных слов нужно взять по одному слогу и получить новое слово. Например: депо, Дюймовочка, калина. (новое слово – девочка) Записать новое слово под диктовку учителя с пропуском орфограммы. Проверить написание по словарю и заполнить пропуск в слове. Узнай новое словарное слово: воспальточосмрмедведьвтим
2. После «открытия» учениками новых слов можно провести приведённые ниже задания для дальнейшего запоминания и более полного усвоения этих слов. Эти задания способствуют активизации, обогащению и уточнению словаря. Также данные задания способствуют развитию речи, основных мыслительных операций, познавательной и творческой активности учащихся. Упражнения развивают у младших школьников желание учиться, повышают мотивацию, что в свою очередь, положительно отражается на качестве знаний.
3. Одним из важных условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Контроль и проверка усвоения новых слов может проходить в различных видах. Это повышает интерес учеников к предмету. Диктанты могут носить как обучающий, так и контролирующий вид работы над трудными словами. Списывание с определённым заданием. Картинный диктант (найти на картинке и записать слова из словаря) Предупредительный диктант (ученики объясняют, как напишут слово и почему) Объяснительный диктант (коллективная проверка написанного. Ученики подчёркивают орфограммы, а после записи контролируют правильность выполненной работы) Выборочный диктант включает картинный, слуховой и зрительный. (требует выписать определённые слова, в данном случае словарные) Самодиктант, или письмо по памяти (ученики записывают по памяти несколько слов из словаря) Проверочный, или контрольный диктант (ставит целью выяснить уровень владения изученными словами) Зрительный диктант (слова записаны на доске, затем они закрываются, но не стираются, т.к. они понадобятся ученикам для самопроверки и анализа) Диктант по памяти. Записать по памяти слова с безударной гласной Е. Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение одним словом. Часто применяется в кроссвордах. Диктант и использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают её, записывают отгадку.
Примерное количество слов для словарных диктантов: 1 класс: 3-5 слов 2 класс: 6-8 слов 3 класс: 9-12 слов 4 класс: 12-15 слов
Загадки
А
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй …
(алфавит)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар?
(арбуз)
Б
Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет ...
(банан)
Шерстяная его шуба Сострижём и тётя Люба Из неё спрядёт нам пряжу Кофту и носки мне свяжет У него рога, крутые Словно в кольца завитые Сколько у него кудряшек Кто же это? Наш …
(баран)
Два братца В воду глядятся, Век не сойдутся.
(берег)
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
Разбежались по опушке В белых платьицах подружки . (Берёзы)
Клейкие почки Зелёные листочки . С белой корой Стоит над горой . (Берёза )
В
Сам не видит и не слышит, Ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадётся – Обнимает и дерётся. (Ветер)
Вот он деревце качает и разбойником свистит, Вот последний лист срывает и кружит его, кружит. (Ветер)
Без рук без ног, а ворота открывает. (Ветер)
В серой латаной жилетке Он сидит один на ветке. На ветле качается. Холода кончаются. Зимний холод пережив, Он кричит: «Я жив! Я жив!»
(Воробей)
Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)
На дереве сидит, кар-кар кричит. (Ворона)
Г
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(горох)
Д
Мы порядок соблюдаем,
Нарушителей ругаем.
Нынче класс у нас нешумный,
Потому что класс...
(дежурный)
Ж
Вылез птенчик из скорлупки,
Просит зернышек и крупки.
Голосок пока что тонок.
Это – …….
(жёлтенький цыпленок)
Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут —
Береток не найдут.
(Жёлуди)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Жёлудь)
З
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц)
Угадайте, что за шапка: меха целая охапка. Шапка бегает в бору у ствола грызёт кору. (Заяц)
Что за зверь такой лесной Встал как столбик под сосной. И стоит среди травы уши больше головы. (Заяц)
Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт, белого найдёт. (Заяц)
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, а в шубке серой летом. (Заяц)
На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелёк деожит алый огонёк,
Разгребаем стебельки – собираем огоньки.
(земляника)
И
Слышишь? Вьюги говорят: "У зимы - хозяйки нашей, - Для деревьев есть наряд Всех нарядов зимних краше".
(Иней)
Й
Вот лекарство. Ты не бойся:
Для здоровья и красы
Детям мажут им коленки,
Локти, щёки и носы
(йод)
К
Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна (Капуста)
Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я … (Капуста)
Тоненькое, кругленькое, сердце тёмненькое, кто его видит, мысли знает. (Карандаш)
По бумаге я бегу, всё умею, всё смогу. Хочешь – домик нарисую, хочешь – ёлочку в снегу. Хочешь – дядю, хочешь – сад, Мне любой ребёнок рад. (Карандаши)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш)
Льётся речка – мы лежим, Лёд на речке – мы бежим. (Коньки)
Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)
Среди двора Стоит копна: Спереди вилы, Сзади метла. (Корова)
Ранее утро... Уходят рога, Тихо мыча, В заливные луга: Травы щипать И неспешно пастись. Вкусным, парным Молоком запастись. (Корова)
«Му-у! - мычит теленок, - му-у!» Очень грустно одному. «Му-у!» - охрип малыш от рева. «Му-у» - нашла его ... (Корова).
Рыжий молоковоз День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! Дважды, трижды в день завод Молоко нам выдает Из особо мешка ¬ Из мешка для молока. (Корова)
Он идёт, волну сечёт, Из трубы зерно течёт. (Комбайн)
Я пеструшка, я хохлатка. Куд-куда! - кричу я кратко. Кричу, и слышит улица: Снесла яичко ...
(курица)
Л
Железный нос в землю врос, копает, землю разрыхляет. (Лопата)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(ласточка)
Вот так птица - какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой!
(лебедь)
Скачет в траве, - Глаза на голове, Скользкая и мокрая, Зеленая квакушка, А зовут ее -...
(лягушка)
М
Маленькие домики По улице бегут. Мальчиков и девочек По улице везут. (Машины)
Летом наедается, зимой отсыпается. (Медведь)
Кто в лесу в глухом живёт? Неуклюжий, косолапый, Летом ест малину, мёд. А зимой сосёт он лапу? (Медведь)
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Медведь)
Кто в лесу глухом живет, Неуклюжий, косолапый? Летом ест клубнику, мед, А зимой сосет он лапу? (Медведь)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
В яме спит зимой длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за медом и малиной Отправляется ... (Медведь).
Ни в жару, ни в стужу Не снимает шубу. Лето гуляет, А зимой спит, отдыхает. (Медведь)
Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной... (Медведь)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
Старик-шутник на улице стоять не велит, а нос домой тянет. (М ороз)
Сам не бежит, А другим стоять не дозволяет. (Мороз)
Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз)
Без рук, без топорища Выстроил мостище. (Мороз)
Схватил за щёки, кончик носа. Разрисовал окно без спроса. Но кто же это? Вот вопрос. Всё это делает… (Мороз)
Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей. (Метро)
Н
Братьев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братья друг за другом. Попрощается последний — Появляется передний.
(неделя)
Лёг в карман и караулю – Рёву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос.
(носовой платок)
О
Раскудрявые овечки Ходят в летний день Над речкой.
(Облака)
От дождей, текущих вод
Он растёт из года в год.
Он полей равнинных враг,
И зовут его ...
(Овраг)
На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный.
(огурец)
Круглый, зрелый, загорелый, Попадался на зубок, Расколоться всё не мог, А попал под молоток, Хрустнул раз - и треснул бок.
Чок-чок-чок-чок!
(орех)
П
Портфель у меня не велик и не мал, Лежит в нём задачник, букварь и … (Пенал)
Как на нашей грядке выросли загадки – Сочные, да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют, осенью краснеют. (Помидоры)
Р
Стоят в поле сестрички – Жёлтые глазки , Белые реснички . ( Ромашки)
Шёл я утром по тропинке Видел солнце на травинке , Но совсем не горячи Солнца белые лучи . (Ромашка)
Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце. (Ромашка)
Крыльев нет, Но эта птица Полетит – И прилунится.
(ракета)
На поле боя Сошлись воины, День и ночь бьются, То в битве сольются, То врозь опять, То очи не смыкают. То ложатся спать. (Ресницы)
С
С хозяином дружит, домик сторожит. Живёт под крылечком, хвостик колечком. (Собака)
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается На цепи сидит, дом сторожит. (Собака)
Днем молчит, ночью ворчит. Кто к хозяину идет, ему знать даёт. (Собака)
Заворчал живой замок, Лег у двери поперек (Собака)
В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу. (Собака)
Не разнять никак щенков: Каждый - забияка, усмирить таких сынков Может лишь... (Собака)
Жил-был маленький щенок Он подрос, однако, И теперь он не щенок А взрослая ... (Собака)
Непоседа пёстрая Птица длиннохвостая. Птица говорливая Самая болтливая. (Сорока)
Как снег бела, как сажа черна, Вертлява как бес, повертелась, да в лес. (Сорока)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
Т
То я в клетку, то в линейку Написать по ним сумей-ка. Можешь и нарисовать, что такое я … (Тетрадь)
То я в клетку, то в линейку, Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать, Что такое я?.. (Тетрадь)
Должен он пораньше встать, чтоб за партой не зевать. Чтоб проверить всё ль в порядке В ранце ль книжки и тетрадки А вопрос такой возник, кто он? Это …. (Ученик)
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(улица)
Ф
Дом - стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется.
(фонарь)
Х
На ледяной площадке крик, К воротам рвется ученик. Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!" Веселая игра ...
( Хоккей)
Ч
Белая, пушистая,
Густая и душистая,
Завесила село —
Как будто подморозило,
Как будто сад и озеро
Метелью занесло.
(Черёмуха)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черёмуха)
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит ....
(Черепаха)
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ....
(Черепаха)
Ш
Опоясал каменный ремень Сотни городов и деревень. (шоссе)
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - …
(шофёр)
Щ
Щи люблю я из капусты. Но и с Ним бывает вкусно! Витаминов — прямо клад! Я бываю очень рад, Скушать кисленький листок. Я б, конечно, больше смог!
(щавель)
Э
На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?
(Эскимо)
Я
Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки.
(яблоко)
Если б не было его, не сказал бы ничего.
(Язык)
По пригорочку бежит, Хвостиком - рулём рулит. Схватишь хвостик, только - ах!- Убежала!...Хвост в руках.
(ящерица)
ЛИТЕРАТУРА:
1. Государственный стандарт образования Республики Казахстан 2. Учебная программа «Русский язык» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 25 с. 3. М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева / Методика обучения русскому языку в начальных классах // Москва «Просвещение», 1987 4. Е.В.Сливко / Времена года // Алма-Ата, 1990 5. Н.А.Пшеницына / Времена года // Москва, 2003 6. В.П.Фелицына, В.М.Мокиенко / Русские фразеологизмы // Москва, 1990 7. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова / Толковый словарь русского языка. 800000слов и фразеологических выражений // Азбуковник, 1999