Просмотр содержимого документа
«Портфолио в системе оценивания планируемых результатов младших школьников»
Тема:
«Место достижений портфолио в системе оценивания планируемых результатов младших школьников»
Реферат подготовил:
Горбенко Татьяна Владимировна
Должность:
Учитель начальных классов
Место работы:
МБОУ СОШ №8
Номер и дата договора:
2016 г.
г. Сургут, Тюменская область
Российская Федерация
Оглавление
I. Введение…………………………………………………………… …………3
II.Основная часть………………………………………………………………...4
2.1 Портфолио – способ оценки, инструмент обучения;…………………….4
2.2Особенности использования портфолио;………………………………….5
2.3Основные подходы к формированию портфолио в начальной школе;….. 5
2.4 Основные требования к формированию портфолио в начальной школе;.8
2.5 Анализ, интерпретация и оценка портфолио; представление и учет
портфолио в практике работы образовательного учреждения………….10
III. Выводы……………………………………………………………………….11
Приложения……………………………………………………………………...12
Список используемой литературы ……………………… ………... …………19
I. Введение
Сегодня в мире растет понимание того, что стандартная процедура контроля, опирающаяся, как правило, на тестирование, не позволяет уловить многие умения и навыки, которые необходимо формировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы. Наиболее часто используемые стандартизированные тесты не могут оценить как «продвинутые навыки» учащихся, так и их умения выполнять задания в реальной жизненной ситуации. Широкое применение тестов как арбитров многих школьных решений является ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной гражданской жизни. И, конечно, менее всего они настроены на выявление индивидуальной одаренности и индивидуальных склонностей.
Важным инструментом решения подобных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений («портфолио») школьника.
Портфолио ныне широко применяется и в зарубежной и в отечественной практике, причем диапазон его применения постоянно расширяется. Все новые страны включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования, от высшей до начальной школы.
II.Основная часть
2.1 Портфолио – способ оценки, инструмент обучения.
Под портфолио (в широком смысле слова) обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Данная форма оценки успешно применяется во многих странах мира. При этом портфолио обычно определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях», что позволяет использовать его в накопительной системе оценивания.
В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, которые они себе ставят, так и по способам работы с ними. Кроме того, можно классифицировать портфолио по предметам и ступеням обучения.
По целям различаются портфолио как способ оценки учебных достижений и так называемые портфолио курсов (тематические, предметные портфолио), основная цель которых — позитивно влиять на сам процесс обучения.
В первом случае обычно говорят о «портфеле» или «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные («доведенные до ума») работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика.
В случае предметного портфолио — речь идет о документации работ школьника в рамках определенного курса. Портфолио служит в этом случае по преимуществу именно инструментом самого обучения, хотя оценка этих шагов обучения также может иметь место. Из этих предметных портфолио могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки достижений.
Опыт использования портфолио у нас и за рубежом показывает, что его можно отнести к разряду аутентичных (то есть отвечающих задачам образования и рассматриваемых в реальном контексте) индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.
Особая ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат, который можно связать с достижением того или иного уровня компетенции, по крайней мере – в решении учебных и учебно-практических задач. Иными словами, портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. (Приложение 1)
2.2.Особенности использования портфолио.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Еще одной особенностью использования портфолио является возможность с его помощью представить отчет по процессу образования каждого учащегося, отследить индивидуальный прогресс обучающихся в широком образовательном контексте.
Опыт использования портфолио показывает, что это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Эти и другие особенности портфолио позволяют использовать его для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования.
2.3Основные подходы к формированию портфолио в начальной школе
Как уже отмечалось, портфолио, благодаря своим особенностям, в принципе может стать важным элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования – предметных, метапредметных и личностных. (Приложение 2.)
Однако использование портфолио в этих целях возможно только при соблюдении ряда условий. Первым из важнейших условий является необходимость включения в состав портфолио материалов, дающих представление о степени достижения образовательным учреждением, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального образования:
- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
С этой целью в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие:
- дифференцированные оценки, характеризующие уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ, а также сквозных, междисциплинарных программ («Чтение и работа с информацией», «Программа формирования универсальных учебных действий»);
- интегральные оценки, характеризующие способность применять приобретенные знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
- продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы с момента поступления в школу до ее окончания;
- индивидуальный прогресс и особенности личностного развития обучающихся в эмоциональной и познавательной сферах, в сфере саморегуляции.
Второе условие обусловлено общими требованиями к системе оценки достижения планируемых результатов. Как известно, одним из принципов построения новой системы оценки является критериально-ориентированный подход. Следовательно, и портфолио должен строиться на критериальной основе. Это означает, что оценивание портфолио происходит, только если установлены критерии для оценки всех материалов портфолио в целом и для каждой его отдельной составляющей.
Третье условие, тесно связанное с предыдущим, относится к возможности независимой перепроверки общей оценки портфолио и оценок составляющих его материалов иными лицами (например, администрацией образовательного учреждения, педагогами-коллегами, родителями, экспертами, инспекцией и др.). Отсюда, в частности, следует, что оценки, выставляемые учителем в ходе и по результатам учебного процесса (в том числе текущие и промежуточные) за каждый материал, включаемый в состав портфолио, должны фиксироваться письменно и храниться в определенной системе. Только при соблюдении этого условия создается возможность получить обоснование и провести перепроверку правомерности и правильности выставленной итоговой оценки, и, значит, только в этом случае портфолио может получить признание как элемент системы оценки достижения планируемых результатов начального образования.
Четвертое условие обусловлено тем обстоятельством, что названные выше основные результаты начального образования достигаются как в школьной, так и во внешкольной деятельности учащихся. Поэтому в составе портфолио должны содержаться материалы, характеризующие результаты, достигаемые обучающимися в ходе:
1. школьной деятельности:
– учебных занятий (уроков, творческих мастерских, экскурсий и иных форм организации учебного процесса), проводимых традиционно в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;
– групповых и индивидуальных занятий по выбору, проводимых в первой половине дня в рамках основной общеобразовательной программы;
– общеклассных и/или общешкольных мероприятий, проводимых в рамках основной общеобразовательной программы (например, смотры, праздники, массовые выезды, культпоходы, туристические слеты, субботники, посещение подшефных организаций и т.п.);
2. внешкольной деятельности:
– групповых и индивидуальных учебных занятий, реализуемых общеобразовательным учреждением во второй половине дня в рамках программы дополнительного образования;
– внеклассных и/или внешкольных мероприятий, реализуемых общеобразовательным учреждением в рамках программы дополнительного образования (например, районные и городские олимпиады);
– свободно избираемой образовательной деятельности, реализуемой учеником и семьей в рамках программы дополнительного образования (в том числе – участие в конкурсах, олимпиадах, посещение музыкальной школы, изостудии, спортивных секций и т.п.);
– свободно избираемой социальной и/или трудовой деятельности, реализуемой учеником и семьей (например, работа на приусадебном участке, помощь семье, соседям и т.п.).
Реализация на практике четвертого условия (в составе портфолио должны содержаться материалы, характеризующие результаты, достигаемые обучающимися в ходе школьной и внешкольной деятельности) предполагает несколько следствий.
Во-первых, в состав портфолио должны быть включены формальные и творческие работы, выполненные детьми в ходе учебного процесса.
Во-вторых, состав портфолио должен быть пополнен систематизированными материалами текущей оценки учителя начальных классов и иных учителей-предметников, дополняющими традиционную систему контроля и направленными на оценку сформированности наиболее значимых для продолжения образования составляющих универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) .
В-третьих, поскольку в ходе учебного процесса возможно зафиксировать и оценить многие – но не все! – из планируемых результатов, отражающих сформированность универсальных учебных действий, состав портфолио должен быть пополнен систематизированными материалами текущей оценки учителя начальных классов, выступающего в роли классного руководителя, а также систематизированными материалами текущей оценки организатора воспитательной работы и школьного психолога.
Пятое условие превращения портфолио в важнейший элемент системы внутренней накопительной оценки связано с ожидаемой эффективностью разрабатываемого портфолио.
2.4 Основные требования к формированию портфолио в начальной школе
Первое требование к портфолио со стороны педагогического сообщества означает уже отмечавшуюся необходимость оптимизации состава портфолио, в частности – его ограничение, по-возможности, теми работами учащихся, которые они реально выполняют в ходе учебного процесса. Еще одним следствием этого требования является технологизация сбора, накопления, фиксации и хранения материалов, желательно – с использованием информационных технологий.
Второе требование – эффективности портфолио – также имеет два аспекта, которые условно можно обозначить как а) информационность материалов портфолио и б) задействованность портфолио в формальных процедурах оценки – прежде всего, в процедуре итоговой оценки обучающихся, а также в процедуре аттестации учителя.
Суммируя сказанное, можно сделать следующее общее заключение о составе портфолио в начальной школе. Для оценки достижения планируемых результатов в портфолио целесообразно включать следующие материалы.
1. Выборка детских работ – формальных и творческих, – выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Примерами такого рода работ могут быть:
- по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, решение учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по технологии – фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;
- по физкультуре – видео-изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
2. Систематизированные материалы текущей оценки, проводимой учителем начальных классов (в качестве «учителя-предметника» и классного руководителя), других учителей-предметников, школьного психолога, организатора воспитательной работы:
- оценочные листы, материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями;
- результаты специальных испытаний (при необходимости).
3. Материалы стартовой диагностики при поступлении в школу и на начало изучения отдельных тем.
4. Результаты и материалы тематических проверочных работ.
5. Материалы итогового контроля.
6. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
2.5Анализ, интерпретация и оценка портфолио; представление и учет портфолио в практике работы образовательного учреждения.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов обучения по отдельным учебным предметам и основных результатов начального образования.
Оценка – как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом – ведется на критериальной основе, поэтому портфолио должны сопровождаться листами критериев, которые могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям контингента детей.
Материалы портфолио, характеризующие достижения выпускника по данному предмету (нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии, разнообразие интересов, уровень мотивации и т.д.) как в рамках школьной, так и внешкольной деятельности, являются одним из оснований, подтверждающих правильность и правомерность итоговой оценки.
Собранные вместе оценки служат основанием для решения вопроса о переводе выпускника начальной школы на следующую ступень образования.
III. Выводы
Таким образом, портфолио учащегося начальной школы позволяет фиксировать, накапливать и оценивать индивидуальные достижения школьника в определенный период его обучения. Портфолио демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Материалами портфолио и другими объективными показателями подтверждены все выводы и оценки, включаемые в характеристику выпускника начальной школы. В характеристике даются общие объективные сведения о выпускнике (фамилия, имя, возраст, класс, образовательная среда дома и поддержка семьи, уровень здоровья), отмечается уровень достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам, по междисциплинарной программе «Чтение и работа с информацией», уровень сформированности универсальных учебных действий.
На основе материалов портфолио указываются основные образовательные достижения выпускника в отдельных областях, отмечается вклад семьи и школы в достижения учащегося.
На основе материалов портфолио отмечаются также проблемные зоны и даются обоснованные рекомендации по организации образования на следующей ступени обучения.
Приложение 1.
Положение о портфолио ученика начальных классов
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.
1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени.
2. Цели и задачи.
2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
2.3. Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Порядок формирования портфолио
3.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя.
3.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
4. Структура портфолио ученика начальной школы:
4.1. Портфолио ученика начальной школы имеет следующую структуру:
1. Титульный лист (оформляется педагогом)
2. Раздел «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика, характеристика социума, сведения о родителях, интересы и увлечения, режим дня, расписание уроков и занятий внеурочной деятельности, любимые игрушки и книги, фотографии, классные поручения и т.д. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).
3. Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется педагогами, психологом, логопедом и т.д.)
4. Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка»: мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка, фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями)
5. Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в конкурсах, выставках, рисунки, фотографии поделок, результаты анкетирования. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями, учеником)
6. Раздел «Разные разности» (заполняется ребенком по его усмотрению)
4.2. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
1. О сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования.
2. Сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
3. Индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
4.3. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов допустимо только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
Приложение 2.
Универсальные учебные действия и портфолио.
Универсальные учебные действия – это не что иное, как умение учиться, т.е. способность ученика самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Левая колонка таблицы – раздел Портфолио, правая колонка таблицы показывает какие именно универсальные учебные действия формируются и развиваются у обучающегося при работе с этим разделом портфолио.
Разделы портфолио
Универсальные учебные действия
Раздел 1.
Знакомьтесь это я. Мои первые документы
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение
1. Формирование основ идентичности личности
2. Ознакомление с миром профессий
3. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности
4. Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории
5. Развитие Я-концепции и самооценки личности
Нравственно-этическая ориентация
1. Развитие толерантности
2. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей
3. Знание основных моральных норм
4. Формирование моральной самооценки
5. Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Потребность ребенка в общении со взрослыми
2. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Раздел 2.
Моя школа
Личностные универсальные учебные действия
Нравственно-этическая ориентация
1. Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни
2. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни
3. Знание основных моральных норм
4. Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, личной безопасности
Раздел 3.
Мой класс
Личностные универсальные учебные действия
Нравственно-этическая ориентация
1. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности
2. Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости
3. Формирование единого и целостного образа мира, развитие толерантности
4. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей
5. Знание основных моральных норм
6. Формирование моральной самооценки
7. Выделение нравственного содержания поступков на основе различения персональных и моральных норм
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Потребность ребенка в общении с сверстниками
2. Владение определенными средствами общения
3. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Раздел 4.
Мои учебные достижения
Личностные универсальные учебные действия
Смыслообразование
1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение учиться и способность к организации своей деятельности
1. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
2. Умение адекватно оценивать свою деятельность
3. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
4. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
5. Умение планировать свою деятельность
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей
1. Готовность к преодолению трудностей
2. Формирование основ оптимистического восприятия мира
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные действия
Универсальные логические действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Раздел 5.
Мои достижения
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение
Развитие Я-концепции и самооценки личности
Нравственно-этическая ориентация
1. Формирование моральной самооценки
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение учиться и способность к организации своей деятельности
1. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
2. Умение адекватно оценивать свою деятельность
3. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей
1. Формирование основ оптимистического восприятия мира
Раздел 6.
Участие в проектах
Личностные универсальные учебные действия
Смыслообразование
1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение учиться и способность к организации своей деятельности
1. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
2. Умение адекватно оценивать свою деятельность
3. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
4. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные действия
Универсальные логические действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Раздел 7.
Пожелания и отзывы
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение
1. Развитие Я-концепции и самооценки личности
Нравственно-этическая ориентация
1. Развитие толерантности
2. Формирование моральной самооценки
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение учиться и способность к организации своей деятельности
1. Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Список используемой литературы
Андреева Е. А., Разваляева Н. В. Портфолио ученика начальной школы – 2010г.
Берк К. Как оценить истинное обучение -1994г
Загвоздкин В.К. Портфолио в учебном процесс // Вопросы образования №2/2004
Логинова О.Б. Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности // Практика образования-2009-№4 и 2010- №1
Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной практике //Вопросы образования.-2004.-№3.