Просмотр содержимого документа
«Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития»
Портфолио ученика начальной школы
как средство мотивации личного развития
Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?
Учебный “портфолио” в начальной школе– специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.
Основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.
В нашей школе - интернате принято положение о портфолио обучающегося начальных классов и утверждено директором школы
В документе прописаны:
1. Общие положения.
2. Цели и задачи.
3. Порядок формирования портфолио.
4. Структура портфолио обучающегося начальной школы.
Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах следующие:
1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
создание для каждого обучающегося ситуации переживания успеха;
поддержка высокой учебной мотивации обучающегося;
поощрение его активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения;
развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающегося;
формирование навыков учебной деятельности;
формирование умения учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
содействие индивидуализации образования обучающегося;
закладывание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации ребенка;
укрепление взаимодействия с семьей обучающегося, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей (законных представителей) к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Каждое портфолио обучающегося имеет следующую структуру:
1. Титульный лист (оформляется педагогом)
2. Содержание
3. Раздел «Социально-личностное развитие обучающегося «Мой мир»
«Мое имя» - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя.
«Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Моё село» - рассказ о родном селе, о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от школы до дома. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места.
«Мои друзья» - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, творческих объединениях школы-интерната.
«Моя школа» - рассказ о школе-интернате и о педагогах, небольшие заметки о любимых школьных предметах.
«Мой характер» – рассказ о своих предпочтениях, привычках, особенностях. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).
4. Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика «Моя учёба»
(достижения обучающегося в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д.)
Мои результаты
Мои проекты
Мои кружки
Мои любимые предметы
5. Раздел «Физическое развитие и здоровье ребенка «Моё здоровье»:
мониторинг физического развития ребенка, мониторинг здоровья ребенка, фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями (законными представителями).
6. Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка «Копилка достижений»
(участие в конкурсах, выставках, рисунки, фотографии поделок, результаты анкетирования):
«Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы обучающихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию;
«Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости:
Моя лучшая работа
Задание, которое мне больше всего понравилось
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества (с родителями (законными представителями, одноклассниками)
«Работы, которыми я горжусь» - в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе;
«Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;
«Мои впечатления» - в начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах (библиотека, выставки в Центре национальных культур). Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями (законными представителями), обучающимся)
7. Раздел «Отзывы учителей»
Вывод: Интерес к сбору портфолио вызывает не только у ребят, но и у родителей. Я считаю, что крайне важно с первых лет пребывания ребёнка в школе приучать к систематической работе по сбору папки личных достижений. Я уверена, что ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.