«Технология
подготовки и проведения современного урока математики в начальных классах»
Принципиально новые задачи, новые возможности, выдвинутые и поставленные перед школой, изменили характер и определили особенности организации образовательного процесса и пути повышения профессиональной компетентности учителя.
Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у школьников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. При этом собственно содержание представляет собой дидактически адаптированный опыт решения таких проблем.
Ведущей педагогической идеей является создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня самостоятельной деятельности. В настоящее время в связи с развитием рыночного типа экономической системы обществу нужны граждане, обладающие математическим мышлением. Основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний ученики должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации и способов решения задач. Ведь современному обществу требуется человек, свободно владеющий знаниями, умеющий мыслить логично, научно, творчески. Поэтому новое время предъявляет и новые требования к выпускнику школы. Он должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знаний, полученных при обучении в школе. Главной целью в своей работе считаю формирование творческой личности ученика. Добиться же этого можно, если включать учащихся в познавательный поиск, развивать их наблюдательность, мышление, то есть умение подмечать важное и существенное, сравнивать и анализировать, обобщать и делать выводы.
Эти положения являются основополагающими в компетентностном подходе в образовании. В начальных классах закладывается основа для формирования ключевых компетенций:
компетенции учения;
социальной компетенции;
коммуникативной компетенции;
организационной компетенции;
информационной компетенции.
Формированию компетенций способствуют технологии развивающего обучения:
организация исследовательской деятельности;
организация проектной деятельности;
развитие рефлексивно-оценочных навыков;
организация работы в парах и группах;
организация разноуровневого обучения;
использование коммуникативных технологий;
использование информационных технологий;
использование здоровьесберегающих элементов, снижающих учебную нагрузку;
реализация личностно-ориентированного подхода.
В результате мне удалось добиться:
повышения уровня качества знаний при полной положительной мотивации учения школьников;
стабильности в разноуровневом обучении;
повышения общей культуры поведения учащихся;
развития рефлексивно-оценочной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
повышения социальной и творческой активности школьников.
Уровень сформированности общеучебных умений и навыков.
В результате целенаправленной работы по формированию общеучебных умений и навыков удалось получить более высокие результаты, чем в прошлом выпуске.
Отношение к математике
Как же подготовить и провести современный урок математики?
Урок заранее должен быть продуман учителем во всех деталях и нюансах:
продумано распределение всей работы на уроке во времени и распределение этой работы между исполнителями - учителем и учащимися, различными категориями учащихся;
продумано содержание и распределение записей на классной доске и в тетрадях учащихся;
до урока отобраны (изготовлены) необходимые технические средства обучения, проверена их готовность к использованию.
Дидактическими требованиями к современному уроку являются:
четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
реализация на уроке всех дидактических принципов;
создание условий успешного учения учащихся.
Современный урок должны отличать:
1. Целенаправленность. Подчинение всех элементов урока (частных учебных задач) одной цели.
2. Рациональное построение содержания урока.
3. Оптимальный выбор средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке математики, обеспечивающих активное учение школьников.
4. Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Подготовка урока - сложное дело, это своеобразная творческая лаборатория учителя.
Подготовка учителя к урокам включает два этапа:
На первом этапе учитель изучает педагогическую, методическую литературу, анализирует учебные программы, передовой педагогический опыт.
На втором этапе идет конструирование содержания учебного материала, планирование занятий и создание дидактических условий.
При подготовке к современному уроку целесообразно придерживаться следующей последовательности:
Определить цель урока.
Подготовить содержание учебного материала.
Определить дидактические задачи урока.
Выбрать наиболее эффективные приемы и методы обучения.
Составить план урока.
Проанализировать использование дидактических средств.
Требования к технике проведения урока:
Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях.
Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.
Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.
Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
Смена видов деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
Обеспечение и соблюдение единого орфографического режима школы;
Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
Проведение имитационной игры. Моделирование.
Постановка целей урока.
Обучающие:
Актуализировать знания детей для успешного усвоения нового материала;
Научить
Формировать умение воспроизводить новое знание и самостоятельно применять его в стандартных условиях;
Учить переносить приобретенные знания в новую ситуацию.
Развивающие:
Отрабатывать вычислительные навыки;
Совершенствовать умение решать задачи;
Развивать культуру речи, познавательный интерес, логическое мышление.
Воспитательные:
Актуализация знаний.
«Сложение и вычитание чисел, основанное на знании нумерации» (2 кл.)
Я предлагаю вам ряд чисел. Составьте разные задания для устных вычислений.
19 91 43 12 34 59
Назовите числа, в которых одинаково количество десятков; единиц.
Назовите последующее (19); предыдущее (91); «соседей» (59).
Сравните.(12…19, 43…34, 59…91)
Расположите в порядке возрастания (убывания)
Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.(19 = 10 +…)
Назовите целое и части(слагаемые и сумму)
Что неизвестно? Как найти? (19 - 10)
Составьте по выражению задачу.
Составляя таблицы умножения и деления, я использую задания, требующие от ученика умения сравнивать, систематизировать, обобщать и делать выводы.
Тема урока: Таблицы умножения и деления на 7.
Найдите закономерность и заполните пропуски:
7 | 1 | 7 | | | 2 | 14 | | 7 | 5 | |
| | | | | | | | | | |
7 | 3 | 21 | | 7 | | 28 | | 7 | | 42 |
Расположите карточки в порядке увеличения второго множителя. Прочитайте числа, обозначающие произведения.
Сравните их. Сделайте вывод. Используя его, продолжите ряд и найдите произведения.
2) Самостоятельная работа.
«Письменное умножение двузначного числа на двузначное»
1. Актуализация знаний. Самостоятельная работа
29 • 56 = 29 • 50 + 29 • 6 = 1450 + 174 = 1624
Эти вычисления можно записать короче.
2. Операционно-познавательный
29
56
174
145
1624
Основное место на уроке занимает задача. Приемы, помогающие в работе над задачей, можно представить в виде схемы.
Составьте условие и проанализируйте задачу.
Автотуристы за первый день проехали 544км, двигаясь со скоростью 68 км/ч. За второй день они проехали 325км со скоростью 65км/ч. Сколько времени затратили на весь путь?
2)Совместная работа над задачей (составление краткого условия и анализ задачи).
В магазин привезли 5 мешков риса, по 40 кг в каждом мешке, и 7 мешков пшена, по 30 кг в каждом мешке. В первый день продали 130 кг риса и 140 кг пшена. Сколько килограммов крупы осталось продать?
4. Виды проверки самостоятельных работ.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
6. Рефлексия.
Для оценки результативности ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Данную форму передачи опыта считаю
а) эффективной и интересной;
б) ненужной;
в) свой вариант ответа _____________________________________________
2. Занятие прошло результативно, т.к.
а) теперь могу применить предложенные методы в преподавании;
б) для меня результата нет.
в) свой вариант ответа _______________________________________________
3. Ваши замечания и пожелания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________