Данная разработка раскрывает основные шаги подготовки педагогов к инновационной деятельности. Хорошая подготовка - это залог успешной деятельности и реализации намеченных планов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка педагогов к инновационной деятельности»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА «СТАРОБЕШЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Подготовка педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности в системе дополнительного образования
Управление организацией дополнительного образования на основе стратегического менеджмента
(тема, проблема курсов)
Федорова Юлия Николаевна
(ФИО)
директор
должность
2018 г.
АННОТАЦИЯ
Муниципальное учреждение дополнительного образования администрации Старобешевского района «Старобешевский районный дом детского и юношеского творчества» является небольшим учреждением, проводящим свою работу в основном в небольших населенных пунктах преимущественно сельской местности. В ходе работы учреждения было выявлено ряд недостатков, среди которых наряду с материально-техническим обеспечением, «текучкой» кадрового состава педагогов, работающих по совместительству и т.д. особое место занимает проблема внедрения инновационной деятельности во все творческие объединения.
Данная работа ставит главной целью изучение факторов влияющих на подготовку педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности для внедрения полученного опыта в работу Старобешевского ДДЮТ.
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ………………………………………………………………..2
Содержание ………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………….………….4
Основная часть………………………………………………………..5-18
Инновация. Отличие «инновации» от «новшества» или нововведения ………………………………………..………………..5
Необходимость перехода педагогов к инновационной деятельности………………………………………………………......6
Факторы и условия, влияющие на подготовку педагога к инновационной деятельности………………………………………..7
Механизм подготовки педагога к инновационной деятельности…8
Подготовка педагогов Старобешевского ДДЮТ к инновационной деятельности………………………..………………………………..11
Выводы…………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………..15
Приложения…………………………………………………………..…16
ВВЕДЕНИЕ
Дополнительное образование сегодня находится в процессе динамических изменений, вызванных как внешними, так и внутренними политическими, социально-экономическими и прочими изменениями. Одной из тенденций в его развитии является переход к инновационной деятельности, которая позволяет отвечать требованиям окружающей социальной среды, потребностям детей и реализовывать миссию системы дополнительного образования в обществе. Педагог занимает основополагающую позицию в образовательном процессе, ведь от его профессионализма, компетенций, личных качеств во многом зависит решение широкого спектра проблем учреждения. Новые реалии требуют от современного педагога не только специальных, методических знаний, педагогического мастерства, но и готовность его к инновациям.
Данная тема курсовой работы «Подготовка педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности в системе дополнительного образования» была выбрана из соображений что для превращения учреждения дополнительного образования (далее - УДО) в объект инноваций в первую очередь нужно подготовить педагогов к инновационной деятельности, применению на практике инновационных технологий, желания двигаться вперед в ногу со временем.
Цель работы: изучение процесса подготовки педагогов дополнительного образования к инновационной деятельности для внедрения полученного опыта в работу Старобешевского ДДЮТ.
Задачи:
- изучить понятие «инновационная деятельность»;
-выявить основные факторы, влияющие на готовность педагога к инновационной деятельности;
-обозначить перспективные этапы подготовки педагогов Старобешевского ДДЮТ к внедрению инновационной деятельности в учреждении.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Отличие «инновации» от «новшества» или «нововведения»
Считается, что впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов в ХIХ веке и буквально означал «введение некоторых элементов одной культуры другую». С начала XX века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 30-х годах XX века австрийский экономист И. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», означавшее в авторском варианте «новшество», «нововведение». Систематическое изучение инновации в образовании началось в конце 50-х годов XX века в США и Западной Европе. В исследованиях американских и английских ученых (Дж. Бассет, Д. Гамильтон, Р. Хейвлок и др.) прежде всего, освещались проблемы руководства инновационными процессами. В отечественной науке и практике появление устойчивого интереса к инновациям в образовании приходится на середину 80-х годов XX века. [5]
На сегодняшний день инновационная деятельность в образовательном процессе исследуется с различных сторон. Большинство исследователей инновационных процессов в образовании понимают под инновационной деятельностью любое новое, нестандартное, необычное, что осваивается в конкретном образовательном учреждении. Например Й. Шумпетер характеризовал инновации как часть процесса "изобретение - нововведение - диффузия". П. Друкер различал понятия "научное открытие", "новшество" и "инновация". Под научным открытием он понимал добавление знаний к пониманию явлений природы. Новшество у П. Друкера - это новая техническая возможность, а инновация - результат влияния новшества на жизнь людей. Г. Ригс рассматривал новшество как концептуализацию новых идей, а инновацию - как коммерческое освоение новой идеи. В. Хиппель понимал под новшеством новый продукт или процесс, под инновацией - применение нового продукта или процесса на практике. В. Кингстон считал, что научное открытие представляет собой идею, новшество - подтверждение идеи, инновация - преобразование идей в конкретный предмет. С. Мендел, Д. Энис понимали новшество как новый замысел, а инновацию - как новые уникальные продукты, процессы и услуги. [3]
В современном понимании инновация – это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма элементов». [6]
В педагогической литературе инновации характеризуются «как актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие»[5].
Необходимость
перехода педагогов к инновационной деятельности
Анализируя различные факторы необходимости перехода педагогов к инновационной деятельности в профессиональном развитии в своей статье Дири М.И. приходит к следующим заключениям :
- происходят изменения требований к педагогу от профессионала, выполняющего сложные функции (педагога - однопредметника) к педагогу исследователю, поэтому необходимо обеспечить объективные условия для актуализации индивидуального потенциала профессионального развития, в которых педагог осознает себя субъектом личностно-профессионального развития и проявляет профессиональную инициативу, выступающую показателем и способом личностно-профессионального развития;
- ранее частные знания педагогов в области преподавания своего предмета, в области педагогики и психологии, а также профессиональное мастерство являлось значимыми характеристиками педагога. Но на сегодняшний день актуальным является системное мировоззрение, инновационное мышления и профессиональная творческая работа;
- для готовности к инновационной деятельности в процессе профессионального развития неотъемлемо создание условий дляформирования научно-исследовательских и коммуникативных компетенций, рефлексивных навыков, мотивации педагога для ведения инновационной деятельности;
- сегодня требует пересмотра стратегия подготовки педагога к инновационной деятельности, предусмотренной действующим социальным положением, практикой современного образования, изменением ценностей в обществе в целом. [3]
Факторы и условия, влияющие на подготовку педагога к инновационной деятельности
Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике.
Инновационная деятельность педагога напрямую зависит от уровня личностной готовности педагога к такой деятельности, а именно совокупности качеств, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
- личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
- специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).
Обобщая исследования В.А. Адольфа и Н.Ф. Ильина условиями успешной инновационной деятельности педагога являются:
повышение квалификации педагога в области инноваций (должен знать и уметь применить);
непрерывность процесса профессионального становления педагога ;
участие в самой инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных, творческих и образовательных процессах;
самообразование, направленное на решение существующих задач и постановку новых;
поддержка профессионального становления. [1]
С целью выявления факторов, влияющих на вовлечение педагогов Старобешевского ДДЮТ в инновационную деятельность с ними было проведено анкетирование.
Условия также играют немаловажную роль. К ним относятся такие факторы:
- мотивация в том числе и финансовое поощрение;
- морально-психологический микроклимат;
- методическая помощь в получении информации об инновационных технологиях;
- уровень сотрудничества. [1]
Механизм подготовки педагога к инновационной деятельности
В статье Санниковой Л.Н и Языковой Е.А. «Подготовка педагогов к инновационной деятельности в образовательном учреждении. Проблемы и перспективы» отмечается, что только в эффективное управленческое содействие педагогам, включенным в инновационную деятельность, приведет к обновлению и модернизации образовательного процесса. Анализ сложившейся ситуации в деятельности образовательного учреждения работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем:
отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;
недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов;
отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения.
Таким образом был определен следующий механизм работы по подготовке педагогов к инновационной деятельности в образовательном учреждении, который включает следующие действия:
1. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.
2. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.
3. Создать инновационные структурные подразделения и управлять их деятельностью.
4. Создать единую систему мониторинга инновационной деятельности.
5. Выявить и распространить инновационный опыт.
6. Разработать и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.
Кроме создания определенных условий сопровождения внедрений инноваций в организации, необходимо понимать сущность компонентов, которые выделяются в подготовке педагогов к инновационной деятельности.
К таким компонентам относят
- наличие мотива включения в эту деятельность;
- комплекс знаний о современных нормативных требованиях к результатам образования, инновационных моделях и технологиях образования;
- совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет педагог, т.е. компетентность в области педагогической инноватики.
Подготовка педагогов Старобешевского ДДЮТ к инновационной деятельности
Инновационная деятельность – это деятельность целенаправленная, которая основывается на рефлексии практического опыта с использованием сравнения, изучения, изменения и развития образовательного процесса целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Поэтому подготовка педагогического работника к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Муниципальное учреждение дополнительного образования администрации старобешевского района «Старобешевский районный дом детского и юношеского творчества» (Старобешевскоий ДДЮТ) насчитывает по кадровому составу 3 представителя администрации (директор, методист, культорганизатор), 4 педагога дополнительного образования, которые являются основными работниками и работают на базе учреждения, остальная педагогическая нагрузка ежегодно распределяется в среднем на 14 из 20 отдаленных школ Старобешевского района (из них приоритет отдается школам в сельской местности). Основные работники в большинстве с многолетним педагогическим опытом, наработками и видением, в то время как совместители – это педагоги 30-60 % которых ежегодно меняется. В связи с этим выявлены следующие проблемы:
- значительная отдаленность школ (60%);
- недостаточное количество квалифицированных кадров и ежегодный набор новых кадров; -
- недостаточная материальная база;
Согласно проведенному анкетированию по участию в инновационной деятельности выявлено следующее:
Инновации присутствуют у 70% опрошенных педагогов. Они чувствуют себя частично готовыми к освоению новшеств. Среди препятствий в инновационной деятельности выделяют следующее:
- отсутствие необходимых теоретических знаний (40%);
- недостаток времени и сил для создания и применения инноваций
- отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты (60%);
- отсутствие материальных стимулов (80%);
- отсутствие лидеров-новаторов в коллективе (75%);
Среди причин привлекательности инновационной деятельности в большинстве своем (80%) выбрали следующее: возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя, приобретается новый статус среди коллег, повышается интерес детей к учению и воспитанию.
Среди возникающих противоречий наиболее распространены такие: новые идеи практически трудно реализовать, потери времени, отсутствие компенсации за инновационную деятельность.
По результатам анкеты 95% пришли к выводу, что инновационная деятельность способствует самообразованию.
Педагоги осведомлены об инновационных технологиях но применяют в большинстве своем не систематически.
Из всего вышеперечисленного следует, что для внедрения инновационных технологий в педагогическую деятельность коллектива нужно:
1. Обучение (регулярное проведение тематических педагогических советов, участие в методических объединениях, мастер-классах ).
2. Системная мотивация (стимулирование педагогов к самообразованию – мотивация к введению инноваций за счет материальных поощрений, всеобщей демонстрации достижений, поощрения - поощрение систематического использования инновационных педагогических технологий).
3.Улучшение материально-технической базы учреждения (закладывание в смету расходы на приобретение компьютерной техники, проектора, обновление библиотечного фонда упреждения ).
4. Создать условия для повышения профессиональной квалификации в инновационной деятельности (курсовая переподготовка, самообразование).
5. Выявление инновационного опыта в коллективе и у коллег других домов/дворцов творчества.
При этом при правильно выстроенной подготовке педагогов к инновационной деятельности выявлен достаточный потенциал. Таким образом содержание инновационной деятельности педагогов Старобешевского ДДЮТ в потенциальной динамике (на 4 квартал 2018 года) представляет собой следующее:
1. Внедрение, использование инновационных методов, методик, технологий.
2. Разработка авторских программ, проектов, методической продукции.
3. Проведение учебных занятий в инновационных формах.
4. Проведение мастер-классов.
ВЫВОДЫ
Чем проще и однороднее деятельность, выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем в меньшей степени оказывается развитой личность. Высокие достижения педагога в профессиональной деятельности существенно развивают его личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительно новое, достойное внимания, педагог сам растет.
Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации его педагогической деятельности, креативности педагога, уровня развития его личных и профессиональных качеств, от наличия или отсутствия определенных барьеров на пути, от психологического климата в педагогическом коллективе. [2] Все эти факторы должны быть учтены руководством учреждения при осуществлении инновационной деятельности, так, как все они составляют систему становления педагога как инноватора. Руководству и методической службе учреждения в своей деятельности по подготовке педагогов Старобешевского ДДЮТ следует руководствоваться принципомподдержки педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учеба, консультации, семинары), так и материальными (различные формы доплат и премий и т.д.) Нужно провести серьезную работу по подготовке педагогов к внедрению инновационной деятельности в образовательный процесс, во вторых разработать пути для реализации этой деятельности, в третьих выработать схему мониторинга с целью отслеживания результатов и корректирования недостатков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления. М.: Альма-матер, 2006, № 10 с 10-18.
2. Аниськин В.Н.,Рябинова Е.Н. Решение учебно-воспитательных проблем при изучении математики в вузе// Самарский научный вестник.2016№3(16), С. 141-147.
3. Дири М.М. «Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления» // Самарский научный вестник. 2017.Т6 , №2(19) стр.221-226.
5. Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика. М.: ИИО РАО, 2006. - 352 с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1996.
7. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2000.
Приложение №1
Анкета для педагогов Старобешевского ДДЮТ по участию в инновационной деятельности
Цель анкетирования: выявление уровня осведомленности и заинтересованности и практического применения педагогами Старобешевского ДДЮТ инновационных технологий
1. Есть у Вас интерес к инновациям в педагогической деятельности?
Да, нет, частично.
2. Чувствуете ли Вы себя готовыми к освоению новшеств?
Да, нет, частично.
3. Существуют ли в учреждении условия для развития инновационной деятельности?
Да, нет, частично.
4. Отметьте в каждой подгруппе (А,Б,В,Г) главные, по вашему мнению, причины, являющиеся препятствием для Вас в освоении и разработке новшеств
А-1.слабая информированность о нововведениях в образовании;
2.отсутствие необходимых теоретических знаний;
3.отсутствие необходимости заниматься новым, поскольку традиционная методика дает достаточно эффективные результаты;
Б -1.отсутствие моральных стимулов;
2.отсутствие материального стимулирования;
3.отсутствие обоснованной стратегии развития ДДЮТ;
В-1.недостаток времени и сил для создания и применения педагогических инноваций
2.сила привычки: меньше времени и сил требуется для работы по известному и привычному;
3.боязнь неудачи при применении нового;
Г-1.разногласия, конфликты в коллективе;
2.отсутствие поддержки со стороны руководства школы;
3.отсутствие лидеров, новаторов в коллективе;
5. Отметьте три главные, по Вашему мнению, причины, чем привлекательна инновационная деятельность:
1.интересно создавать что-то свое, необычное и лучше, чем было;
2.повышается интерес детей к учению и воспитанию;
3.возрастает авторитет среди родителей и учащихся
4.радует поддержка администрации, равноправные отношения с ней;
5.приобретается новый статус среди коллег;
6.в новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности;
7.возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на себя.
6. Отметьте три главные, по Вашему мнению, внутренние противоречия, которые возникают при создании или применении нового:
1.новые идеи практически трудно реализовать;
2.неизбежны ошибки, неудачи, а это неприятно;
3.по некоторым причинам сложно доводить начатое дело до конца;
4.не хватает терпения, сил, времени довести новое до совершенства;
5.нет уверенности, что новое принесет пользу;
6.неизбежны потери времени для работы по-новому:
7.нет компенсации за инновационную деятельность;
8.часто овладевают сомнения: а смогу ли я применить новое?
7. Каким образом, по Вашему мнению, инновационная деятельность воздействует на мотивацию педагогов к повышению профессионального мастерства (отметьте три фактора):
1.стимулирует самопознание;
2.способствует самообразованию;
3.разрабатываются новые формы деятельности;
4.разрабатывается методическое и дидактическое обеспечение урока;
5.изучаются новые подходы к образованию.
8. Изучаете ли Вы специальную литературу для реализации инноваций в образовании? Да, нет.
Если да, то по каким направлениям (информатизация образования, развивающее обучение и т.п.):______________________________________
9. Какие современные образовательные технологии Вам известны? ( Напротив названия технологии поставьте соответствующий балл: 0 – не знакома; 1- известна, но не применяю; 2- известна, применяю, но не в системе; 3 – применяю с положительными результатами):
1. развивающее обучение -___ ;
2. коллективная система обучения (КСО) - ___ ;
3. технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) - ___;
4. исследовательские и проектные методы - ___;
5. технология модульного и блочно-модульного обучения - ___;
6. технология проведения учебных дискуссий («дебаты») - ___;
7. технология развития критического мышления -___;
8. лекционно-семинарская система обучения - ___;
9. технология использования в обучении игровых методов - ___;
10. информационно-коммуникационные технологии - ___;
11. здоровьесберегающие технологии - ___;
12. система инновационной оценки «портфолио» - ___;
13. технологии интерактивного и дистанционного обучения - ___;
14. разноуровневое обучение - ___;
15. технология полного усвоения (технология индивидуальных образовательных траекторий)-
16. технология обучения в глобальных информационных сетях («ТОГИС») - ___;
17. технология «мастерских» - ____;
18. другие (опишите)__________________________________________________________________
10. Назовите методические мероприятия, в рамках которых Вы представили опыт педагогической деятельности на открытом, поселковом и республиканском уровне ___________________________________
Приложение № 2
Информационная карта инновационной деятельности
педагога дополнительного образования (коллектива педагогов)
Старобегшевского ДДЮТ
Разработчик ФИО, возраст, образование, специальность, стаж, квалификационная категория, контактный телефон, адрес электронной почты
Количество участников инновационной деятельности (педагогов, обучающихся)
Сроки инновационной деятельности
Вид инновации: локальные (частные, единичные), не связанные между собой; модульные (блочные), связанные между собой.
Область применения инновации (дидактика, психология, частные методики, технологии, апробация новых учебно-методических комплектов, другое …) ________________________________________________________
Проблема (тема)_______________________________________________
Стадии развития инновации. Инновация прошла стадии (подчеркнуть):
- разработка (определение темы, проблемы, задач, разработка путей реализации);
- осуществление инновационной деятельности (освоение и реализация на стадии апробации);
- распространение созданного инновационным путем опыта (новой практики)
Представление результатов (подчеркнуть) мастер - класс, выступление на МО, педсовете, конференции, проблемный круглый стол, творческие отчеты, публикации, открытые занятия, методические рекомендации, разработки программ, конспектов занятий, обобщение опыта работы.
Прогнозируемые трудности, которые могут встретиться в процессе осуществления инновационной деятельности___________________
Публикации в рамках инновационной деятельности___________
Партнерство в рамках инновационной деятельности___________
Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения________________________________________