План самообразования по теме: "Нестандартные формы обучения в начальной школе"
План самообразования по теме: "Нестандартные формы обучения в начальной школе"
Проблема развития творческих способностей всегда была в центре внимания. Педагогической наукой доказана крайняя необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её на практике обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания, эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План самообразования по теме: "Нестандартные формы обучения в начальной школе"»
Утверждаю
Зам. директора по УВР
_________ Сухих А. Я
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 г. Тайшета
План самообразования
учителя начальных классов
Романенко Марины Васильевны
Тема самообразования:
«Нестандартные формы обучения в начальной школе».
Цель: развитие интереса к учебной деятельности школьников с помощью нестандартных форм уроков для успешного и плодотворного обучения в начальной школе.
Причина выбора:
В связи с тем, что происходят изменения в обществе, повышаются требования к школьным системам, появляется необходимость подготовки творчески активных личностей. Целью образования является не просто получение знаний, умений и навыков, а развитие умственных сил, способностей и склонностей учащихся.
Проблема развития творческих способностей всегда была в центре внимания. Педагогической наукой доказана крайняя необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её на практике обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания, эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Актуальность нетрадиционных форм в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети обрушивают на учащихся огромный объем информации. Важной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, являются нетрадиционные формы, способствующие практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Теоретическая значимость: обоснованы принципы построения, содержательного наполнения и использования нестандартных форм организации обучения, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников.
Практическая значимость состоит: в разработке программы диагностики творческих способностей, системы и методики развития способностей у младших школьников, выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Научная новизна: состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста через использование нестандартных форм организации обучения.
Тема работы школы:
«Формирование ценностного отношения к Человеку, Отечеству, Знаниям»
Методическая тема:
«Личностно-ориентированный подход к образованию в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Тема МО:
Воспитательная и учебная система школы и класса, как пространство для самовыражения обучающихся в условиях внедрения ФГОС.
Цель:
раскрыть сущность нестандартных форм организации обучения как средства развития творческих способностей при изучении нового материла на уроках в начальных классах.
Задачи:
. изучить и проанализировать психолого-педагогическую теорию и методическую литературу по данной проблеме;
- определить подходы к проблеме;
. раскрыть сущность нестандартных форм организации обучения, уточнить понятия «урок», «нестандартные формы организации», «способности», «творческие способности», «развитие»;
.определить критерии, показатели и уровни творческих способностей;
.разработать методические и практические рекомендации по развитию творческих способностей на нестандартных уроках.
Этапы работы над темой
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагности- ческий
Изучение и анализ психолого-педагогической теории и методической литературы.
Осмысление теоретико-методологических аспектов, выявление состояния проблем усвоения нового материала младшими школьниками, определение ведущей позиции (объект, предмет, цель, задачи)
2012-2013 учебный год
Изучение ФГОС начального общего образования.
Курсы повышения квалификации.
Изучение психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. «От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова). «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений»
Прогнасти-ческий
Уточнение задач, гипотез, выявление специфики развития творческих способностей, дидактических условий развития для эффективного усвоения нового материала.
2013-2014 учебный год
Подобрать психологические диагностики (1-4 классы) по оценке уровня сформирован- ности познавательных УУД.
Практичес-кий
Апробация и внедрение результатов исследования.
Обсуждение на заседаниях методобъединения учителей начальных классов.
Разработка и проведение открытых уроков.
2014-2015 учебный год
Участие в конкурсах, олимпиадах учителей.
Создание рабочих программ по предметам в соответствии ФГОС НОО.
Обобщаю-щий
Экспериментальная работа, итоговая обработка результатов, формулировка выводов и оформление работы.
2015-2016 учебный год
Участие в муниципаль- ных, региональных и всероссийских конкур- сах и олимпиадах.
Консультативная помощь учителям и учащимся.
Публикации материалов на сайтах для обмена опыта.
Предполагаемые результаты самообразования.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на ШМО и педсоветах.
- Создать комплекты педагогических разработок.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку.
- Обобщить опыт работы по исследуемой теме.
Обобщение опыта.
Когда
Уровень
Тема
2012г.
Районный методический семинар «Организация внеурочной деятельности на I ступени обучения»,
Доклад по теме: «Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных образовательных результатов», сертификат за участие.
2013г.
Районный мастер-класс по использованию учебно-лабораторного оборудования для начальной школы.
Мастер-класс «Применение лабораторного диска как средства развития познавательной активности школьников», сертификат участника.
2014г.
Педагогический совет школы «Особенности управления качеством образования на разных уровнях обучения».
Обобщение опыта работы по теме: «Технология разработки современного урока в условиях ФГОС»
2014г.
Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов.
Выступление по теме: «Современные инновационные технологии в учебном процессе».
2015г.
Районный фестиваль педагогических идей по теме «Формирование познавательных УУД на уроках в условиях реализации ФГОС НОО».
Мастер-класс «Химия в начальной школе», сертификат.
2015г.
Педагогические чтения «Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми».
Защита проекта «Виды работ с одаренными детьми в условиях общеобразовательных школ», диплом III место
2015г.
Районный фестиваль уроков и мероприятий по профориентационной работе.
Занятие кружка «Хочу все знать» по теме: «Поговорим о снеге», сертификат.
2016г.
Районный методический семинар «Развитие духовно-нравственных ценностей через урочную и внеурочну деятельность в рамках реализации ФГОС».
Открытый урок окружающего мира по теме «Путешествие Колобка», сертификат.
2016г.
Школьный методический день «Использование продуктивных технологий в учебной деятельности».
Мастер-класс: «Продуктивная технология на уроках окружающего мира — усиление роли практики»
2016г.
Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов.
Выступление по теме: «Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС», сертификат.
2016г.
Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов.
Мастер-класс: «Использование продуктивных технологий в учебной деятельности».
Список используемой литературы:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. Москва, 1998.
2. Азаров Ю.Л. Искусство воспитывать. Москва,1985.