План воспитательной работы на 2013-2014 учебный год
План воспитательной работы на 2013-2014 учебный год
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2013/2014 УЧ.ГОД
Цель: формирование положительной Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС.
Задачи:
Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы гимназии
Диагностические – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.
Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План воспитательной работы на 2013-2014 учебный год »
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2013 -2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 Б КЛАСС
Классный руководитель: Иванова С.Ю
Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе ФГОС
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
укреплению национальной безопасности.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2013/2014 УЧ.ГОД
Цель: формирование положительной Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС.
Задачи:
Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы гимназии
Диагностические– изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.
Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.
III.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления
Поставленные задачи
Название целевой подпрограм мы
Формы работы
Сформированные компетентности
1.Нравст-венность, духов- ность как основа личности
- Формирование гуманистических отношений к окружаю-щему миру.
- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.
- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
- Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
«Зеркало души»
Тематические классные часы по нравственной тематике; организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; тренинги; организация социально-значимых дел.
Внеурочная деятельность:
занятия в объединении «Этика и этикет»
Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
знание традиций гимназии, бережное отношение к ним.
2. Граждан-ско-правовое
и патрио-тическое воспита-ние
- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонацио-нального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонацио-нального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.
-Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;
- Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества.
- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;
- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;
«Я гражданин»
Тематические классные часы, беседы, ролевые игры, обсуждение литературных произведений, акции.
Экскурсия по историческим и памятным местам города и края, посещение музеев, тематические беседы, КТД, празднование памятных дат.
Внеурочная деятельность:
занятия в объединениях «Патриот»
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
3. Формиро-вание ценности здорового и безопасно-го образа жизни
Экологи-ческое воспита-ние
- Формирование стремления к здоровому образу жизни.
- Усвоение правил индивидуального и коллективного без-опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
- Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни.
- Формирование основ экологического соз-нания на основе призна-ния ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
«Мое здоровье»
Тематические классные часы, профилактические беседы, спортивные соревнования, встречи со специалистами, проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения.
Внеурочная деятельность:
занятия в объединениях «Непоседы», «Безопасное колесо», «Я учусь жить в окружающем мире»
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Ценностное отношение к природе;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
4.
Личност-ное и интеллектуальное саморазвитие. Професси-ональное самоопре-деление
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самооб-разованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осо-знанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познаватель-ных интересов.
- Формирование целостного ми-ровоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и об-щественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Формирование потребности к самосовершен-ствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Развитие самооценки, рефлексии.
- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.
- Развитие познаватель-ных способностей.
«Мое будущее»
Внеурочная деятельность по предметам
Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты.
Тренинги, анкетирование, беседы, использование Интернет-ресурсов
Внеурочная деятельность:
занятия в объединении «Занимательная грамматика», «Юный исследователь окружающего мира», «Познай английский язык».
Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
5. Эстети-ческое и культур-ное развитие
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
- Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям.
Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов.
Внеурочная деятельность:
занятия в объединении «Музыкальный час», «Умелые руки»
Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
6. Семейное
воспита-ние
- Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы.
- Повышение роли и авторитета семьи.
«Семья»
Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, тематические классные часы, совместные мероприятия с участием детей и родителей.
« Внеурочная деятельность:
занятия в объединении «Этика и этикет»
Начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи , бережное отношение к ним.
Внеурочная деятельность обучающихся
Цель :развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время; создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ , реализуемых во внеурочное время.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Направление
Цель и задачи
Прогнозируемый результат
Духовно-нравственное
“Этика и этикет”
Цель программы:
- привитие учащимся первых классов элементарных понятий добра и зла, понятий справедливости, нравственности и морали.
Задачи программы:
способствовать формированию навыков поведения в обществе,
способствовать воспитанию чувства коллективизма,
способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Ожидаемые предметные результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой
Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.
Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.
применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
овладеть культурой разговора, искусством спора;
использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
Научно-познавательное
“Занимательная грамматика”
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи программы:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Социальная работа
«Я учусь жить в окружающем мире»
Цель программы – формирование у обучающихся понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним: природной и социальной средой.
Задачи программы:
научить учащихся принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни;
изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения;
способствовать возрождению традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
содействовать укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
прививать интерес и потребность к повседневным занятиям подвижными играми, физическими упражнениями, спортом.
Учащиеся должны знать:
что здоровье – свойство их организма;
понятие о физическом и душевном здоровье;
факторы влияющие на состояние здоровья;
основные правила личной и общественной гигиены;
правила безопасного поведения в окружающем мире;
основные правила профилактики травм в повседневной жизни (дома, на улице, в школе и при занятиях спортом);
основы знаний по культурно-историческому наследию русского народа.
Учащиеся должны уметь:
использовать практические знания для сохранения и укрепления физического, эмоционального и духовного здоровья;
передавать знания о здоровье другим детям в виде совета или практической помощи;
принять правильное решение в ситуации, связанной с риском для здоровья, а нередко и самой жизни;
самостоятельно организовывать и проводить русские народные игры и развлечения вне школы.
Проектная деятельность
«Юный исследователь окружающего мира»
Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся
Задачи программы:
Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: творческом проекте.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
Задачи программы:
-сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях республики Татарстан.
-воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;
обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.
учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:
- общечеловеческих ценностей;
- государственных символов России, региона;
Деятельностная составляющая -
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Ценностносная составляющая – проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- целеустремлённость;
-трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.
Спортивно-оздоровительное
Основная цель программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи программы:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Универсальные компетенции,
умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.
Метапредметные результаты
характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;
управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Научно-познавательное
Цель программы:
создание условий для саморазвития и самореализации личности;
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Задачи программы:
привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Безопасное колесо»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Творческое направление
«Музыкальный час»
Цель программы
– Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы:
Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Творческое направление
«Умелые руки»
Цель программы:
-развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности ,развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи программы «Умелые руки» следующие:
- через практические занятия помочь учащимся развивать
- наблюдать предметы окружающей действительности, выделять
главное, наиболее характерное;
приучать к самостоятельности, к аккуратности, к внимательности;
способствовать пробуждению интереса к творческому поиску;
воспитывать эстетический и художественный вкус
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии учиться высказывать своё предположение (версию) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
слушать и понимать речь других.
Социальная работа «Безопасное колесо»
Цель программы:
создание условий для саморазвития и самореализации личности;
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Задачи программы:
привлечение школьников к активной пропаганде Правил дорожного движения;
вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Безопасное колесо»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ТРИМЕСТР – «Я и моя школа»
Дата проведения
Содержание работы
Кто привлекается
Ценностные ориентиры
компетентности
Урок радости «В страну Знаний со Смешариками»
Родители
Информационная, коммуникативная компетентность.
Классное собрание: «Мои новые друзья-одноклассники»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Беседа «Права и обязанности школьника»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Викторина «Ты – пешеход»
«Безопасное колесо»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Информ. кл. час: «Как вести себя в школе».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Заочная экскурсия по родному городу «Мой любимый город Североуральск»
Воспитание гражданственности, патриотизма
Беседа о режиме дня и о занятиях спортом
Школьный врач
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Самый, самый. Конкурсы. Давайте познакомимся.
Коммуникативная компетентность.
Праздник «Посвящение в первоклассники»
Совместно с 1 классами
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
«Мы стали школьниками» урок-игра
родители
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
2 ТРИМЕСТР – «Я и творчество»
Содержание работы
Кто привлекается
Ценностные ориентиры
компетентности
Кл час: 4 ноября –День народного единства.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Кл. собрание «Мы с тобой за одной партой...»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Компетентности: разрешения проблем, коммуникативная.
Кл. час:Что такое общение? «Ты, я, он, она - вместе? (тренинг)
Компетентности: разрешения проблем, коммуникативная.
Конкурсная программа «Осенние посиделки»
родители
Коммуникативная компетентность.
Кл. час «Что значит для меня слово «мама»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
«Любимой маме посвящаю…»(концерт ко дню Матери)
родители
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Час общения. «Моя любимая игрушка»
Информационная, коммуникативная компетентность.
Кл. час «Страна, в которой я живу»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Развивающая игра «Занимательная математика» (ребусы, головоломки)
«Занимательная грамматика»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Правила дорожные знать каждому положено.(путешествие)
«Безопасное Колесо»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Классное собрание: «Я и мой класс»
Компетентности: разрешения проблем, коммуникативная.
Семейный праздник «А мы умеем так» (Новый год)
родители
Информационная, коммуникативная компетентность.
Новогодняя сказка в кукольном театре
родители
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
3 ТРИМЕСТР – «Я и мой город»
Содержание работы
Кто привлекается
Ценностные ориентиры
компетентности
«Весёлый светофор» (игра по ПДД)
«Безопасное колесо»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Проектно-исслед. деят. Профессии моих родителей. Что я о них знаю?
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Друзья познаются в беде или в радости (чтение и обсуждение произведений)
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Игра-практикум «Жалобы школьного учебника»
Компетентности: разрешения проблем, коммуникативная.
Уроки этикета. Маленькие леди и джентльмены. (беседа о культуре поведения)
Библиотекарь
« Этика и этикет»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
«Североуральск- город воинской славы» (беседа)
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
О дедушке и бабушке с любовью (конкурс чтецов)
Бабушки, дедушки
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
День защитника Отечества. Поздравление мальчиков.
Родители
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Урок толерантности «Ребята, давайте жить дружно!»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
8 Марта. Поздравление девочек.
родители
Коммуникативная компетентность.
Экскурсия в краеведческий музей.
родители
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Праздник «Прощание с Азбукой».
родители
Информационная, коммуникативная компетентность.
Культпоход «5звезд»
родители
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
4 -5 ТРИМЕСТРЫ – «Я и моя семья»
Содержание работы
Кто привлекается
Ценностные ориентиры
компетентности
Уроки этикета. «В гостях у Чистюльки» (о личной гигиене)
Кружок «Этика и этикет»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Как развивать память внимание. (упражнения тренажёры)
психолог
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Просмотр спектакля в театре
родители
Воспитание ценностного отношения к прекрасному
Беседа «Как я занимаюсь физкультурой».
Учитель физкультуры
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Гражданин Отечества – достойный сын. Конкурс рисунков ко Дню Победы
Кружок «Патриот»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Развивающая игра «Занимательная грамматика»
Кружок «Занимательная грамматика»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Беседа о братьях наших меньших.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Праздник «Последний звонок»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Праздник «Перешли мы во второй».
родители
Коммуникативная компетентность.
День Здоровья.
Учитель физ- ры
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
1.Формирование доброжелательных отношений внутри коллектива (классные часы о дружбе, КТД, праздники);
2.Через поручения развивать сотрудничество, взаимопомощь и чувство коллективизма;
3.Поощрение успехов учащихся инициативы, самостоятельности, желание выполнять общественные поручения;
4.Развивать единство и согласованность в действиях коллектива и его членов с учетом индивидуальных особенностей каждого;
5.Использовать диагностические методики для изучения становления детского коллектива.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
1.Изучать положение каждого ученика в коллективе, его проблемы во взаимоотношениях с одноклассникам, учителями, родителями.
2.Воспитывать интерес ребёнка к самому себе, желание совершенствоваться.
3.Порекомендовать детям и помочь определиться в школьные кружки.
4.Организация дополнительных занятий для учащихся, пропустивших учёбу по болезни.
5.Вести наблюдения за отдельными учащимися, нуждающихся в корректировке поведения, помощи в учёбе.
6.Развивать волевые качества у неуверенных в себе детях
7.Выявить активных детей, проводить с ними индивидуальные беседы
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Темы родительских собраний:
1четверть
Особенности интеллектуального и личностного развития семилетних детей.
Как развивать у ребенка желание читать.
Телевизор в жизни семьи и первоклассника.
Октябрь
Трудности адаптации первоклассников.
Как научить детей учиться
2 четверть
Нормативно-правовые основы формирования культуры семейной жизни.
Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка.
Эмоции положительные и отрицательные.
3 четверть
Семейное воспитание.
Формирование представления ребенка о социальных ролях.
4 четверть
Игра и труд в жизни младших школьников
Итоги прошедшего учебного года
РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ
Проведение заседаний род. комитета (1раз в месяц)
Состав родительского комитета:
Содержание работы:
Подготовка кабинета к учебному году ( закупка необходимых принадлежностей в класс) –октябрь
Организация празднования Нового года. (покупка подарков для детей ) – ноябрь
Заседание родит. комитета. Подведение итогов 2 четверти. (утверждение плана работы на второе полугодие) – декабрь
Обсуждение плана работы на 3 четверть. - январь
Организация проведения мероприятий (23 февраля, 8 Марта) – февраль
Обсуждение плана работы на весенних каникулах. - март
Обсуждение плана работы на 4 четверть. - апрель
Подведение итогов работы родительского комитета в учебном году. - май
Индивидуальные консультации для родителей, информирование родителей об успеваемости и поведении учащихся. (ежемесячно)
Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в классе и гимназии.
Просветительская работа на родительских собраниях и в индивидуальных беседах.
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диагностика в работе с классным коллективом.
Сентябрь.
Проективная методика «Нарисуй себя в школе» (изучение процесса адаптации)- психолог
Анкета для родителей (изучение адаптации первоклассников)- психолог
Проективная методика «Рисунок семьи» (выявление внутрисемейных особенностей в представлении ребенка)- психолог
Изучение мотивации. «Краски» (отношение к школе, школьным предметам)
Октябрь. «Мои любимые вещи»
Ноябрь. Социометрия.
Декабрь. «Градусник» (определение степени тревожности, связанную с учебной деятельностью).
Январь.
Диагностика познавательного процесса мышления – обобщения - психолог
Диагностика познавательного процесса мышления – классификации - психолог
«Пьедестал»(взаимоотношение уч-ся в коллективе, определить нравственную сторону взаимоотношений)
Февраль.
Методика «Уровень школьной мотивации» -психолог
«Дом, в котором я живу». (определить привязанность уч-ся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам).
Март. «Лесенка» (изучение самооценки уч-ся).
Апрель. Анкетирование.
Структура ученического самоуправления
«В страну Знаний со Смешариками»
Главная задача учителя – помочь детям безболезненно адаптироваться к школьной жизни. В этот период происходит изучение личностных качеств учащихся.
В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества (родителями), направленную на создание благоприятных условий для общения, развития себя, одноклассников.
Такая работа помогает детям сдружиться, учит взаимодействию и сотрудничеству.
Ведущей идеей является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие «Смешарики».
Главные герои – герои мультипликационного фильма «Смешарики» , они пока ничего не умеют делать сами. Мультяшные герои путешествуют не одни, а вместе с ребятами, классным руководителем и родителями. В пути они встречают сказочных героев, которые помогают детям получить важные для жизни знания, умения и навыки.
Структура самоуправления «Смешарики».
1.Команда Кроша
4.Команда Кар Карыча
2.Команда Ёжика
5.Команда Совуньи
3.Команда Нюши
Каждая команда выбрала своего капитана, которые и сформировали данный комитет (актив класса):
В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы.
Для более эффективной и продуктивной работы мы выбрали девиз и правила жизни в классном коллективе.