Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия семьи и школы. В ней выделяются и описываются характерные особенности обучения первоклассников в начале учебного года. Значительное внимание уделяется налаживанию и сохранению «микроклимата» в родительском коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первое родительское собрание в начальной школе»
Пуртова Алла Сергеевна
Учитель начальных классов КГУ «ОСШ№51»
Первое родительское собрание в начальной школе
Работа отнесена к разделу: «Родительское собрание»
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимодействия семьи и школы. В ней выделяются и описываются характерные особенности обучения первоклассников в начале учебного года. Значительное внимание уделяется налаживанию и сохранению «микроклимата» в родительском коллективе.
Цель: формирование благоприятных условий для совместной работы с родителями.
Задачи:
познакомиться с родительским составом;
добиться понимания родителями, что без их помощи детям будет гораздо тяжелее учиться;
познакомить с понятием «эффективное сотрудничество семьи и школы»;
познакомить с особенностями организации учебного процесса в начале обучения;
способствовать сохранению хорошего микроклимата в родительском коллективе.
Побудить родителей к размышлениям об особенностях обучения первоклассников;
Развивать умение родителей видеть себя со стороны.
Форма проведения: беседа.
Ход родительского собрания
1. Вступление
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в... (называет школу). Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.
Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.
Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.
2. Знакомство
Преподаватель знакомится с родителями, называя свое имя, отчество.
Педагог: С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей, – для меня это большая честь. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)
Для того чтобы мы все с вами стали ближе друг к другу позвольте мне провести с вами небольшой эксперимент. (Учитель протягивает шерстяную нить в руках каждого сидящего родителя. Затем обрывает нить и связывает её концы, образовав круг). Теперь я прошу вас держать нить расслабив руки. Как вы себя при этом чувствуете? (спокойно, расслабленно, комфортно). А теперь я попрошу вас, наклонившись назад, натянуть эту нить. Как в этой ситуации вы себя чувствуете? ( дискомфорт, нить режет руки, волнение).
Из того, что мы сейчас сделали можно сделать вывод, что когда в коллективе все расслаблены, то все чувствуют в нем себя комфортно, доверительно по отношению друг к другу, а как только кто-то начинает натягивать взаимоотношения, «тянуть одеяло только на себя», то сразу кому-то становиться плохо, даже больно. Наша задача, не допускать таких действий ни с какой стороны, ведь в благоприятном коллективе и дети тоже счастливы.
Ещё я хотела бы вам раздать на память небольшие брошюры с притчами о мудрости, которой, я надеюсь, мы будем пользоваться во взаимоотношениях друг с другом в процессе нашей совместной работы. (Зачитываются притчи «Пловец», «Замерзшие ученики»)
Пловец.
Человек, не умеющий плавать, в панике барахтался в реке. Он поднял тучу брызг и по реке побежали волны, которые человек в страхе принял за опасное течение. Он начал бороться с речными волнами. Наконец утопающий сообразил, как нужно держаться на воде и понемногу доплыл до берега. Выбравшись из воды, пловец оглянулся и увидел, что на реке полная тишина, а он все время боролся с волнами и брызгами, которые сам же и создавал.
***
Все несчастья начинаются с нас самих. Но если ты наведешь порядок в мыслях, в тебе эти несчастья и закончатся.
Замерзшие ученики.
Старец вывел учеников на мороз и молча встал перед ними. Прошло пять минут, десять... Старец продолжал молчать.
Ученики ежились, переминались с ноги на ногу, посматривали на старца. Тот безмолвствовал. Они посинели от холода, дрожали, и, наконец, когда их терпение достигло предела, старец заговорил.
Он сказал: «Вам холодно. Это потому, что вы стоите порознь. Станьте ближе, чтобы отдать друг другу свое тепло.
***
Научись понимать других людей и от этого и тебе самому станет «теплее».
3. Советы родителям
Педагог: Совсем недавно прозвенел первый звонок, и наши дети стали первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов.
Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:
создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками;
превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?";
нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно отнесясь к учителю;
последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:
брать в школу все необходимое;
правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);
здороваться с учителями и детьми;
отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
просить о помощи, если что-то не получается;
заниматься одним делом долгое время;
правильно реагировать на замечания;
устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.
4. Особенности школьной жизни
Педагог: Прежде, чем подать документы в нашу школу, вы, наверное, навели о ней справки. Многие знают, что в основе деятельности нашей школы лежит педагогика успеха. Каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем.
В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий.
Вам нужно обеспечить ребенку:
школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования);
аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок;
необходимые школьные принадлежности.
Очень прошу не сравнивать работу учителей в разных классах: и мы, и дети – очень разные.
5. Организация учебного процесса
Преподаватель: в нескольких словах я хочу сообщить о программе, по которой будет учиться класс. Перед каждым из вас лежат учебники, по которым будут заниматься ваши дети, давайте познакомимся с их содержанием. Также, я хочу познакомить вас с администрацией и другими специалистами, работающими с нашим классом (раздаю распечатку с их фамилиями, именами и отчествами).
Сейчас я хочу познакомить вас с особенностями организации учебного процесса в начале обучения:
шестидневная учебная неделя;
безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки;
расписание звонков и уроков;
адаптационный период – первая четверть (в эти дни у детей по три урока);
рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям;
схема безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома или от метро, зеленым карандашом нарисовать схему и приклеить ее на форзац букваря);
порядок питания в столовой;
В нашей школе есть центр дополнительного образования: кружки и секции (раздается расписание их работы).
6. Организационные вопросы
Преподаватель отвечает на вопросы родителей.
Возможные темы организационных вопросов:
традиции: дни рождения учеников, летопись жизни класса, дни театра, экскурсии;
проездные документы;
избрание родительского комитета.
Рефлексия
- Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее:
1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
2. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
3. Принять к сведению особенности обучения первоклассников.
4. Сохранять хороший микроклимат в родительском коллективе.
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ... Единогласно!
На этом родительское собрание можно считать закрытым. Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!