ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Цель, задачи педагогического проекта.
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи патриотического воспитания включают:
формирование понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; бережного отношения к жизни и ко всему живому;
привитие трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к труду другого человека;
воспитание уважительного отношения к общественной собственности, к собственности другого человека;
Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы:
Классный час
Родительское собрание
Экскурсия
Праздник
Круглый стол, диспут
Конкурс, викторина, КВН, станционная игра
КТД
Встреча с интересными людьми и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» »
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Автор проекта:
Щукина Надежда Леонидовна
МБУ СШ №82
Г. Тольятти
2014 год
Содержание
1. Анализ исходной ситуации и обоснование актуальности
2. Цель, задачи педагогического проекта
3.Программа реализации проекта
а) Стандарты второго поколения Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России
б) Изучение психолого-педагогической литературы по программе Патриотическое воспитание
4. Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности .
5.Описание планируемых результатов реализации педагогического проекта
6. Заключение
7.Список используемых источников
8. Приложения
Анализ исходной ситуации и обоснование актуальности.
«Историческое значение каждого
русского человека измеряется
его заслугами Родине,
его человеческое достоинство –
силой его патриотизма»
Н.Г.Чернышевский
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.
Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную позицию, готовность к служению Отечеству. (Стандарты второго поколения)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.
Актуальность:
Становление самосознания личности – тонкая сфера познания, чувств, психологического личностного восприятия мира и себя, собственного Я в мире человеческих отношений, в обществе, в котором живет, учится, трудится человек. Это, конечно, и лично принятие учащимися мировоззренческие идеи, законы, категории и принципы морали, гражданственности, права, личные притязания на собственные решения, интересы и запросы, стремление приобщиться к освоению природного, социального, культурного потенциала окружающей среды.
Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на знания о гражданственности, в то время как сегодня в первую очередь требуется разработать процедуры формирования поведения, свойственного члену демократического общества. Сформировать у молодого поколения чувство ответственности, присущее гражданину, уверенность в возможности влияния на ситуацию в обществе и изменять ее к лучшему, реализуя свою активную гражданскую позицию.
Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности. Актуальность проблемы развития гражданского самосознания обусловлена потребностью общества и государства в формировании гражданина, который должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисс), а также желанием участвовать в общественно - политической жизни.
В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина. С этим материалом наиболее эффективно знакомить учащихся во внеучебной воспитательной работе, так как необходим дополнительный материал, которого в учебниках просто не достаточно для более точного освящения всех вопросов.
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя три основных компонента:
Патриотическое воспитание в системе уроков.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Цель, задачи педагогического проекта.
Цель патриотического воспитания - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи патриотического воспитания включают:
• формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; бережного отношения к жизни и ко всему живому;
• прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;
• воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;
Формы патриотического воспитания во внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности включает в себя различные формы:
Классный час
Родительское собрание
Экскурсия
Праздник
Круглый стол, диспут
Конкурс, викторина, КВН, станционная игра
КТД
Встреча с интересными людьми и др.
Подробнее остановимся на некоторых из них
Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Типы классного часа:
Нравственный классный час
(«Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Урок мира», «Есть такая профессия – Родину защищать»)
Цели:
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;
3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;
4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую , и др.) .
Интеллектуально-познавательный классный час
(«Город, в котором я живу», «Лес – богатство нашей Родины» )
Цели:
1. Развивать познавательный интерес учащихся.
2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.
Тематический классный час («Государственные символы России», «Мои права и обязанности»)
Цели:
1. Развивать кругозор учащихся;
2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.
1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;
2. Применение знаний, полученных на уроках;
3. Формирование своего отношения к происходящему;
4. Развитие исследовательских умений.
В своей работе я также применяю такую форму как экскурсия.
Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А.Е.Сейненский предлагает понимать под экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и проч.» ( Сейненский А.Е. Экскурсия // Российская педагогическая энциклопедия в 2тт..- Т.2.- М.: Большая российская энциклопедия.-1999.- с.609).
Экскурсия выполняет несколько функций:
Функция научной пропаганды;
Функция информации;
Функция формирования интересов;
Функция расширения культурного кругозора;
Функция организации культурного досуга.
Проведение экскурсий способствует:
1. Углублению знаний учащихся о родине, своём родном крае, месте рождения;
2. Углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;
3. Воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Родительские собрания – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания.
Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Существуют следующие виды родительских собраний
• Организационные.
• Тематические.
• Собрания-диспуты.
• Итоговые.
• Собрания-консультации.
Работа в рамках патриотического воспитания ведется главным образом на тематических родительских собраниях ( «Учим детей общаться», «Права ребенка» ).
Программа реализации проекта.
1 класс
Содержательная линия: «Мой дом – моя семья».
Месяц
Форма работы
Название
Сентябрь
Урок - путешествие
«Здравствуй, школа!»
Родительское собрание
«Мы – одна семья!»
Октябрь
Праздник
«Посвящение в первоклассники»
Концертная программа
«Самая любимая бабушка моя!»
Ноябрь
Экскурсия в ВЦ «Изба»
«Калачи из русской печи»
Коллективное творческое дело (ко дню матери)
«Подарок для самой любимой»
Классный час
«Права и обязанности школьника»
Декабрь
Семейный праздник
«В дверь стучится Новый год»
Круглый стол
«Новогодние традиции моей семьи»
Январь
Родительское собрание
«Семейные праздники и их значение для ребенка»
Классный час
«Все профессии важны, все профессии нужны!»
Февраль
Спортивная эстафета для пап
«Не перевелись еще богатыри на земле русской»
Экскурсия (Тольятти)
«Широкая Масленица»
Март
Конкурсно–игровая программа
«Дочки - матери»
Классный час
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»
Апрель
Коллективное творческое дело
«Мое семейное древо»
Родительское собрание
«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни»
Май
Классный час
«Этих дней не смолкнет слава…» (история семьи в военные годы)
Спортивная эстафета
«Папа, мама, я - спортивная семья!»
Праздник
«До свидания, 1 класс!»
2 класс
Содержательная линия: «Моя школа. Мой город».
Месяц
Форма работы
Название
Сентябрь
Классный час
«Государственные символы моей страны, моего города»
Коллективное творческое дело
Коллаж на тему «Летние приключение 2 класса»
Октябрь
Экскурсия в Ботанический сад
«Мой город в красках осени»
Родительское собрание
«Хорошие родители. Кто они?»
Ноябрь
Викторина
«Край, в котором я живу»
Классный час
«История моей школы»
Декабрь
Коллективное творческое дело
«Мастерская Деда Мороза»
Праздник
«Новогодний карнавал»
Январь
Родительское собрание
«Традиции класса»
Классный час
«Улица на которой я живу»
Февраль
Спортивная эстафета
«Малая Зарница»
Март
Экскурсия в Самарский зоопарк
«Где обедал воробей…»
Конкурсно – игровая программа
«Супермама»
Апрель
Коллективное творческое дело
«Строим домики для птиц»
Классный час
«Самара трудовая»
Родительское собрание
«Наш класс в жизни школы»
Май
Встреча с ветеранами
«Земляки - герои»
Круглый стол
«Мой город в годы войны»
Экскурсия
«По улицам старой Самары»
3 класс
Содержательная линия: «Мой край».
Месяц
Форма работы
Название
Сентябрь
Классный час
«История символов государства»
Экологический десант
«Дорогу зеленым!»
Октябрь
Экскурсия на Царев курган
«По святым местам»
Станционная игра
«Знатоки родного края»
Ноябрь
Родительское собрание
«Учим беречь природу»
Коллективное творческое дело (создание книжки-раскладушки)
«Красавица-Волга»
Декабрь
Коллективное творческое дело
«Столовая для пернатых»
Праздник
«У новогодней елки»
Январь
Экскурсия в музей
Жизненный круг в традициях и обрядах народов Поволжья — этнографическая экспозиция
Классный час (интерактивная экскурсия)
«Национальный парк и заповедник «Самарская Лука»»
Февраль
Родительское собрание
«Патриотическое воспитание в семье» (обмен опытом)
Спортивная эстафета
«А ну ка, мальчики!»
Март
Экскурсия в Краеведческий музей
«Наш край»
Конкурсно-игровая программа
«В гостях у Золушки»
Апрель
Классный час
«Главный закон страны»
Родительское собрание
«Что читают наши дети»
Май
Классный час
«Урок мужества»
Конкурсно-игровая программа
«Парад войск»
Экскурсия в с. Ширяево
«По Репинским местам»
4 класс
Содержательная линия: «Моя страна».
Месяц
Форма работы
Название
Сентябрь
Классный час
«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»
Познавательная игра
«Терпение и труд все перетрут»
Октябрь
Конкурсно-игровая программа
«Вместе с бабушкой вдвоем замечательно живем»
Родительское собрание
«Как воспитать настоящего патриота?»
Ноябрь
Круглый стол
«Международный день толерантности»
Экскурсия в музей
«У всякого народа свой обычай»
Декабрь
Экологическая игра
«В зимнем лесу»
Родительское собрание
(вместе с детьми)
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Январь
Классный час
«Человек. Личность. Гражданин»
Экскурсия в музей
«Рыбное царство России»
Февраль
Праздник
«Статен, строен, уважения достоин»
Военно-туристическая викторина
«Служу Отечеству»
Март
Классный час
«Закон для нас. Закон внутри нас»
Викторина
«Лес – богатство нашей Родины»
Праздник
«Мы низко кланяемся тебе, мамочка!»
Апрель
КВН ко Дню космонавтики
«Дорога к звездам»
Экскурсия в музей им. П.В.Алабина
«Дорога в пятый океан: мы покоряем космос»
Малая спартакиада
«Выше, быстрее, сильнее!!!»
Май
Конкурс патриотической песни
«Россия – Родина моя»
Классный час с презентацией
«Дети Великой Отечественной войны»
Описание планируемых результатов реализации педагогического проекта.
Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.
При определении результатов я ориентируюсь на поставленные задачи. Основным средством определения их достижения является наблюдение за классным коллективом в целом и отдельными его представителями.
Поскольку моя работа длится только два года и это мой первый опыт, я могу говорить лишь о промежуточных результатах, о достижении отдельно взятых задач.
Предполагаемые положительные изменения в поведении учеников:
проявление интереса к русским традициям и промыслам, к истории и культуре России;
проявление уважительного отношение к труду;
проявление чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
проявление чувства гордости за достижения Родины;
демонстрация развитых коммуникативных навыков, умение вести диалог;
доброжелательность, вежливость.
У детей формируются такие понятия и ценности, как: «Родина», «малая Родина», «народ«патриот», «семья», «природа», «дружба», «уважение старших», «право и обязанность».
В качестве условий реализации проекта можно назвать следующие:
Создание благоприятных материально-технических и социальных условий для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.
Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала патриотической направленности с опорой на опыт и чувства детей.
Обращение к культурному наследию, призванному обеспечить формирование духовного мира человека.
Работа на уроке и во внеурочное время.
Заключение.
Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Список используемых источников.
А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения)
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. – 240с.
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2006 №8 – С. 17.
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып.1 – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.