Педагогика сотрудничества. Работа учащихся в группах.
Педагогика сотрудничества. Работа учащихся в группах.
Задача школы сегодня - воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, умеющегося учиться, обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным и самостоятельным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что "инкубатором" самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогика сотрудничества. Работа учащихся в группах. »
Педагогика сотрудничества. Работа учащихся в группах.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача- помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И.Г. Песталоцци
Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, умеющего учиться, обучить детей умению спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным и самостоятельным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Можно учиться и в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от раза становится ещё слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы задать вопрос учителю, соответственно он не может быстро и правильно ответить и только «тормозит» ритмичное продвижение к всеобщему успеху. Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы. Тогда ученик замыкается в себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не даётся – это его проблемы. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей.
Ведущая цель обучения по системе ФГОС – оптимальное общее развитие каждого школьника, в том числе развитие самостоятельности и инициативности младшего школьника.
Учебный материал, представленный во всех учебниках, заложенных в системе, уже предполагает самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний и направлен на формирование мыслительной деятельности.
Структура содержания учебников отражает три этапа организации учебного процесса:
Система знаний поискового характера, ведущая к раскрытию определённой единицы усвоения: понятия, правила, действия;
Сличение результатов самостоятельной деятельности с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий;
Применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления во взаимосвязи с ранее изученным материалом.
Таким образом, дети на каждом уроке наблюдают, сравнивают, анализируют, высказывают свои предположения и в процессе дискуссии приходят к выводу или верному решению. Отношения с учителем и со сверстниками строятся на основе учебного сотрудничества (ученик – ученик, ученик – учитель или учитель – ученик) на каждом уроке. С первого класса дети используют на уроках речевые обороты: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Я полагаю, что…», «Я думаю, что…», «Я не согласен…», «По моему мнению…» А это как раз те формы взаимодействия, которым необходимо учить учащихся для совместной работы в группах и в парах.
Для достижения наилучших результатов в своей работе я выбрала для себя обучение в группах. Работу в парах я тоже применяю на уроках, когда надо провести короткое наблюдение (на этапе усвоения новых знаний), когда надо осуществить взаимопроверку домашнего задания или взаимоконтроль (на этапе закрепления). Это может быть проверка чтения наизусть, ответы на вопросы, проверка устного счёта, проверка записи словарных слов и т.д. Но и мне, и детям очень нравится работать в группах. Кроме этого я вижу, что учиться детям не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее:
Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся:
Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность (группа отвечает за успех каждого, в процессе работы дети учатся помогать друг другу);
Сплочённость класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
Растёт самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей;
Возрастает ответственность каждого ученика, т.к. успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого её члена;
Развивается умение анализировать способы работы других учеников в ходе работы группы, выбирать наиболее рациональные, т.е. развивается изобретательность в способах работы.
Я вижу также целесообразность введения этой формы учебного сотрудничества в своём классе:
Каждый ребёнок получает эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в работу класса (в группах они раскрепощаются, каждый ощущает себя значимым звеном в группе, начинает проявлять инициативу, создаётся атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса);
Каждый ребёнок получает возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, т.к. создаётся обстановка для естественного самовыражения ученика);
Каждый ученик получает опыт тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.
Актуальность выбора групповой работы на уроке зависит от
Темы урока;
Уровня подготовленности учащихся;
Сложности материала;
Объёма материала, отводимого на урок.
Не на каждом уроке бывает уместно введение групповой работы.
Группы в моём классе составлены с учётом личных склонностей детей, с учётом их пожеланий. Я отдала предпочтение такой форме подбора членов групп: из наиболее способных учащихся я назвала организаторов (капитанов, руководителей) каждой группы (5 чел.). Далее назвала 5 человек примерно одинакового уровня знаний. Каждый организатор выбрал одного ученика к себе в группу, потом эти двое решали, кого пригласят к себе в группу из названных мною следующих 5-ти человек, каждый раз выбирая по одному ученику. Таким образом равномерно распределились между собой сильные и слабые ученики, и группы получились равносильные.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест.
Одним из главных условий качественной работы группы является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный культурный диалог.
Чтобы легче руководить процессами, протекающими в группах, детям предлагалось в начале введения этой формы сотрудничества освоить алгоритм работы в группе:
Повторение задания для осознанного понимания.
Анализ условия (разграничение границ заданий для нахождения способа решения поставленной задачи)
Выдвижение версий всеми членами группы.
Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
Совместное принятие решения.
Анализ решения, оформление.
Проговаривание в группе выступления.
Представление решения спикером.
В начале групповой работы дети по-необходимости распределяют в группе сами роли (причём очень любят это делать, т.к. вносится в урок элемент ролевой игры, каждому нужно выполнить свою роль как можно лучше):
Организатор отвечает за работу группы в целом;
Спикер выступает перед классом с готовым решением группы;
Контролёр следит за временем, проверяет, все ли поняли принятое решение.
Например, распределение на такие роли удобно вот в такой работе: Фрагмент урока русского языка в 4 классе «Правописание е и о на конце наречий после шипящих» на этапе усвоения новых знаний.
Организация работы в группах.
Повторение правил работы в группах:
а) говори спокойно и ясно;
б) говори только по делу;
в) убедитесь, что в обсуждении участвует каждый.
Инструкция.
Прочитать наречия.
Понаблюдать за их написанием.
Выполнить практическое задание на карточках.
Попытайся вывести правило написания суффиксов о и е на конце наречий.
Понаблюдайте, чем похожи и чем отличаются наречия друг от друга.
Поставьте ударение, подчеркните суффиксы на конце наречий. Обратите внимание на согласные перед суффиксами.
Попробуйте вывести правило написания суффиксов о и е на конце таких наречий.
Практическая часть. Работа учащихся в группах.
Проверка работы групп. Заслушивание спикеров:
«У всех наречий перед суффиксом шипящий согласный. Но одни наречия пишутся с суффиксом о, а другие – с суффиксом е. Это зависит от ударения: хорошо, горячо, свежо и жгуче, певуче, неуклюже, блестяще, угрожающе, могуче. Вывод: на конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е.»
Коллективное обсуждение. Общий вывод.
Сравнение вывода, сделанного детьми, с правилом в учебнике.
Анализ и оценка работы групп.
Иногда групповая работа (в зависимости от задания) не требует распределения на такие роли. Дети ориентируются на месте и сами решают, как рациональнее им выполнить задание. Задание может выполняться по «вертушке» (каждое последнее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение задания объясняется вслух учеником, контролируется всей группой (это в основном на этапе закрепления). Например, фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Однородные члены предложения».
Задания группам:
Дополните предложения однородными членами. Допишите их.
Укажите, какими членами предложения являются однородные члены предложения.
Мчаться поезда мимо …, …, … .
Весной крестьяне … грядки, … морковь, … капусту.
При постройке дома работали …, …, … .
Буря …, …, … .
Небо заволокла …, … туча.
Слова для справок: леса, луга, поля; копать, сеять, сажать; каменщики, плотники, штукатуры, маляры, столяры; реветь, выть, грохотать; чёрный, тяжёлый.
Либо задание в группе может выполняться по частям (каждый ученик занят своей частью). Как, например, на уроке математики в 3 классе я проводила групповую работу на этапе усвоения новых заданий по теме «Сумма углов треугольника».
Каждой группе был выдан конверт, в котором
а) карточка с заданием:
Измерьте углы треугольников.
Найдите значение суммы углов каждого треугольника. Какая у них особенность?
Начертите произвольный треугольник и найдите сумму его углов.
Какой вы можете сделать вывод?
б) три карточки, на каждой из которых начерчен треугольник (все треугольники разные);
в) чистая карточка;
г) чистый лист.
Приступая к практической части, дети не стали распределяться на традиционные роли, а разделили задание на части, каждому ученику досталась своя часть. Трое учеников измеряют углы треугольников на карточках, делают вычисления (каждый работает со своим треугольником). Четвёртый ученик на чистой карточке чертит свой треугольник, измеряет его углы и делает вычисления. Пятый ученик – контролёр, он контролирует работу каждого. Затем дети обсуждают получившиеся решения, делают вывод, что сумма углов любого треугольника равна 180 градусов, фиксируют свой вывод на бумаге. По окончании практической части заслушиваем спикеров каждой группы (дети их выбирают сами в ходе групповой работы) и делаем общий вывод. Сравниваем с выводом в учебнике. Даём оценку работе каждой группе.
Работа в группе может однородной и дифференцированной.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания.
Дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами.
Чаще всего я даю задания группам по одной теме, но с разным содержанием. Но бывает и одинаковое задание для всех групп.
После завершения заданий всеми группами я организую на уроке либо общее обсуждение работы над заданием различных групп (если задание одинаковое), либо рассмотрение заданий каждой группы (если задания разные).
Методы обучения в группе:
Кооперативное обучение;
Групповая дискуссия;
Мозговой штурм.
Кооперативное обучение – это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединённых для решения общей задачи.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учащихся под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.
Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей.
Групповую работу провожу на разных этапах урока. Интересно проводить на этапе усвоения нового материала, чтобы дети сами делали открытия.
Например, фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Глаголы-исключения» на этапе усвоения новых знаний и первичного закрепления.
Задания на карточках:
Сделайте вывод: как определить спряжение глагола?
Определите спряжение глаголов. Будьте внимательны: не забудьте про глаголы-исключения.
Практикую также исследовательскую работу учащихся в группах.Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группе от 2 до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается самими учащимися на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Например, по окружающему миру в 4 классе по теме «Древняя культура» у нас были задания в учебнике. Распределитесь на группы. Подберите материал о духовной и материальной культуре древних русичей. Начните оформлять классный альбом об истории культуры России.
Тема «Древнерусские города». На картах встречаются названия древних городов. Можем предложить вам на выбор: Москва, Новгород, Суздаль, Киев, Владимир, Тверь, Смоленск, Ярославль. Распределитесь на группы и найдите сведения об истории какого-либо города: когда он возник, в каких природных условиях, чем занимались горожане, какие важные или интересные события были в истории города. Использовать можно любые доступные вам источники сведений: энциклопедии, учебники истории, журналы, художественные произведения и т.д. На основе собранных сведений сделайте сообщение в классе. В результате этих работ в группах были оформлены 2 классных альбома об истории культуры России.
Критерии оценивания:
Справились полностью или частично.
Справились самостоятельно или потребовалась помощь (учитель, карточки).
Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы.
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать. Разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один. Но завтра опять предложить.
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут в 3-4 классах.
Нельзя требовать от детей абсолютной тишины. Дети должны обмениваться мнением, прежде чем представят продукт совместного труда.
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Выводы:
Групповые приёмы работы развивают важные навыки жизни.
Улучшается успеваемость.
Учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Формируется мотивация к обучению, к познавательной и творческой активности.
Научить можно каждого.
Соблюдается дифференцированный подход.
Работа в группе помогает ребёнку проявить себя.
Укрепляется дружба.
Улучшаются межличностные отношения.
Устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Сглаживаются негативные проявления конкуренции.
Ребята убеждаются в ценности взаимопомощи.
Учащиеся осваивают больший объём материала.
Обеспечивается единство воспитания и обучения.
Между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.