Педагогическая технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок (Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В. С. Кукушина.– М. : ИКЦ «МарТ» ; Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.).
В настоящее время разработано понятие «психолого-педагогической технологии». По мнению Р. В. Овчаровой, это «определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач».
Разнообразные подходы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентированы на диагностику семейного воспитания в таких семьях, изучение отношения родителей к особенностям ребенка, проведение коррекционной работы с родителями и ближайшими родственниками, обучение способам взаимодействия с детьми и так далее.
Формы работы с родителями (В. В. Ткачева, И. Ю. Левченко и др.):
- демонстрация матери приемов работы с ребенком;
- конспектирование матерью уроков, проводимых психологом;
- выполнение домашних заданий со своим ребенком;
- чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом; реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.
Формы работы педагога-дефектолога с родителями в группах кратковременного пребывания (Г. А. Мишина):
• консультативно-рекомендательная;
• лекционно-просветительская;
• практические занятия для родителей;
• организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;
• индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
• подгрупповые занятия.