Муниципальное автономное образовательное учреждение
Гимназия № 11 «Гармония»
Октябрьского района
Педагогический проект по теме
«Творческий потенциал – одаренные дети»
учитель начальных классов
Нагих Наталия Валерьевна
Новосибирск - 2013
Вид проекта: исследовательский.
Цель проекта: создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала ребёнка.
Методические задачи:
- изучить опыт работы с одарёнными детьми в школах России и за рубежом;
- определить способы диагностики и показателей достижения результатов;
- провести диагностику, направленную на выявление диапазона способностей учащихся;
- осуществить отбор технологий, методов и приёмов, способствующие развитию одарённости детей;
- разработать систему работы с одарёнными детьми.
Ведущая идея инновационного проекта: Разумное сочетание современных технологий, методов и приёмов и создание творческой среды позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми, и тем самым обеспечить поле деятельности для творческого проявления и самовыражения.
Применяемые технологии:
Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская)
Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») – Д. Дьюи, Г.П. Цедровицкий.
Идеи развивающего обучения (П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова)
Технология РКМЧП – «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Кертис С. Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер)
Технология проектной и исследовательской деятельности
Информационно-коммуникационные технологии
Интерактивное обучение
ТРИЗ-педагогика (Г.С. Альтшулер)
Возрастная категория: учащиеся 1-4 класс.
Программно-техническое обеспечение: компьютер; мультимедиапроектор; средства телекоммуникации (выход в Интернет); экран; фотоаппарат.
Актуальность. Будущее – наши дети. Одарённые дети - особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников. «Детская одаренность»- принципиально иная психолого-педагогическая проблема. В этом смысле «одаренность"» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар природы», имеющийся у каждого.
Гипотеза: предположив, что целенаправленное системное воздействие семьи и школы обеспечит развитие индивидуальных способностей личности ребёнка.
План проекта
Подготовительный этап сентябрь – ноябрь 2012 г. | - изучение теоретических основ проблемы; - создание «банка» идей и методик работы по развитию способностей учащихся; - диагностика, направленная на выявление диапазона способностей учащихся; |
Поисково-экспериментальный этап декабрь 2012г. – апрель 2013 г. | использование технологий, методов и приёмов, способствующие развитию одарённости детей в урочной и внеурочной деятельности; – мониторинг процесса и промежуточных результатов; – корректировка дальнейшей работы; |
Заключительный этап; май 2014 г. | - оценка эффективности системы работы; - анализ результатов, обобщение и распространение опыта. |
Подготовительный этап сентябрь – ноябрь 2012 г.
Для выявления диапазона способностей учащихся начальной школы было проведено анкетирование по методике Хаана и Каффа «Карта одаренности» с родителями и педагогами для того, чтобы убедиться, какие способности являются приоритетными для каждого ребёнка. (Приложение 1)
Результаты стартовой диагностики учащихся (ноябрь 2012 г.)
Интеллектуальные способности - 36%
Лидерские способности– 8%
Академические способности - 4%
Творческие способности - 16%
Психомоторные способности - 28%
Художественно-исполнительские способности – 20%.
Анализ результатов диагностики показал, что каждый ребёнок имеет способности, а некоторые их них в нескольких областях. Данные результаты постоянно меняются, так как дети переходят из одной категории в другую.
Изучив и проанализировав состояние проблемы в педагогической теории и практике, выбрали для практической работы более эффективные, по нашему мнению, технологии, методы и приёмы.
Работа с одарёнными детьми ведётся как в классно-урочной деятельности, так и во внеурочной.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Обучение по развивающей модели Л.В.Занкова, в которой технология метода деятельностного подхода, использование информационно-коммуникационных технологий, проектно-исследовательской деятельности позволяют раскрыть способности учащихся в интеллектуальной сфере.
Теория решения изобретательских задач, или технология ТРИЗ используется в курсах «Мир фантазии» и «Мир логики», которые проводятся во внеурочное время.
В гимназии большой простор для работы с одарёнными детьми отведён во внеурочное время. Учащиеся начальной школы принимают активное участие в школьных и районных предметных олимпиадах, заочных Интернет-олимпиадах, конкурсах и викторинах. Также ребята участвуют в сетевых проектах «Этот удивительный мир математики», «Ритм» и «Интеллектуальный пирог» на муниципальном уровне.
Проектно-исследовательская деятельность активно ведётся как на занятиях, так и во внеурочное время. Лучшие проектные работы ученики представляют на ежегодной гимназической научно-практической конференции «ЗУБР» («Знания, умения – будущее России»).
Ежегодно учащиеся гимназии принимают участие в конкурсах разной направленности. В 4 классе число участников достигает 100%.
Популярны как спортивные конкурсы («Зимние забавы», «Зарничка», «Мама, папа, я – спортивная семья»), так и интеллектуальные («Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Золотое руно»).
Очень нравится детям конкурс «Инфознайка», «ЧиП». Отдельные учащиеся принимают участие в конкурсах «КИО» (Конструируй, изобретай, оптимизируй), «Сократ», «Британский бульдог».
Одним из значимых мероприятий, направленных на развитие интеллектуальной сферы является интеллектуально-личностный марафон «Твои возможности, гимназист» – многопредметное интеллектуальное соревнование школьников.
По положению о проведении интеллектуального школьного марафона участвовать на первом этапе может каждый гимназист 3-4 классов. Учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов, переходят на второй командный этап. Такой подход обеспечивает всем гимназистам равные условия.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Работать с детьми, склонными к одарённости, нелёгкий труд. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы. (Приложение 2)
Учитель разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ученика.
Успешный учитель для одаренных – прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.
Как бы мы ни рассматривали влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Поэтому с родителями ведётся соответствующая работа по различным направлениям и оказывается различная психолого-педагогическая поддержка. (Приложение 3)
Созданная система работы с учащимися является эффективной, свидетельство этому результаты итоговой диагностики.
Результативность исследовательской, проектной деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, высокая познавательная активность и мотивация деятельности детей обеспечили высокий рейтинг образовательных достижений учащихся.
Интеллектуальные способности - 56%
Лидерские способности– 10%
Академические способности - 8%
Творческие способности - 20%
Психомоторные способности - 20%
Художественно-исполнительские способности – 21%.
Доказательством являются многочисленные победы учеников начальной школы в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий. Талантливые люди – главное богатство общества.
Приложение 1
Методика «Карта одаренности»
Общая характеристика
Диагностика создана на основе методики Хаана и Каффа. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.
Инструкция.
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Попросите родителей дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов.
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, идей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа, человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, то нужно запомнить.
14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только врушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и. занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает го, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
• творческая (2-й столбец листа ответов, 6-й столбец листа ответов);
• академическая (3-й столбец листа ответов, 8-й столбец листа ответов);
• художественно-исполнительская (4-й столбец листа ответов, 5-й столбец листа ответов, 7-й столбец листа ответов);
• лидерская (9-й столбец листа ответов);
• психомоторная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов.
Фамилия, имя ребёнка_______________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Приложение 2
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Эта работа требует от педагога неординарных усилий. Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треф-Фингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила.
1. He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.
6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9. Подходите ко всему творчески.
Приложение 3
Схема психолого-педагогической поддержки родителей и детей.
Станьте для своего ребёнка единомышленником и помощником во всех его начинаниях и делах
«Не рубите на корню» творческие идеи своих детей, дайте возможность приобрести этим идеям «конкретные формы»
Помогите детям научиться приобретать знания из разных информативных источников
Поддерживайте в детях самостоятельность, как в процессе принятия решения, так и на всём пути выполнения этого решения
Помогите детям увидеть связи различных предметов и использовать эти межпредметные связи в процессе своего обучения и развития
Родители
УЧИТЕЛЬ
Рекомендации родителям по воспитанию детей с высокой мотивацией