kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическое сопровождение развития личности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важных требований к современному  образованию, особенно на переходных этапах, является – адаптивность образовательного процесса в его содержании, технологии и организации. Пути решения проблемы мы видим через систему работы по педагогическому сопровождению развития личности младшего школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Описание слайдов»

Педагогическое сопровождение

развития личности младшего школьника.


Коузова Л.А.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №8


1 слайд. Мотивом выбора темы для меня послужила проблема перехода педагогической диагностики и оценки качества образовательного процесса на новую парадигму, в основе которой лежит:

  • Мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления;

  • Ориентация на личность учащегося и его потребности;

  • Создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого школьника;

  • Мотивация участников педагогического процесса на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность.

Одним из важных требований к современному образованию, особенно на переходных этапах, является – адаптивность образовательного процесса в его содержании, технологии и организации. В Приорететных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации сказано, что необходимо обеспечить всем детям равные стартовые возможности для обучения в школе. Современно мыслящая школа должна по-новому определить свои функции по отношению к начинающему обучение:

  • не ребёнок должен на самом старте траектории своего обучения приспосабливаться ко всё более растущим с каждым годом требованиям школы, а школа должна всемерно соответствовать запросам ребёнка и семьи;

  • школа продолжает отслеживать результаты своего педагогического воздействия на детей через педагогическое сопровождение развития личности учащегося.


2 слайд. Пути решения проблемы мы видим через систему работы по педагогическому сопровождению развития личности младшего школьника.

Первое: выявление уровня психологической, физической, социальной готовности к школе;

(По первому направлению организация работы ведётся на диагностической основе, в соответствии с результатами проведённых исследований разработана комплексно-целевая программа диагностики на этапе адаптации учащихся 1 класса. Приложение1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)

Второе: организация диагностики, позволяющей, обеспечить контроль за динамикой развития обучающихся;

(По второму направлению разработан план организации педагогической диагностики. Организация работы строится по индивидуальным образовательным планам.)

Третье: при изучении развития учащихся учитель будет всемерно включать самих учащихся в анализ хода их развития; подключать их к самоконтролю и самооценке;

На третьем направлении мы используем теорию и практику формирования положительной «Я-концепции».

Доминирование положительного представления о себе - «Я ещё этого не знаю, но научусь» или «Мне не удаётся красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отслеживаем степень сформированности у учащихся начальной школы определённых умений Я-концепции, включающей в себя сознательной, эмоциональной и поведенческой составляющих: Ясозн-осознаваемые представления о себе, своих качеств; Яэмоц-эмоции, самоощущения, вызываемые взаимодействием с окружающим миром; Яповед-готовность, предрасположенность к определённому образу действий.

Четвёртое: решение проблемы будет подключены врачи, психологи и другие специалисты способные оказать необходимую услугу учащимся и их родителям.


3 слайд. Для того чтобы вывести в модель адаптивного развивающего обучения смотрим динамику развития обучающихся. Основной целью работы стало определение уровня развития ребенка и прогнозирования успешности его обучения в начальной школе.

Комплексная информация об особенностях развития ребенка дает возможность:

- помочь ребенку найти свое место в образовательном процессе, создать максимально благоприятную педагогическую ситуацию для раскрытия его потенциальных возможностей;

- вовремя заметить и скорректировать факторы, ведущие к школьной дезадаптации, наладить психопрофилактическую работу в начальной школе;

- помочь учителю выработать оптимальный стиль профессиональной деятельности, осуществлять на базе полученной педагогической информации реальную индивидуализацию воспитания и обучения.

Отправной точкой является готовность к школе на этапе детский сад.

По результатам индивидуальных характеристик из ДОУ мы видим высокий показатель готовности к школе по следующим показателям (мышление, внимание, понимание причинно-следственных связей, кратковременная память, отсроченная память).

4 слайд. По результатам школьного исследования имеем следующий уровень готовности по таким же показателям.


5 слайд. Проанализируем полученные результаты и сравним с данными из индивидуальных характеристик, полученных из ДОУ.

Таким образом, мы выявили несоответствие уровня готовности к обучению, полученные из индивидуальных характеристик выпускников ДОУ и при диагностировании учащихся в адаптационный период в школе. Причиной такого результата может быть тот фактор, что дошкольное образование не входит в перечень образовательных уровней и ступеней, для которых устанавливаются соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты. Это обстоятельство:

- ставит под сомнение принадлежность дошкольного образования в системе непрерывного образования России, так как не определена сфера ответственности образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, особенно на «выходе» из дошкольного учреждения;

- является фактором, отрицательно влияющим на развитие непрерывной образовательной системы: возможны ли качественное построение образовательного процесса и модернизация системы дошкольного образования в целом, если этот процесс и система ДОУ не ориентированы на системный результат?

- значительно затрудняет реализацию нормы Федерального закона «Об образовании»: о преемственности федеральных государственных образовательных (требований) и образовательных программ каждого предыдущего уровня (ступени) образования с последующим, так как одним из принципиальных моментов федерального государственного стандарта общего образования второго поколения является усиление его ориентации на результаты образования как системо – образующий компонент конструкции указанного стандарта.


6 слайд. Далее на основании полученных результатов планируем, меры индивидуальной помощи, выходим на индивидуальную траекторию сопровождения личности младшего школьника. На данном этапе идёт выявление одарённых детей, детей «группы риска». В результате нами были выделены следующие группы учащихся: высокий уровень-3 человека, средний уровень-13 человек, низкий уровень- 9 человек.

Характеристика групп.

Низкий уровень: к выполнению заданий ребёнок приступает только после дополнительных побуждений, а во время работы часто отвлекается.

Средний уровень: ребёнок не проявляет интереса к выполнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможно, что ребёнок вначале проявляет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро угасает.

Высокий уровень: ребёнок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, обстановке, в которой проводится собеседование. Охотно поддерживает разговор. В выполнение заданий включается без промедления, прилагает усилия к преодолению трудностей.

Из нашей практики необходимо заметить, что особое внимание необходимо учащимся средней группы. В этой группе есть учащиеся, у которых при условии быстрого развития способностей, возможна перспектива ускоренного обучения.

Следует, однако, учитывать, что такая перспектива сопряжена с необходимостью «догнать» ушедший вперёд класс, а это возможно лишь в том случае, если ребёнок обладает крепким здоровьем и высокой умственной активностью. Таким образом, возникает необходимость дополнительной коррекции педагогического сопровождения развития личности младшего школьника.


7 слайд. Деятельность педагога должна быть направлена на педагогическое сопровождение ребёнка в процессе всего школьного воспитания и обучения. Цель данного направления работы: создать ребёнку, обладающему конкретными психологическими особенностями развития, соответствующие условия обучения, такие, которые не провоцировали бы отклонения в поведении и внутриличностные конфликты и вместе с тем позволили бы наилучшим образом развивать его уникальные индивидуальные качества.


8 слайд. Мониторинг сопровождения рассматривается, как процесс, в рамках которого могут быть выделены два обязательных взаимосвязанных компонента:


9 слайд. Для учащихся «группы риска» составляем индивидуальный план коррекционной работы.

За учебный год подводим итоги на основе рубежной диагностики. Она выявляет все формируемые умения и навыки. На основе этого проводим сравнительный анализ по четвертям, полугодиям, за каждый учебный год.

Результаты общей педагогической диагностики могут быть руководством к проектированию уроков и всего образовательного процесса в целом.


10 слайд. Диагностика на каждой ступени обучения в начальной школе проводится в три этапа: вводный контроль, промежуточный и итоговый. В качестве инструментов используются контрольные работы, проверочные работы, тесты, собеседование, на основе которых составляется график проведения диагностики.


11 слайд. Рейтинг развития личности.

В целях объективизации процесса отслеживания развития личности ребёнка в школе применяю обобщённый показатель уровня развития личности – рейтинг развития личности (R).

R определяется как среднее арифметическое суммы показателей уровня обученности по базовым общеобразовательным предметам (О), уровня воспитанности (В) и уровня умственного развития (Р):

R= (О+В+Р) /3


Уровни О и В приводятся к 100-бальной шкале по формулам:

О= С*20 В = К*20,

Где С – средний балл по предметам; К – интегральная оценка воспитанности по 5-бальной системе.

Рассмотрим рейтинг развития личности учащихся во 2 классе, 3классе (приложение 28). По результатам рейтинга развития личности составим график.

12 слайд. Объективизации данных о развитии личности школьника способствует система педагогического сопровождения, включающая в себя ряд последовательных взаимосвязанных процедур или мероприятий, разработанных нами для начальной школы. Они являются универсальными и для среднего и старшего звена.

1) Первоначальная диагностика. Она проводится на этапе приёма детей в 1 класс. При этом личность всесторонне исследуется по методике «Готовность к обучению в школе» (см. приложение 1, 4, 6, 8, 10, 13, 14)

2) Диагностическая карта. На протяжении срока обучения в начальной школе ведётся подробная диагностическая карта (тетрадь) отслеживания развития личности каждого обучающегося (см. приложения 17, 18, 19, 20, 21,28).


13 слайд. Таким образом, педагогическое сопровождение развития личности обучающегося рассматривается как целостная система, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития личности. Совместная работа психологов, учителей, родителей складывается в систему социально-педагогического, медико-психологического сопровождения, которая включает в себя:

- психологическую диагностику развития познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы развития учащихся;

- педагогическую диагностику развития общеучебных умений и навыков учащихся;

- медицинский контроль состояния здоровья учащихся.




14 слайд.

Просмотрим фрагмент урока окружающий мир в 3 классе.

Тема урока: «Животный мир Ярославской области».

Форма проведения: пресс-конференция.

Цели урока:

  1. формирование учебно-познавательных компетенций, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся;

  2. развитие умения самостоятельного приобретения знаний;

Приёмы, используемые на уроке способствуют развитию интеллектуальных возможностей обучаемых, их подготовке к непрерывному самообразованию в дальнейшем.




Технология.

Этап урока: работа в группах.

Работа каждого больше зависит от других и больше подчиняется общему первоначальному замыслу. На данном этапе имеет приоритетное значение воспитание на основе формирования учебной деятельности. «Личность воздействует на личность». На уроке созданы условия для развития у учащихся значимых личностных качеств (самостоятельности, коммуникативности).





Организуя работу, таким образом, имеются следующие результаты:

  1. У учащихся развиваются их уникальные индивидуальные качества.

  2. Осуществляется прогнозирование и коррекция развития учащихся.

  3. Повысился уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности.

  4. Повысился уровень успеваемости.

Педагогическое сопровождение развития личности учащегося является эффективным фактором его успешного обучения.


11


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Педагогическое сопровождение развития личности учащихся Коузова Лариса Анатольевна , учитель начальных классов МОУ СОШ №8 г. Ярославля

Педагогическое сопровождение развития личности учащихся

Коузова Лариса Анатольевна ,

учитель начальных классов МОУ СОШ №8 г. Ярославля

Пути решения

Пути решения

  • Выявить уровни психологической, физической, социальной готовности к школе;
  • Организовать диагностику, позволяющую обеспечить контроль за динамикой развития обучающихся;
  • При изучении развития учащихся учитель будет всемерно включать самих учащихся в анализ хода их развития;
  • Решение проблемы будет интегрировано специалистами, способными оказать необходимую услугу учащимся и их родителям.
Готовность к школе  по результатам школьного исследования

Готовность к школе по результатам школьного исследования

Группы учащихся

Группы учащихся

План организации  педагогической диагностики - выявление детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, их углублённая диагностика (сентябрь);  -коррекционные занятия с детьми (в течение года); -консультирование родителей по выявленной у ребёнка проблеме (в течение года); -повторная диагностика с целью определения эффективности выбранной программы коррекции (январь, май).

План организации педагогической диагностики

- выявление детей, нуждающихся в коррекционных занятиях, их углублённая диагностика (сентябрь);

-коррекционные занятия с детьми (в течение года);

-консультирование родителей по выявленной у ребёнка проблеме (в течение года);

-повторная диагностика с целью определения эффективности выбранной программы коррекции (январь, май).

Педагогическое сопровождение развития личности

Педагогическое сопровождение развития личности

  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического развития в процессе образования.
  • Создание социально-психологических условий для развития личности и успешного обучения для тех, кто не нуждается в специализированной помощи психолога и педагога. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы развития ребёнка, определяются условия его успешного обучения.
  • Создание специальных социально-педагогических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных детей и (или) коллективов (имеется в виду специальная работа, как с одарёнными, так и с нуждающимися в коррекции детьми).
Педагогическая диагностика позволяет учителю: - знать уровень овладения учащимися знаниями и умениями на каждом этапе обучения ; - сравнивать ожидаемый результат обучения с действительным; - определить качество усвоения учебного материала; - установить динамику успеваемости и степень развития мыслительных операций у учащихся; - помочь ученику в самостоятельном определении конкретных результатов своей учебной деятельности.

Педагогическая диагностика позволяет учителю:

- знать уровень овладения учащимися знаниями и умениями на каждом этапе обучения ;

- сравнивать ожидаемый результат обучения с действительным;

- определить качество усвоения учебного материала;

- установить динамику успеваемости и степень развития мыслительных операций у учащихся;

- помочь ученику в самостоятельном определении конкретных результатов своей учебной деятельности.

График проведения диагностики Этапы диагностики Учебные предметы Математика 1-й класс Вводная Русский язык Промежуточная Сроки Собеседование Литературное чтение Итоговая Проверочные работы. Тесты   Контрольная работа 2-4 классы Тестирование Контрольный диктант. Контрольное списывание Первые две недели сентября Вводная   Проверка навыков чтения Промежуточная Тестирование Середина апреля Контрольные работы Конец апреля Контрольные работы Тестирование Первые две недели сентября Итоговая Контрольные работы Конец 1-й четверти Контрольные работы Конец 2-й четверти Середина января Тестирование Конец 3-й четверти Конец апреля Середина мая

График проведения диагностики

Этапы диагностики

Учебные предметы

Математика

1-й класс

Вводная

Русский язык

Промежуточная

Сроки

Собеседование

Литературное чтение

Итоговая

Проверочные работы. Тесты

 

Контрольная работа

2-4 классы

Тестирование

Контрольный диктант. Контрольное списывание

Первые две недели сентября

Вводная

 

Проверка навыков чтения

Промежуточная

Тестирование

Середина апреля

Контрольные работы

Конец апреля

Контрольные работы

Тестирование

Первые две недели сентября

Итоговая

Контрольные работы

Конец 1-й четверти

Контрольные работы

Конец 2-й четверти

Середина января

Тестирование

Конец 3-й четверти

Конец апреля

Середина мая

Рейтинг развития личности

Рейтинг развития личности

Система педагогического сопровождения развития личности 1) Первоначальная диагностика. Она проводится на этапе приёма детей в 1 класс. При этом личность всесторонне исследуется по методике «Готовность к обучению в школе» (см. приложение 1, 4, 6, 8, 10, 13, 14) 2) Диагностическая карта . На протяжении срока обучения в начальной школе ведётся подробная д иагностическая карта (тетрадь) отслеживания развития личности каждого обучающегося (см. приложения 17, 18, 19, 20, 21,28).

Система педагогического сопровождения развития личности

1) Первоначальная диагностика. Она проводится на этапе приёма детей в 1 класс. При этом личность всесторонне исследуется по методике «Готовность к обучению в школе» (см. приложение 1, 4, 6, 8, 10, 13, 14)

2) Диагностическая карта . На протяжении срока обучения в начальной школе ведётся подробная д иагностическая карта (тетрадь) отслеживания развития личности каждого обучающегося (см. приложения 17, 18, 19, 20, 21,28).

Педагогическое сопровождение развития  личности обучающегося рассматривается как целостная система, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития личности. Совместная работа психологов, учителей, родителей складывается в систему социально-педагогического, медико-психологического сопровождения, которая включает в себя: - психологическую диагностику развития познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы развития учащихся; - педагогическую диагностику развития общеучебных умений и навыков учащихся; - медицинский контроль состояния здоровья учащихся.

Педагогическое сопровождение развития личности обучающегося рассматривается как целостная система, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития личности. Совместная работа психологов, учителей, родителей складывается в систему социально-педагогического, медико-психологического сопровождения, которая включает в себя:

- психологическую диагностику развития познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы развития учащихся;

- педагогическую диагностику развития общеучебных умений и навыков учащихся;

- медицинский контроль состояния здоровья учащихся.

Адрес: 150029, г. Ярославль  Ул. Бахвалова, дом 3. Телефон: 21-73-23 (факс),  32-55-15. Эл. почта: yarsch008@yandex.ru Сайт школы: http://school8.edu.yar.ru/

Адрес: 150029, г. Ярославль

Ул. Бахвалова, дом 3.

Телефон: 21-73-23 (факс),

32-55-15.

Эл. почта: [email protected]

Сайт школы: http://school8.edu.yar.ru/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогическое сопровождение развития личности учащихся

Автор: Коузова Лариса Анатольевна

Дата: 23.11.2019

Номер свидетельства: 528336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными   возможностями здоровья в общеобразовательной организации."
    ["seo_title"] => string(133) "psikhologhopiedaghoghichieskoiesoprovozhdieniieriebionkasoghranichiennymivozmozhnostiamizdoroviavobshchieobrazovatielnoiorghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "300893"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456822523"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Программа психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС начального общего образования"
    ["seo_title"] => string(126) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-v-ramkakh-vviedieniia-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "276671"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452774117"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО"
    ["seo_title"] => string(123) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-ramkakh-vniedrieniia-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "276668"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452773861"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ "
    ["seo_title"] => string(137) "organizatsiia-psikhologo-piedagogichieskogo-soprovozhdieniia-odariennykh-doshkol-nikov-v-usloviiakh-tsientra-razvitiia-riebienka-i-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "135841"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416995392"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства