Педагогическое сопровождение
развития личности младшего школьника.
Коузова Л.А.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №8
1 слайд. Мотивом выбора темы для меня послужила проблема перехода педагогической диагностики и оценки качества образовательного процесса на новую парадигму, в основе которой лежит:
Мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления;
Ориентация на личность учащегося и его потребности;
Создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого школьника;
Мотивация участников педагогического процесса на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность.
Одним из важных требований к современному образованию, особенно на переходных этапах, является – адаптивность образовательного процесса в его содержании, технологии и организации. В Приорететных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации сказано, что необходимо обеспечить всем детям равные стартовые возможности для обучения в школе. Современно мыслящая школа должна по-новому определить свои функции по отношению к начинающему обучение:
не ребёнок должен на самом старте траектории своего обучения приспосабливаться ко всё более растущим с каждым годом требованиям школы, а школа должна всемерно соответствовать запросам ребёнка и семьи;
школа продолжает отслеживать результаты своего педагогического воздействия на детей через педагогическое сопровождение развития личности учащегося.
2 слайд. Пути решения проблемы мы видим через систему работы по педагогическому сопровождению развития личности младшего школьника.
Первое: выявление уровня психологической, физической, социальной готовности к школе;
(По первому направлению организация работы ведётся на диагностической основе, в соответствии с результатами проведённых исследований разработана комплексно-целевая программа диагностики на этапе адаптации учащихся 1 класса. Приложение1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)
Второе: организация диагностики, позволяющей, обеспечить контроль за динамикой развития обучающихся;
(По второму направлению разработан план организации педагогической диагностики. Организация работы строится по индивидуальным образовательным планам.)
Третье: при изучении развития учащихся учитель будет всемерно включать самих учащихся в анализ хода их развития; подключать их к самоконтролю и самооценке;
На третьем направлении мы используем теорию и практику формирования положительной «Я-концепции».
Доминирование положительного представления о себе - «Я ещё этого не знаю, но научусь» или «Мне не удаётся красиво написать, значит, я должен поупражняться» - порождает желание позитивно изменить ситуацию. Отслеживаем степень сформированности у учащихся начальной школы определённых умений Я-концепции, включающей в себя сознательной, эмоциональной и поведенческой составляющих: Ясозн-осознаваемые представления о себе, своих качеств; Яэмоц-эмоции, самоощущения, вызываемые взаимодействием с окружающим миром; Яповед-готовность, предрасположенность к определённому образу действий.
Четвёртое: решение проблемы будет подключены врачи, психологи и другие специалисты способные оказать необходимую услугу учащимся и их родителям.
3 слайд. Для того чтобы вывести в модель адаптивного развивающего обучения смотрим динамику развития обучающихся. Основной целью работы стало определение уровня развития ребенка и прогнозирования успешности его обучения в начальной школе.
Комплексная информация об особенностях развития ребенка дает возможность:
- помочь ребенку найти свое место в образовательном процессе, создать максимально благоприятную педагогическую ситуацию для раскрытия его потенциальных возможностей;
- вовремя заметить и скорректировать факторы, ведущие к школьной дезадаптации, наладить психопрофилактическую работу в начальной школе;
- помочь учителю выработать оптимальный стиль профессиональной деятельности, осуществлять на базе полученной педагогической информации реальную индивидуализацию воспитания и обучения.
Отправной точкой является готовность к школе на этапе детский сад.
По результатам индивидуальных характеристик из ДОУ мы видим высокий показатель готовности к школе по следующим показателям (мышление, внимание, понимание причинно-следственных связей, кратковременная память, отсроченная память).
4 слайд. По результатам школьного исследования имеем следующий уровень готовности по таким же показателям.
5 слайд. Проанализируем полученные результаты и сравним с данными из индивидуальных характеристик, полученных из ДОУ.
Таким образом, мы выявили несоответствие уровня готовности к обучению, полученные из индивидуальных характеристик выпускников ДОУ и при диагностировании учащихся в адаптационный период в школе. Причиной такого результата может быть тот фактор, что дошкольное образование не входит в перечень образовательных уровней и ступеней, для которых устанавливаются соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты. Это обстоятельство:
- ставит под сомнение принадлежность дошкольного образования в системе непрерывного образования России, так как не определена сфера ответственности образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, особенно на «выходе» из дошкольного учреждения;
- является фактором, отрицательно влияющим на развитие непрерывной образовательной системы: возможны ли качественное построение образовательного процесса и модернизация системы дошкольного образования в целом, если этот процесс и система ДОУ не ориентированы на системный результат?
- значительно затрудняет реализацию нормы Федерального закона «Об образовании»: о преемственности федеральных государственных образовательных (требований) и образовательных программ каждого предыдущего уровня (ступени) образования с последующим, так как одним из принципиальных моментов федерального государственного стандарта общего образования второго поколения является усиление его ориентации на результаты образования как системо – образующий компонент конструкции указанного стандарта.
6 слайд. Далее на основании полученных результатов планируем, меры индивидуальной помощи, выходим на индивидуальную траекторию сопровождения личности младшего школьника. На данном этапе идёт выявление одарённых детей, детей «группы риска». В результате нами были выделены следующие группы учащихся: высокий уровень-3 человека, средний уровень-13 человек, низкий уровень- 9 человек.
Характеристика групп.
Низкий уровень: к выполнению заданий ребёнок приступает только после дополнительных побуждений, а во время работы часто отвлекается.
Средний уровень: ребёнок не проявляет интереса к выполнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможно, что ребёнок вначале проявляет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро угасает.
Высокий уровень: ребёнок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, обстановке, в которой проводится собеседование. Охотно поддерживает разговор. В выполнение заданий включается без промедления, прилагает усилия к преодолению трудностей.
Из нашей практики необходимо заметить, что особое внимание необходимо учащимся средней группы. В этой группе есть учащиеся, у которых при условии быстрого развития способностей, возможна перспектива ускоренного обучения.
Следует, однако, учитывать, что такая перспектива сопряжена с необходимостью «догнать» ушедший вперёд класс, а это возможно лишь в том случае, если ребёнок обладает крепким здоровьем и высокой умственной активностью. Таким образом, возникает необходимость дополнительной коррекции педагогического сопровождения развития личности младшего школьника.
7 слайд. Деятельность педагога должна быть направлена на педагогическое сопровождение ребёнка в процессе всего школьного воспитания и обучения. Цель данного направления работы: создать ребёнку, обладающему конкретными психологическими особенностями развития, соответствующие условия обучения, такие, которые не провоцировали бы отклонения в поведении и внутриличностные конфликты и вместе с тем позволили бы наилучшим образом развивать его уникальные индивидуальные качества.
8 слайд. Мониторинг сопровождения рассматривается, как процесс, в рамках которого могут быть выделены два обязательных взаимосвязанных компонента:
9 слайд. Для учащихся «группы риска» составляем индивидуальный план коррекционной работы.
За учебный год подводим итоги на основе рубежной диагностики. Она выявляет все формируемые умения и навыки. На основе этого проводим сравнительный анализ по четвертям, полугодиям, за каждый учебный год.
Результаты общей педагогической диагностики могут быть руководством к проектированию уроков и всего образовательного процесса в целом.
10 слайд. Диагностика на каждой ступени обучения в начальной школе проводится в три этапа: вводный контроль, промежуточный и итоговый. В качестве инструментов используются контрольные работы, проверочные работы, тесты, собеседование, на основе которых составляется график проведения диагностики.
11 слайд. Рейтинг развития личности.
В целях объективизации процесса отслеживания развития личности ребёнка в школе применяю обобщённый показатель уровня развития личности – рейтинг развития личности (R).
R определяется как среднее арифметическое суммы показателей уровня обученности по базовым общеобразовательным предметам (О), уровня воспитанности (В) и уровня умственного развития (Р):
R= (О+В+Р) /3
Уровни О и В приводятся к 100-бальной шкале по формулам:
О= С*20 В = К*20,
Где С – средний балл по предметам; К – интегральная оценка воспитанности по 5-бальной системе.
Рассмотрим рейтинг развития личности учащихся во 2 классе, 3классе (приложение 28). По результатам рейтинга развития личности составим график.
12 слайд. Объективизации данных о развитии личности школьника способствует система педагогического сопровождения, включающая в себя ряд последовательных взаимосвязанных процедур или мероприятий, разработанных нами для начальной школы. Они являются универсальными и для среднего и старшего звена.
1) Первоначальная диагностика. Она проводится на этапе приёма детей в 1 класс. При этом личность всесторонне исследуется по методике «Готовность к обучению в школе» (см. приложение 1, 4, 6, 8, 10, 13, 14)
2) Диагностическая карта. На протяжении срока обучения в начальной школе ведётся подробная диагностическая карта (тетрадь) отслеживания развития личности каждого обучающегося (см. приложения 17, 18, 19, 20, 21,28).
13 слайд. Таким образом, педагогическое сопровождение развития личности обучающегося рассматривается как целостная система, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития личности. Совместная работа психологов, учителей, родителей складывается в систему социально-педагогического, медико-психологического сопровождения, которая включает в себя:
- психологическую диагностику развития познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы развития учащихся;
- педагогическую диагностику развития общеучебных умений и навыков учащихся;
- медицинский контроль состояния здоровья учащихся.
14 слайд.
Просмотрим фрагмент урока окружающий мир в 3 классе.
Тема урока: «Животный мир Ярославской области».
Форма проведения: пресс-конференция.
Цели урока:
формирование учебно-познавательных компетенций, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся;
развитие умения самостоятельного приобретения знаний;
Приёмы, используемые на уроке способствуют развитию интеллектуальных возможностей обучаемых, их подготовке к непрерывному самообразованию в дальнейшем.
Технология.
Этап урока: работа в группах.
Работа каждого больше зависит от других и больше подчиняется общему первоначальному замыслу. На данном этапе имеет приоритетное значение воспитание на основе формирования учебной деятельности. «Личность воздействует на личность». На уроке созданы условия для развития у учащихся значимых личностных качеств (самостоятельности, коммуникативности).
Организуя работу, таким образом, имеются следующие результаты:
У учащихся развиваются их уникальные индивидуальные качества.
Осуществляется прогнозирование и коррекция развития учащихся.
Повысился уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности.
Повысился уровень успеваемости.
Педагогическое сопровождение развития личности учащегося является эффективным фактором его успешного обучения.
11