kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект на тему: "Использование современных технологий на уроках в начальной школе с использованием ИКТ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном проекте представлена система работы учителя на протяжении 4 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект на тему: "Использование современных технологий на уроках в начальной школе с использованием ИКТ"»


Использование современных технологий на уроках в начальной школе с применением ИКТ.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности.

В начальной школе объяснение нового материала невозможно представить без использования наглядного материала. Особенно на уроках познания мира нужно много картинок, схем, иллюстраций. Конечно, все это располагать на доске и менять во время урока бывает неудобно, да и не привлекает современных детей. Поэтому такие уроки я провожу с использованием информационных технологий.

Считаю, что использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся:

  • ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

  • овладеть практическими способами работы с информацией,

  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств,

  • повышению уровня комфортности обучения,

  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, т.к.  
младшие школьники имеют наглядно - образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Передо мною стала проблема: учащиеся, пришедшие в 1 класс не все были готовы к учебной деятельности, со слабой познавательной мотивацией и самостоятельностью, некоторые из учащихся были настроены только на получение отметки, на тот момент одной из главных и ведущих у большинства детей была игровая деятельность.

Поэтому мною была выбрана тема проекта: «Использование современных технологий на уроках в начальной школе с применением ИКТ».
Актуальность данного проекта состоит в том, что уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе, т. к. младшие школьники имеют наглядно - образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, необходимы яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Гипотеза исследования: использование современных технологий с применением ИКТ в учебном процессе способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения младших школьников.

Цель исследования: творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность ИКТ технологии в процессе обучения младших школьников. Используя преимущества ИКТ технологии, обеспечить каждому учащемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях ИКТ технологии.

Работу я начала в 2015 году. В соответствии с гипотезой, целью, объектом, предметом исследования мною поставлены следующие задачи:

- изучить теоретический материал по данной проблеме;

- определить условия эффективности ИКТ технологии в процессе обучения младших школьников;

- разработать и апробировать сборник уроков по теме: «Использование ИКТ технологий на уроках в начальной школе», ориентированный на реализацию в условиях учебного процесса;

-изучить особенность воздействия разработанного сборника на индивидуальное развитие учащихся, выявить практическую значимость ИКТ технологии на процесс обучения.

Работа была спланирована в несколько этапов:

I этап – теоретический.

II этап – организационно-практический.

III этап –аналитический.

IV этап – обобщающий (подведение итогов).

На I этапе - происходило изучение психолого-педагогической и методической литературы; изучение передового педагогического опыта; определение мотивации первоклассников к учебной деятельности.

1) Определила, из каких элементов состоит мотивационная основа учебной деятельности учащегося

  • целеполагание,

  • сосредоточение внимания на учебной ситуации,

  • осознание смысла предстоящей деятельности,

  • стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий),

  • самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

2) Выделила приёмы, которые способствуют повышению мотивации учащихся:

  • создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся,

  • положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,

  • создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, установление противоречий;

  • занимательность, через использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки.

3) Выявила возможные причины снижения мотивации младших школьников к учебной деятельности.

Анализ изученной литературы показал:

- что память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь являются важнейшими познавательными процессами, которые тесно взаимосвязаны.

- в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, поэтому читается важным:

  • состояние здоровья,

  • психологические проблемы, комплексы,

  • индивидуальные особенности, способности к тем или иным предметам.

Психолог школы опираясь на методику М. Р. Гинзбурга «Исследование учебной мотивации первоклассников» выявила следующие виды мотивов учащихся 1 «А» класса:

  • игровой – 40 %

  • внешний – 14% создают родители и педагоги, они понуждают ребенка к учебной деятельности

  • учебный – 3%

  • социальный – 3% это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Социальный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

  • получение отметки – 21 %

Из этих данных я пришла к выводу, что мои дети пришли в школу получать оценки и играть. 23% первоклассников привлекала лишь внешняя сторона обучения.

Результатом I этапа стали:

  • Изучение требований при создании презентаций в программе Power Point.

  • Подбор презентации, динамических минуток, тренажёров для работы с учащимися 1 класса посредством Интернета.

  • Создание собственных презентаций в программе Power Point.

  • Проведение уроков с элементами ИКТ.

  • Подбор презентации, динамических минуток, тренажёров для работы с учащимися 1 класса посредством Интернета.

  • Выступление на МО по теме «ИКТ как средство повышения мотивации к обучению»

  • Выступление на методическом совещании «Формы организации познавательной деятельности учащихся в системе ИКТ».

Мною были созданы презентаций по следующим учебным предметам:

Математика

  • «Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на разрядные слагаемые. Закрепление»,

  • «Закрепление по теме: «Устные приёмы умножения и деления в пределах 100. Единицы величин: длины, площади. Свойства умножения».

Русский язык

  • «Предложение»,

  • «Однокоренные слова. Корень слова»,

  • «Смотр знаний по русскому языку»,

  • «Устная и письменная речь».

Познание мира

  • «Защитим мир растений»,

  • «Млекопитающие»,

  • «Земноводные и пресмыкающиеся»,

  • «Насекомые».

Целью II этапа стали: освоение инновационных технологий, выбор и апробация наиболее эффективных методик и приёмов развития мотивации, изучение уровня развития ЗУН учащихся, уровня развития мотивации, выявление динамики.

На данном этапе изучила и внедрила в учебный процесс элементы технологий, позволяющие создать условия для развития мотивации в УВП: игровую технологию, технологию поисково-исследовательской деятельности, технологию личностно-ориентированного обучения, технологию критического мышления, технологию развивающего обучения, ИКТ технологии.

Применение игровой технологии на уроке развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание на уроке, позволяет повторить, изучить, закрепить пройденный материал.

В своей практике использую педагогические игры: 

– обучающие, тренировочные;
– контролирующие, обобщающие; 
– познавательные, развивающие, творческие .

Во время устного счёта на уроках математики часто использую презентации с анимацией. Например: «Помоги гномику посчитать примеры», «Собери яблоки», «Отгадай задуманную цифру», «Кот рыболов», «Числовая бабочка» и т д.

Использование технологии развивающего обучения помогает развитию индивидуальной самореализации учащихся, их личностных качеств, реализации гуманно-личностного подхода направленного на интеллектуальное развитие школьников

Главной задачей данной технологии — не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к правильному ответу.

Использование технологии личностно-ориентированного обучения создает условия

для готовности учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу, осознанию мотивов своей деятельности. Неоценимым помощником мне в этом явилось применение ИКТ. После самостоятельной работы предлагаю детям ответить на вопросы таблицы.


Самоконтроль

Проверь результат по образцу.

Самооценка

Оцени свою работу

Самоанализ

  • Сделай вывод, над чем ещё нужно работать.

Что повторить?

  • Что способствовало успеху? Почему всё

удалось в работе?


Для развития положительной мотивации к выполняемой работе предлагаю домашние задания творческого характера на выбор. Написать сочинение, нарисовать иллюстрацию, создать диафильм, пересказать отрывок от имени героя произведения....

Использование элементов технологии критического мышления позволило мне повысить интерес к процессу обучения и усвоению нового материала.

В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  1. Вызов (создание проблемной ситуации).

  2. Осмысление.

  3. Рефлексия.

Элементы данной технологии широко применяю на уроках познания мира, литературного чтения, математики.

На этапе «Вызов» для активного включения учащихся в учебный процесс, создания положительной мотивации применяю приёмы «Кластер», «Корзина идей», «Дерево решений», «Верные и неверные утверждения» и другие.

III Обобщающий этап, здесь был проведён итог всей работы, сопоставление и сравнение результатов на начало и конец работы над проблемной темой, обобщение опыта работы на МО, презентация дидактического материала.

Проделанная работа дала результаты. Из мониторинга и диагностики мотивов к учебной деятельности в 3 «А» классе мы видим следующее:

Социальный - 10 %

Учебный - 19%

Позиционный – 21%

Внешний -10%

Отметка – 22%

Игровой – 18%


Предварительная результативность этапа показала динамику развития мотивации у исследуемых учащихся.

Сравнительный анализ динамики развития у учащихся уровня мотивации показал, что к 3- ему классу у моих учеников внешняя мотивация понизилась на 4 % (14 % - 10%), учебная мотивация повысилась – на 17 % ( 3 % - 19%), социальная мотивация увеличилась на 7% ( 3 % - 10%) , мотив получения отметки оставался стабильным (20% - 21 %), игровой мотив снизился на 22 % (40% - 18%), позиционный составил – 21%.

Анализируя данные пришла к выводу, что % учебной мотивации ещё недостаточно высок, у ¼ класса присутствует внешняя мотивация и мотив получения оценки, поэтому мне нужно пересмотреть методы и приёмы работы с детьми.

Уровень мотивации учащихся 3 «А» класса.

Высокий – 13%

Средний – 58%

Низкий – 29%

Качество знаний по предметам на протяжении трёх лет достаточно стабильны. Эти результаты можно увидеть на диаграммах.

Качество знаний по русскому языку 1-3 класс.



Качество знаний по математике 1-3 класс.





Качество знаний по литературному чтению 1-3 класс.

Качество знаний по познанию мира 1-3 класс.

Работая с данным классом третий год, мною ведётся мониторинг обученности учащихся 3 «А» класса в сравнении за 3 года. Анализ данных сравнительной диаграммы позволяет судить об объективности оценивания и прочности знаний учащихся класса. Учащиеся показывают стабильные результаты в промежуточной аттестации, за полугодие, год, в школьных и городских аудитах качества знаний.

Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний за 2015 – 2018 год.

Из данных мониторинга результативности обучения в 3 «А» классе по предметам за 3 года следует, что учащиеся имеют достаточно хорошие знания по предметам и подтверждают это данными промежуточной и итоговой аттестации. Интерес к предмету у учащихся стабилен. Все они имеют хорошо сформированные вычислительные навыки, навыки анализа заданий арифметического, алгебраического и геометрического блоков курса «Математика». Динамика показателей качества знаний заметно повышалась до полугодия 2 класса, что видно из сравнительной диаграммы. Далее показатели снизились в начале 3 класса – на 3 %, так как усложнился учебный материал, что замедлило уровень продвижения у учащихся нестабильных уровней обучаемости. Сохранить результаты помогла индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися.

Аналогично по предмету русский язык, познание мира, литературное чтение все видно из мониторинга и представленных диаграмм.

С 1 класса вовлекаю детей заниматься исследовательской деятельностью: подбор информации при помощи ресурсов Интернет, различные задания с опережением на различных уроках, тем самым даю учащимся осуществлять право выбора индивидуально, в группе и коллективно. Начиная с 3 класса, учащиеся осуществляют самостоятельный подбор презентаций о биографии того или иного автора по литературному чтению, по познанию мира – подбор информации в виде презентаций о различных животных и растениях. Учащиеся, которые достаточно хорошо владеют компьютером являются самостоятельными авторами своих презентаций.

Использование ИКТ в исследовательской работе позволило мне активизировать познавательную деятельность учащихся моего класса. Один из любимых уроков детей - познание мира, литературное чтение. Учащиеся по теме урока приносят наглядный материал, который мы вместе оформляем в виде презентаций. Всё это помогает мне совершенствовать учебный процесс, повысить мотивацию к усвоению нового материала, а учащимся испытать гордость от своей проделанной работы.

Организация кружка, постоянное использование ИКТ технологий на уроках в своей предметной области дают хорошие результаты. У учащихся повышается интерес к предмету, проявляют инициативу, ставят цели и способы их достижения. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных областных и республиканских марафонах, школьных олимпиадах. Проделанная мною, вышеперечисленная работа дала свои результаты.

Результативность участия учащихся 3 «А» класса в школьных, городских олимпиадах, республиканских, международных конкурсах с 2015-2018 г.

  • Школьная олимпиада:

2016-17 уч. год: I место – 1 чел., II место – 2 чел., III место – 5 чел.

2017-18 уч. год: I место – 2 чел, II место – 3 чел, III место – 3 чел.

  • Городская олимпиада - III место (русский язык и литературное чтение) – 1 чел.

  • Школьный конкурс научных проектов «Зерде» - I место (валеология) – 3 чел, II место – 2 чел.

  • Городской конкурс научных проектов «Зерде» - II место (валеология) – 1 чел,

III место (познание мира) – 1 чел.

  • Республиканский интеллектуальный марафон «Ак-бота»- I место- 2 чел, III место -3 чел.

  • Республиканский марафон «Балапан» - I место- 12 чел, II место – 3 чел.

  • Интеллектуальный марафон «Тулпар» - III место – 4 чел.

  • Областной интеллектуальный конкурс «Малахит» - II место – 3 чел, III место –

4 чел.

  • Областной интеллектуальный конкурс «Асыл –тас» - I место – 1 чел, II место –

4 чел, III место – 1 чел.

  • Командный Интеллектуальный Чемпионат первоклассников - диплом I степени – 2 чел, диплом II степени – 2 чел.


Учащиеся 3 «А» класса активно участвуют в творческих делах школы «Осенний бал», конкурс «Грамотеи», конкурс чтецов «20 лет столице г. Астане», различные конкурсы рисунков.

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась

Практическим выходом моего проекта стало:

  • Выступление на МО учителей начальной школы «Использование

современных технологий на уроках в начальной школе с применением ИКТ».

  • Создан банк собственных презентаций по предметам: математика, русский

язык, литературное чтение, познание мира.

  • Разработка программы кружка «Юный грамотей»,

  • Проведение открытых уроков по проблемной теме:

  • «Решение уравнений» 2015-16 уч.год.

  • «Сложение и вычитание. 26+34, 60-26» 2016-17 уч. год.

  • «Задачи в 3 действия на сложение и вычитание, умножение и деление. Повторение изученного» 2017-18 уч. год.

Кроме того, мною разработаны сборники уроков «Использование ИКТ технологий на уроках в начальной школе». (часть1 – русский язык, часть 2 – математика)

См. приложение 1.

Я, как учитель нахожусь в постоянном поиске и самосовершенствовании, свои работы я публикую на сайте kopilka.urokov.


Заключение.

Таким образом анализ педагогического опыта и результатов диагностики показал, что рациональное использование на уроках образовательных технологий вместе с ИКТ технологиями на различных этапах урока способствуют развитию учебной мотивации и овладению детьми прочными знаниями. Применяя образовательные технологии, ИКТ технологии, я даю возможность каждому учащемуся по мере своих индивидуальных способностей достигать своей вершины в усвоении знаний.

Информатизация начального уровня образования приводит к радикальной перестройке содержания и методов воспитания и обучения. Новые информационные технологии входят в систему дидактики по ряду направлений: они становятся новыми средствами игровой деятельности, умственного, речевого, физического развития детей, обогащают новым содержанием общения детей друг с другом и с учителем, входят в систему с традиционными методами и приемами, техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий. Открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей.

























































































11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Магурьян Наталья Александровна

Дата: 12.05.2019

Номер свидетельства: 509810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Внедрение и использование интерактивных технологий  в начальной школе. Статья. "
    ["seo_title"] => string(88) "vniedrieniie-i-ispol-zovaniie-intieraktivnykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "127216"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415282808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства