kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Современное общество предъявляет высокие запросы к интеллектуальности, грамотности и к высоким знаниям. Однако, успех в решении учебных и воспитательных вопросов на уроках в значительной мере обусловливается заинтересованностью к предмету. Когда ученикам нравятся уроки, то учебное дело идет легко, знания, умения и навыки воспитанников выделяются стабильностью и глубиной.  Авторизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников»


Статья


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Аннотация. Современное общество предъявляет высокие запросы к интеллектуальности, грамотности и к высоким знаниям. Однако, успех в решении учебных и воспитательных вопросов на уроках в значительной мере обусловливается заинтересованностью к предмету. Когда ученикам нравятся уроки, то учебное дело идет легко, знания, умения и навыки воспитанников выделяются стабильностью и глубиной.  Авторизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна.

Annotation. Today's society places high demands on intelligence, literacy, high and strong knowledge. However, success in solving educational and educational issues in the classroom is largely due to interest in the subject. When students like lessons, then the educational process is easy, the knowledge, skills and abilities of the pupils are distinguished by stability and depth. Authorization of a student's cognitive activity without the development of his cognitive interest is not only difficult, but also practically impossible.

Ключевые слова. Познавательный интерес, младший школьник, интерес, познавательная активность, педагогические условия.

Keywords. Cognitive interest, junior student, interest, cognitive activity, pedagogical conditions.


Интерес – один из базисных постулатов преподавания, а также вступает в число основных эмоциональных закономерностей. Специалисты по психологии, а также преподаватели постоянно решали одну значительную проблему – как поступить таким образом, для того чтобы смотивировать детей к учебе.

Д. Б. Эльконин подмечал: «Точка зрения ученика – не просто точка зрения учащегося, посещающего среднее учебное заведение, выслушивающего педагога, а также осторожно исполняющего задачи, это – точка зрения лица, улучшающего самого себя».

Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности». Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как Б. Г. Ананьев, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Г. И. Щукина и др. изучен достаточно тщательно. Тем не менее, до сих пор остается нерешенным вопрос – как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.

Познавательный интерес – непростое, неоднозначное проявление, что возможно анализировать с двух краев. Во-первых, познавательная заинтересованность представляется, как способ преподавания, как внешний вид мотива, вместе с чем связан вопрос занимательности. Во-вторых, познавательная заинтересованность считается ценнейшим аргументом тренировочной работы ученика. Для создания, которого мало наружных влияний, они обязаны ссылаться в необходимости самого ребенка. По этой причине возможно отметить душевное, а также наружное проявления познавательной заинтересованности, а, таким образом, требование, оказывающие большое влияние на его развитие имеют все шансы разделяться на внутренние и наружные.

В психолого-педагогической литературе круг интересов детей характеризуется, как круг интересов вместе с очень проявленным психологическим взаимоотношением, что в особенности наглядно, в содержании интересов. Заинтересованность к вдохновляющим прецедентам, к взаимоотношению явлений натуры, происшествий существования, дают возможность заявлять касательно многосторонних заинтересованностей детей. Имеется ряд мер формирования познавательного интереса. Это интерес, любознательность, а также общетеоретическая заинтересованность.

Интерес – непосредственный ответ лица во все, без исключения, неведомое. Интерес, спровоцированное внезапным итогом навыка, занимательным прецедентом, притягивает интерес обучающегося к использованному материалу непосредственно этого знания, никак не переключаясь в прочие обучения. Это слабая, ситуационная заинтересованность.

Любознательность – выражение стремления основательнее понять, а также осознать исследуемое проявление. В данном случае учащийся как правило энергичен в уроке, предлагает сделать проблемы, принимает участие в обсуждении итогов презентаций, приводит свои образцы, разбирает вспомогательную литературу, проектирует оборудование, независимо выполняет эксперименты. Но, любознательность учащегося нередкого никак не расширяется в исследование в целом объекта. Изучаемый материал может оказаться для него унылым, а также никак не занимательным. По этой причине немаловажно сохранять любознательность, а также стараться создать для обучающихся стабильную заинтересованность к дисциплине, присутствие коем учащийся осмыслит текстуру, логику направления, применяемые в способах отыскивания, а также подтверждения новейших познаний, к обучению его охватывает непосредственно процедура преподавания новейшим познаниям, а независимое разрешение трудностей принесет удовольствие.

К основным методам формирования познавательного интереса на уроках можно отнести следующее:

– Метод эмоционального стимулирования;

Формирование условий моральных переживаний (чувствительная, яркая история), применение условий занимательности, прочтение стихов,
частей фильмов.

– Создание ситуации успеха в учении;

Занятие считается значимым катализатором появления, а также формирования познавательного интереса. Желание к триумфу свойственно любому обучающемуся, вне зависимости с этого, равно как некто обучается. Применение преуспевания с целью стимуляции познавательного интереса потребует эмоционального настроения педагога в позитивное вместе с обучающимися. Необходимо иметь в виду то что, проектируя тренировочную работу обучающихся, обеспечивающую результат, следует принимать во внимание настоящий степень познаний, а также умений обучающихся, их персональные характерные черты, а также способности. Значимой считается, кроме того, также психическая организация обучающихся к тому, то что их работа станет эффективной, их настроение в благоприятный итог обучении. Добивается данное разными способами, с помощью желания к триумфу, хвалой в ходе деятельность, презентацией позитивных результатов работы обучающихся классу и т.д.

– Создание ситуации познавательного спора;

Учебная дискуссия – обсуждение каких-либо вопросов с целью их правильного решения и привлечения внимания, учащихся к обсуждаемым проблемам. Этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Дискуссия – прекрасный способ активизации познавательной деятельности, углубления знаний учащихся, формирования у них интереса, она дает учащимся возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других.

– Проведение познавательных игр.

Игра уже давно применяется как способ возбуждения заинтересованности к учению. Интересный вид развлечения, захватывающая обстановка дает возможность овладеть существенный размер данных, в относительно маленький период углубить, классифицировать познания, однако незаменимым обстоятельством в этом случае считается базисная взаимосвязь вид развлечения вместе с использованием материала заданий.

Таким образом, познавательный интерес младших школьников
представляет собой важный момент в обучении и в то же время является
жизненно-необходимым условием становления личности.




Список литературы

1. Костаева, Т. В. Формирование устойчивого учебнопознавательного интереса школьников в процессе их профессиональноличностного самоопределения [Текст] : дис. канд. пед. наук : / Т. В. Костарева. – Саратов, 2010. – 194 с.

2. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. М. : Знание, 2009. - 246 с.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 c.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. - 944 c.

5. Слинкина, О. А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса [Текст] / О. А. Слинкина. - М. : Просвещение, 2004. - С. 234.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников

Автор: Анатова Александра Анатольевна

Дата: 10.02.2024

Номер свидетельства: 645424

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Формирование познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности"
    ["seo_title"] => string(93) "formirovaniie-poznavatiel-nogho-intieriesa-mladshikh-shkol-nikov-v-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "178251"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424795915"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Педагогические условия обеспечения социальной успешности младших школьников в современной школе "
    ["seo_title"] => string(117) "piedaghoghichieskiie-usloviia-obiespiechieniia-sotsial-noi-uspieshnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-sovriemiennoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "245525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446138049"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Формирование  познавательного интереса младших школьников в процессе организации проeктной деятельности "
    ["seo_title"] => string(118) "formirovaniie-poznavatiel-nogho-intieriesa-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-orghanizatsii-proektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "178271"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424797705"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Психолого-педагогические особенности современных детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(101) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-sovriemiennykh-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "245535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446138938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства