Формирование познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности
Формирование познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности
Познавательный интерес – это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения. Особую значимость познавательной интерес имеет в школьные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребёнку в проблемную ситуацию. На наш взгляд, такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, является проектная деятельность. Метод проектов опирается на определённую технологию, обеспечивающую всестороннюю проработку исследуемой проблемы, и имеет своей целью достижение реального, воплощённого в той или иной форме результата. В основе метода проектов как педагогической технологии лежит развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, адаптация к социальной среде, развитие познавательных интересов учащихся. Оценка психолого-педагогической литературы, а так же анализ школьной практики показывают, что в настоящее время потенциал проектной деятельности для развития познавательного интереса младших школьников используется неполно, кроме того, не разработаны педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе. Целью нашего исследования является выявление, теоретическое обоснование, эмпирическое апробирование педагогических условий проведения исследовательской деятельности и ее влияние на познавательный интерес младших школьников. Данная статья написана в рамках написания дипломного проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса младших школьников в проектной деятельности»
The formation of cognitive interest of primary school students in project work.
Gavrikova K. A.
Ishim, Russian Federation
Scientific adviser-Povorozniuk O. A.
Abstract: the article gives insight into project work as a way of forming cognitive interest of primary school students in studies and extra-curricular activities. Project are considered to be an essential element of modern primary education.
Key words: cognitive interest, project work, study skills, teacher, primary school students.
Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе организации проектной деятельности
Гаврикова К. А.
Ишим, Российская Федерация
Научный руководитель - к.п.н., доцент Поворознюк О. А.
Аннотация: Автор в данной статье рассматривает проектирование как способ формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности и как необходимый элемент современной системы начального образования.
Система российского образования сегодня переживает ответственный этап развития. В новом тысячелетии предпринята новая попытка реформирования общего образования посредством обновления его структуры и содержания. В ряду первоочередных задач современной российской школы стоит эффективное внедрение инновационного содержания [5, с. 40-44] в школьную практику и его направленность на развитие познавательного интереса младших школьников.
По мнению А. К. Марковой, «познавательный интерес младших школьников к учебной деятельности проявляется в таких показателях, как:
познавательная активность;
высокая работоспособность;
отсутствие признаков утомляемости;
произвольность управления учебной деятельностью» [2, с. 92].
С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями" [6, c. 23].
Итак, познавательный интерес – это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения. Особую значимость познавательной интерес имеет в школьные годы, когда знания становятся фундаментальной основой жизни.
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребёнку в проблемную ситуацию. На наш взгляд, такой деятельностью, обеспечивающей возможность получать, синтезировать, комбинировать, активно использовать знания, является проектная деятельность. Метод проектов опирается на определённую технологию, обеспечивающую всестороннюю проработку исследуемой проблемы, и имеет своей целью достижение реального, воплощённого в той или иной форме результата. В основе метода проектов как педагогической технологии лежит развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, адаптация к социальной среде, развитие познавательных интересов учащихся. Для настоящего исследования важны работы, рассматривающие сущность проектной деятельности, её проблемный характер, место в воспитательно-образовательном процессе (A.Л. Блохин, В.Г. Веселова, О.Б. Волжина, Е.А. Гилева, Т.А. Данилина, Дж. Дьюи, С.А. Ермолаев, Н.А. Забелина, А. Д. Климова, О.В. Ляпина, И. И. Ляхов, И.В. Никитина и др.).
Интересны также работы, раскрывающие особенности использования метода проектов в работе с младшими школьниками (О.А. Гребенникова, Н.А. Гордеева, Н.В. Гузенко, Н.М. Конышева, Р.П. Корсун, Н.В. Матяш, С.В. Попова, Н.А. Романова, В.Д. Симоненко и др.). Однако в данных исследованиях недостаточно изучены все потенциальные возможности проектной деятельности, её роль в развитии познавательных интересов младших школьников.
Оценка психолого-педагогической литературы, а так же анализ школьной практики показывают, что в настоящее время потенциал проектной деятельности для развития познавательного интереса младших школьников используется неполно, кроме того, не разработаны педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе. Целью нашего исследования является выявление, теоретическое обоснование, эмпирическое апробирование педагогических условий проведения исследовательской деятельности и ее влияние на познавательный интерес младших школьников.
На базе на базеМАОУ СОШ № 5 г. Ишим мы апробировали эти условия. Детям было предложено провести 2 исследовательских проекта: «Зеленая планета» и «Мое здоровье».
Рассмотрим более подробно проведение проекта «Мое здоровье». Исследование заключалось в том, чтобы определить, как влияет тяжёлые ранцы на растущий организм школьника, к каким последствиям это приведет. Цель проектного исследования -активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы по окружающему миру «Организм человека», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем контроля тяжести за спиной.
Проведение проекта осуществлялось в следующему плану:
Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят наших классов.
Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников наших классов.
Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе. И сравнить их с гигиеническими нормами.
В течение нескольких дней наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
Длительность проекта – 2 недели. В процессе работы над проектом выяснили, что ранцы тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно – сосудистой систем. Ребята рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, а далее обследовали 14 учеников своего класса. У 11–ти вес ранца соответствует гигиеническим нормам, у 3-х человек вес ранца превысил гигиенические нормы.
В результате проведения проекта учениками совместно с учителем были разработали рекомендации:
для учеников:
- Не носите лишнего в ранцах.
- Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него лишние учебники.
Для родителей:
-Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы!
- Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300г.
_ У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за спиной тяжеловесы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Данный проект выполнялся в соответствие с педагогическими условиями, сформулированными в гипотезе исследования.
1. Проблема учебного проекта должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Тема проекта актуальна для учеников, так как тяжелые ранцы и портфели им приходится носить каждый день. Детям интересно, как это может повлиять на их здоровье и внешний вид. Ребята заинтересовались не только дизайном своих портфелей и ранцев, но и их эксплуатационными качествами.
2. Ориентация деятельности школьников по выполнению учебного проекта на получение результата («продукта проекта»), имеющего практическую и/или теоретическую значимость.
В процессе выполнения проекта учениками получены практические результаты, сделаны выводы. По итогам проекта составлены рекомендации, как уменьшить вес ранцев и сохранить свое здоровье.
3. В процессе работы над проектом необходимо проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.
При проведении проекта была приглашена на беседу медицинский работник, которая рассказала о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят наших классов. Проведено исследование – взвешены ранцы ребят и их содержимое. Проведен эксперимент-наблюдение за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
4. Учебный проект выполнялся поэтапно.
5. Презентация хода и результатов учебного проекта.
Результаты проектной деятельности учеников экспериментального класса были представлены на открытом уроке для родителей. Ребята показали, что многие ранцы тяжелее нормы в несколько раз, и доказали необходимость снижения веса своих портфелей. Были составлены рекомендации для родителей, что подтвердило актуальность проекта и его практическую значимость.
Таким образом, проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность, познавательный интерес.
На этапе проведения эксперимента были определены критерии выявления уровня сформированности познавательного интереса и выявлен уровень их сформированности: познавательная активность («Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской), познавательная самостоятельность («Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской), интерес к внеучебной деятельности («Методика с конвертами» Г.И. Щукиной).
На основе полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, был сделан сравнительный анализ двух экспериментов, который отображен в таблицах 1- и на рисунках 7-9.
Уровень сформированности познавательной активности
Высокий
5 уч. – 36 %
5 уч. – 45 %
8 уч.- 57%
5 уч. – 45%
Средний
8 уч. – 57 %
5 уч. – 45 %
6 уч. – 43%
5 уч. – 45%
Низкий
1 уч. – 7 %
5 уч. – 10 %
0 уч. – 0 %
1 уч. – 10 %
Уровень сформированности познавательной самостоятельности
Высокий
4 уч. – 29 %
7 уч. – 27 %
7 уч. – 50%
3 уч. – 27 %
Средний
7 уч. – 50 %
6 уч. – 54 %
6 уч. – 43%
7 уч. – 63%
Низкий
3 уч. – 21 %
2 уч. – 19 %
1 уч. – 7 %
1 уч. – 10 %
Уровень сформированности интереса к внеучебной деятельности
Высокий
5 уч. – 36%
4 уч. – 36 %
8 уч. – 57%
4 уч. – 36 %
Средний
8 уч. – 57%
6 уч. – 54%
6 уч. – 43%
6 уч. – 54%
Низкий
1 уч. – 7 %
1 уч. – 9 %
-
1 уч. – 9 %
Анализ таблицы показал, что в экспериментальном 3 «А» классе динамика роста уровня сформированности познавательной активности выше, нежели в контрольном классе. В общей сложности удалось повысить уровень сформированности познавательной активности у 4 учеников экспериментального класса. За этот же период времени в контрольном классе уровень познавательной активности не изменился.
Низкий уровень познавательной самостоятельности на контрольном этапе эксперимента снизился по сравнению с констатирующим этапом, как в экспериментальном, так и в контрольном классах. Следовательно, высокий уровень познавательной самостоятельности увеличился, именно он преобладает в экспериментальном классе. В контрольном классе на контрольном этапе так же, как и на констатирующем этапе преобладает средний уровень познавательной самостоятельности у учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о положительной динамике формирования познавательной самостоятельности младших школьников.
Высокий уровень сформированности интереса к внеучебной деятельности преобладает в экспериментальном классе, большая часть класса на контрольном этапе эксперимента показала высокий уровень, что составило 57% учащихся, остальная часть класса показала средний уровень, что составило 43% учащихся, низкий уровень в данном классе не зафиксирован, показатели контрольного этапа эксперимента в экспериментальном классе значительно выше тех, которые были на констатирующем этапе. В контрольном классе особых изменений не произошло.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что уровень сформированности познавательного интереса младших школьников в контрольном классе, где формирующий этап эксперимента не проводился, изменился незначительно. У школьников экспериментального класса уровень сформированности познавательного интереса значительно выше, чем у учащихся контрольного класса, это говорит, о том, что подобранные нами исследовательские проекты способствовали эффективному формированию познавательного интереса младших школьников.
На основе полученных результатов, можно сделать вывод, что выдвинутое нами, в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами предположение, оказалось верным. Если в процессе обучения младших школьников использовать проектную деятельность, то это будет способствовать эффективности сформированности познавательного интереса.
В процессе проектной деятельности формируется познавательный интерес младших школьников.
Формирование представлений о проектной деятельности и проектных умений позволяет в будущем учащимся самостоятельно работать над проектами уже по любым дисциплинам.
Таким образом, на основании вышеописанного, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность, являясь интегративной деятельностью, обеспечивает погружение учащихся в разнообразную активную деятельность, решает задачи усвоения предметных знаний различных дисциплин, позволяет формировать универсальные учебные действия проектного характера, а самое главное – развивает познавательный интерес младших школьников. Важно, что благодаря проектной деятельности дети становятся активными участниками образовательной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.
Список литературы
Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Бырдина О. Г., Дубровина О. В. Социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности//Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 8-13.
Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В. В. Гузеев. - Москва : Народное образование, 2000. - 240 с.
Маркова А К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 192 с.
Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2007.
Поворознюк О. А., Талалаева И. Ю. Оценка планируемых результатов школьников в системе начального общего образования//Вестник ИГПИ. 2014. №5(17). С. 114-118.
Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников//Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2. С. 65-69.
Таранова Е. В., Тарасова С. И., Анникова Л. В., Колесникова Т. В. Социально-педагогические параметры оценки готовности педагогов к инновационной педагогической деятельности // сб. научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 15. - № 1. - С. 40-44.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. : Просвещение, 1979. – 160 с.