Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание в начальной школе»
Сверчкова Наталья Викторовна
МБОУ СШ №75 Г. УЛЬЯНОВСКА
тема выступления «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной начальной школе является патриотическое воспитание, которое имеет огромное значение в развитии личности младшего школьника. Только на основе чувств патриотизма и любви к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания школьников является проектный.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [3, с. 45].
Дети младшего школьного возраста с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение различных методик.
Сегодня проектная деятельность учащихся начальных классов неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже с первого класса все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Несомненно, это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у младших школьников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами [1, с. 2-3].
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
В основе проектной деятельности лежит следующее:
• развитие познавательных умений и навыков учащихся;
• умение ориентироваться в информационном пространстве;
• умение самостоятельно конструировать свои знания;
• умение интегрировать знания из различных областей наук,
• умение критически мыслить.
Рассматриваемые в научной литературе различные виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, практико-ориентированные, межпредметные [4, с. 3] могут быть успешно использованы в патриотическом воспитании младших школьников на любом этапе обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Учитель должен продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, одноплановы.
Считаем, что в патриотическом воспитании учащихся самостоятельная творческая проектная и исследовательская деятельность, направлена на сбор, изучение, анализ, воссоздание в изделии и использование в учебном (внеучебном) процессе материалов, раскрывающих особенности истории, традиций, быта, образа жизни народов, проживающих в регионе.
На наш взгляд, работа над проектами по изучению истории, традиций малой родины способствует организации взаимодействия учащихся и накоплению социального опыта, в процессе общения с представителями иных культур, национально-культурных автономий, со сверстниками [2, с. 143].
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения [5, с. 10-15].
Список литературы:
Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса // Начальная школа. – 2006. – №10. – С. 2-3.
Заббарова, М.Г. Патриотическое воспитание школьников посредством изучения национальных традиций малой родины / М.Г. Заббарова // Международная школа-семинар «Парадигмы интернационализма, исторический опыт и перспективы развития патриотического воспитания»: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – С. 138-145.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. – 2009. – С. 45
Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов. – Чебоксары: 2007. – С. 3
Сухаревская Е. Проекты и исследования // Начальная школа. Первое сентября. – 2008. – №5. – С. 10-15.