kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья направлена на развитие патриатического воспитания у детей младшего школьного возраста. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание в начальной школе»

Сверчкова Наталья Викторовна

МБОУ СШ №75 Г. УЛЬЯНОВСКА

тема выступления «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»


Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной начальной школе является патриотическое воспитание, которое имеет огромное значение в развитии личности младшего школьника. Только на основе чувств патриотизма и любви к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания школьников является проектный.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [3, с. 45].

Дети младшего школьного возраста с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование.

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение различных методик.

Сегодня проектная деятельность учащихся начальных классов неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже с первого класса все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. Несомненно, это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у младших школьников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. От класса к классу темы усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все труднее. Так возникает необходимость групповой работы над проектами [1, с. 2-3].

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

В основе проектной деятельности лежит следующее:

• развитие познавательных умений и навыков учащихся;

• умение ориентироваться в информационном пространстве;

• умение самостоятельно конструировать свои знания;

• умение интегрировать знания из различных областей наук,

• умение критически мыслить.

Рассматриваемые в научной литературе различные виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, практико-ориентированные, межпредметные [4, с. 3] могут быть успешно использованы в патриотическом воспитании младших школьников на любом этапе обучения как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Учитель должен продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, одноплановы.

Считаем, что в патриотическом воспитании учащихся самостоятельная творческая проектная и исследовательская деятельность, направлена на сбор, изучение, анализ, воссоздание в изделии и использование в учебном (внеучебном) процессе материалов, раскрывающих особенности истории, традиций, быта, образа жизни народов, проживающих в регионе.

На наш взгляд, работа над проектами по изучению истории, традиций малой родины способствует организации взаимодействия учащихся и накоплению социального опыта, в процессе общения с представителями иных культур, национально-культурных автономий, со сверстниками [2, с. 143].

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения [5, с. 10-15].


Список литературы:

  1. Гайденко Е. Проектная деятельность учащихся. Шаги в науку – с 1-го класса // Начальная школа. – 2006. – №10. – С. 2-3.

  2. Заббарова, М.Г. Патриотическое воспитание школьников посредством изучения национальных традиций малой родины / М.Г. Заббарова // Международная школа-семинар «Парадигмы интернационализма, исторический опыт и перспективы развития патриотического воспитания»: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – С. 138-145.

  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. – 2009. – С. 45

  4. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов. – Чебоксары: 2007. – С. 3

  5. Сухаревская Е. Проекты и исследования // Начальная школа. Первое сентября. – 2008. – №5. – С. 10-15.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Патриотическое воспитание в начальной школе

Автор: Сверчкова Наталья Викторовна

Дата: 21.09.2020

Номер свидетельства: 558086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Военно-патриотическое воспитание на уроках НВП и во внеурочное время" "
    ["seo_title"] => string(79) "voienno-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-nvp-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "130299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415876755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Доклад на тему: «Патриотическое воспитание в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(66) "doklad-na-tiemu-patriotichieskoie-vospitaniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445015500"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Опыт патриотического воспитания в деятельности детских общественных организаций. "
    ["seo_title"] => string(96) "opyt-patriotichieskogho-vospitaniia-v-dieiatiel-nosti-dietskikh-obshchiestviennykh-orghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "193142"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427573476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Авторская программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию (духовно-нравственной направленности)  «Юные патриоты»"
    ["seo_title"] => string(126) "avtorskaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostipopatriotichieskomuvospitaniiudukhovnonravstviennoinapravliennostiiunyiepatrioty"
    ["file_id"] => string(6) "307534"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458365412"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Выступление на тему:  «Роль классного руководителя в организации  гражданско-патриотического воспитания учащихся» "
    ["seo_title"] => string(127) "vystuplieniie-na-tiemu-rol-klassnogho-rukovoditielia-v-orghanizatsii-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189380"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426874686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства