Просмотр содержимого документа
«Паспорт памятника»
Аннотация
Занятие по изучению родного края «Паспорт памятника» может быть реализовано в условиях дополнительного образования и рассчитано на два академических часа. Применение технологии проблемного обучения позволит, используя поисковую активность и творческий потенциал учащихся, восполнить знания детей об историческом наследии своей местности. При работе в группах используется частично-поисковый метод работы с выходом на местность. В дальнейшем возможно более глубокое детальное изучение памятников на последующих занятиях. Занятие предлагается проводить с детьми 10-14 лет.
Актуальность: Мой педагогический опыт показывает, что проведение занятий по изучению исторических памятников родного края в форме экскурсий не дает должного результата. Там, где учащиеся выступают в роли пассивных потребителей информации, не может быть особой заинтересованности в получении краеведческих данных. Только, когда учащиеся сами добывают информацию, сами пытаются провести экскурсию, решая поставленные педагогом задачи, активизируется их деятельность, развивается желание получить новые знания. Построенное таким образом занятие позволяет задействовать всех учащихся учебно-поисковым процессом. А разнообразие форм учебной деятельности позволит каждому учащемуся проявить себя на занятии.
Предполагаемые результаты: В результате проведенного занятия, учащиеся всесторонне изучают три памятника села. У учащихся повышается мотивация к изучению родного села, дети испытывают чувство гордости за своих земляков. Происходит развитие их коммуникативных навыков, дети учаться устанавливать рабочие отношения в группе, составлять описание объекта, планировать свои действия для решения проблемы, приобретают опыт проведения экскурсий.
Цель: создание условий дляформирования чувств патриотизма и гордости за свою Малую Родину с использованием технологии проблемного обучения на занятиях по краеведению.
Задачи:
изучить достопримечательности села;
научить детей планировать свои действия для достижения цели;
научить составлять описание объекта;
приобщать детей к творческому поиску;
воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков
Оборудование:
фотографии памятников и земляков (в печатном или электронном виде)
планшеты (для работы на местности), бумага А4;
карандаши, ручки, ластики;
сантиметр или рулетка;
карточки с ключевыми словами;
бланки паспорта памятника.
Ход занятия
1 этап занятия. Мотивация. Подведение к проблеме (цели занятия)
Педагог: Малая Родина – это место, где вы родились и выросли. Наше село Черевково – старинное торговое село. Все вы любите своё село и свою деревню или улицу. Но главная ценность нашего села – это люди, наши земляки, которые в разные годы существования нашего села смогли заслужить своими делами всеобщую признательность. Как вы думаете, сколько памятников нашим землякам поставлено в нашем селе Черевково? Где они расположены? (На центральной улице Первомайской). Что бы вы могли рассказать приезжающим туристам об этих памятниках нашего села? (Не так много). Где можно взять информацию? (В местном музее). В музее очень объёмная информация по каждому из объектов, а нам нужны основные данные, для того, чтобы вы сами могли рассказывать о каждом из памятников, составлять экскурсии.
Проблема: нет картотеки с основными данными памятников нашим землякам.
В каком виде можно создать картотеку? В музее у каждого экспоната есть свой паспорт - «Паспорт музейного предмета». Поскольку памятники также являются в своём роде экспонатами, отражающими историю нашего края, мы с вами составим такие паспорта и для них.
Какова цель нашего проекта? (Создание паспортов памятников нашим землякам).
Что нужно сделать, чтобы создать паспорт памятника?
Планирование деятельности:
Осмотреть и измерить памятник на местности.
Зарисовать или сфотографировать его.
Выяснить, кем и когда создан памятник.
Занести полученные данные в паспорт памятника.
Я предлагаю выбрать три памятника, расположенные близко друг от друга. По каждому памятнику составьте по 5 вопросов, которые могут вам задать туристы, впервые увидевшие эти памятники.
2 этап занятия. Практическая работа. Выполнение проекта.
Работа на местности:
Дети делятся на три группы по 3-5 человек. Каждой группе выдаётся карточка с названием памятника (выпавшему по жеребьёвке), измерительные и канцелярские инструменты.
1 задание. На местности. Предлагается самостоятельно визуально исследовать памятник, записать полученные данные в путевой лист (Приложение 1). Закончив работу со своим памятником, учащиеся подходят к двум другим памятникам, чтобы составить по ним вопросы.
(Педагог распределяет обязанности в группе, обращает внимание детей на особенности памятников, их размеры, помогает сформулировать вопросы (примерно по 3-5 вопросов), даже те, на которые пока нет ответа: кому поставлены, за какие заслуги и т.д., предлагает записать. Если памятник небольших размеров – он измеряется рулеткой, если его невозможно измерить – педагог помогает детям определить приблизительные размеры памятника. Желательно в помощь педагогу привлечь ещё двух взрослых для помощи учащимся в работе на местности. Это могут быть: классный руководитель, работники местного музея или заинтересованные родители).
Работа в помещении:
2 задание. Экскурсовод.
Каждая группа должнапровести виртуальную экскурсию по выпавшему ей по жеребьёвке памятнику, используя ключевые фразы (Приложение 2). Даётся время на подготовку.Не выступающие команды делают пометки на своих листках. (Информация пригодится на следующем этапе занятия).
(Педагог предоставляет печатные и фотоматериалы памятников, помогает формулировать предложения, исправляет неточности, дополняет ответы детей)
Команды меняются табличками с названиями памятников.
3 задание.Вопрос – ответ.
Педагог: При исследовании памятника на месте у вас были подготовлены вопросы. Каждая команда задаёт вопросы по памятнику другой команды. Равное количество вопросов для всех команд (3-5 вопросов). Каждая команда должна ответить на вопросы по данному ей памятнику, используя все имеющиеся данные (путевые листы, заметки, подсказку педагога).
(Педагог поправляет и дополняет ответы команд, отвечает на вопросы, на которые команда не смогла ответить)
Команды ещё раз меняются табличками с названиями памятников, передают данные, собранные на местности, другой команде.
4 задание.Паспорт.
Педагог: У каждого человека есть паспорт. У памятников тоже должна быть карточка, где зафиксированы все его данные (Приложение 3). С помощью той информации, которую вы получили устно, в путевых листах других команд и тех пометок, которые вы сделали, нужно вписать всю информацию в бланк паспорта памятника.
(Педагог следит за правильностью оформления паспортов, консультирует учащихся, дополняет и исправляет информацию, отвечает на вопросы детей).
3 этап занятия – Презентация работы. Обсуждение результатов.
Каждая группа озвучивает заполненный паспорт памятника. Учащиеся заостряют внимание на трудностях, возникшие в процессе заполнения. Учащиеся других групп уточняют информацию, исправляют неточности и ошибки.
4 этап занятия – Рефлексия
5 задание. Синквейн.
Каждая командадолжна составить синквейн о памятнике, паспорт которого у неё имеется:
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
Связное высказывание
Эмоциональное выражение, призыв
Пример синквейна о туристах:
Туристы
Любопытные и смелые
Хотят, знают, путешествуют
Они любят свой край
Рюкзак за плечи – и вперёд!
6 задание. Творческое. Современный памятник.
(Проводится при наличии оставшегося времени, рациональность проведения зависит от заинтересованности и степени усталости детей)
Педагог: Подумайте и скажите: памятник кому я бы поставил в нашем селе сейчас и за что.(Ответы команд)
Педагог: Памятники – от слова «память». Вы сегодня узнали о трёх памятниках нашего села, а значит и о судьбах своих земляков. Уверена, что вы будете помнить о том, что они сделали для нашего села и сможете рассказать об этом всем, кого заинтересует история нашей Малой Родины. Все ли памятники нашим землякам нами изучены? (Нет) Каким ещё памятникам нашего села вы смогли бы создать паспорт? Что для этого нужно? Таким образом, нам ещё много предстоит сделать на следующих занятиях.