kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка: "Правила оформления презентации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка: "Правила оформления презентации"

Просмотр содержимого документа
«Памятка: "Правила оформления презентации"»

Факторы риска школьной среды

Какие факторы влияют на физическое и психическое здоровье детей? Хочется отметить, что вообще понятие здоровье по характеристики ВОЗ, это ведь не только физическое здоровье, это и психологическое здоровье, и социальная адаптация в жизненной ситуации. Для ребенка - это благоприятная психологическая ситуация в школе и дома. Но всегда ли это так? К сожалению, нет. В школе мы имеем школьные факторы риска, занимает очень большой комплекс, мы его сейчас рассмотрим. В семье, мы имеет факторы семейного риска, и мы тоже их сейчас рассмотрим. В результате, как правило, давление школы и семьи - это совместное давление, и школьные факторы риска во многом определяют семейного фактора риска. А факторы семейного риска просто усиливают те факторы риска, которые действуют в школе. К чему это всё приводит? Это приводит и к поведенческим расстройствам и трудностям в обучении, и к ухудшению физического здоровья, к нарушениям психического здоровья, конфликтам, девиантному поведению.

Рассмотрим, какие школьные факторы риска оказывают негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Следует отметить, что школьные факторы риска подробно изучаются в последние 25 лет и теперь знаем не только, каковы эти факторы, но и знаем силу влияния каждого из этих факторов.

Первое, это не правильные требования и методика дошкольной подготовки. И нужно сказать, что влияние этого фактора в последние годы выходит на первый план. Если мы раньше говорили о стрессовой тактики педагогических воздействий в школе, то сегодня мы говорим о том, что ребенок приходит с «убитой мотивацией». До 80 % не хотят просто идти в школу, они боятся, они знают что такое «неудача», что такое недовольство взрослых (и воспитателей, и родителей), они знают, что такое неудовлетворительная оценка, они знают, что такое «не смогу», а это главное препятствие на пути обучения.

Следующий фактор - это стрессовая тактика педагогических воздействий. Здесь есть особенность - межличностное отношение учителя и ребенка, учителей и родителей, детей между собой, но хочется подчеркнуть, что самый стрессовый фактор, который негативно действует на физическое и психическое здоровья ребенка, это стресс «ограничения времени». Это один из самых сильных физиологических и сильнодействующих стрессовых факторов. Ситуация «ограничения времени», когда «нужно и не успеваю», приводит к резкому ухудшению физического и психического здоровья. Ребенок живет в этой ситуации ни день, ни два, а долгие годы и живет ежедневно. Мы знаем, что ежедневные микрострессы по своему кумулятивному эффекту гораздо сильнее, чем какой - то сильный, однажды действующий стресс. И вот как раз ситуация «ограничения времени» является постоянно действующим микрострессом. Это связанно и с технологиями методиками обучения, и с бесконечной интенсификацией учебного процесса, и с нерациональной организацией учебного процесса.

Третий фактор - это несоответствие методик, нерациональное организация учебного процесса, конфликты с педагогами и сверстниками, отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения. В школе есть психолог, есть логопед, социальные работники, бывает, что в школе есть психологическая служба, однако психолог делает свою работу, логопед свою работу, педагог группы продленного дня делает свою, не согласуя с психологом, логопедом и другими работниками. «Нам же нужна система работы. Вот что должно дать эффект, в противном случае, каждый дает массу усилий, но эффект не значителен».

Усиливают и усложняют школьные факторы риска низкая квалификация педагогов. Современные учителя должны знать и системы и методики.

И пятый фактор школьного риска - это неэффективное взаимодействие педагогов с родителями. Они усиливаю все проблемы.

Можно назвать и дополнительные школьные факторы риска: несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям; снижение уровня медицинского контроля, за здоровьем школьников; плохая организация питания; в ряде мест отсутствие спортивных залов и квалифицированных преподавателей физвоспитания; низкая культура семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья.

Переходим к семейным факторам риска.

1. Антисоциальное поведение родителей. Скажу несколько слов о социальной проблеме. Мы привыкли считать трудной семью алкоголика, наркомана, неполную семью, где мама одна воспитывает детей. В последние десятилетия мы наблюдаем иную картину: «неблагополучной» становится семья, где оба молодых родителя - кандидаты наук, и это оказывается еще тяжелее для маленького человека, чем семья неполная. В такой семье ребенок испытывает жесточайшее давление со стороны родителей, и на это нужно обратить особое внимание.

2. Конфликты между родителями, проблемы детско-родительских отношений, не адекватные требования, не эффективные меры воспитания. Система просвещения родителей, она не просто необходима, но возможно, поспособствует решению проблем из семейных факторов риска. Конечно, не адекватные требования и перегрузки не маловажный фактор. Он тоже требует просвещения. Родителям нужно объяснять, что «лучший враг, хорошего». Не эффективные меры воспитания, когда родитель приходит в школу и начинает решать проблемы ребенка. Надо учить родителей работать с учителем, а учителя - с родителями. Это отдельная задача. Это серьезнейшая проблема. Нужно просто учить взаимодействию.

Усиливают и усложняют эти факторы риска низкий уровень знаний, недоступность консультативной помощи и не эффективное взаимодействие и отсутствие системы широкого просвещения. Безграмотные родители - это бич нашего общества: они без меры загружают своих детей; в наших силах что-то сделать, чтобы поднять уровень образования родителей (например, по телевидению можно организовать цикл передач, касающихся организации здоровья школьника, силами издательств и Министерства образования и Министерства здравоохранения можно выпустить брошюры для родителей, издать библиотеку для родителей, в которой они могли бы получить ответы на самые разные вопросы, касающиеся здоровья и образования детей и др.). Только в этом случае родители станут нашими союзниками.

Хотелось бы, что все выше перечисленное было комплексом мер. Все же сегодня мы можем сказать, что является фактором риска и объяснить это. Это может привести к повышению эффективности помощи детям, усилить взаимодействие, но и в результате может быть это даст возможность организовать системную и комплексную помощь детям с поведенческими расстройствами и школьными трудностями.

















Создание условий для формирования здорового образа жизни младших школьников

Здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания ЗОЖ формируются в ходе уроков и внеклассной деятельности. В ходе развития представления о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, играм, проектной деятельности детей. Одним из важных приемов формирования знаний о здоровом образе жизни мы считаем практические занятия. Рассмотрим самый эффективный метод деятельности – игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, раскрывается огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов. В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Младший школьник приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо им в его, будущей деятельности.

Таким образом, в работе, направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.





ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно начинать занятия по обучению детей здоровому образу жизни уже с первого школьного дня, а «знакомство» с вредными привычками ограничить.

Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Младшие школьники очень внимательны и склонны к подражанию, копированию действий и поступков взрослых, причем как положительных, так и отрицательных. Одни из этих поступков уже прочно вошли в привычку, а другие носят пока еще единичных характер. Из опыта своей работы я все чаще замечаю, что у маленьких школьников появилась привычка не здороваться при встрече, перебивать как своего товарища, так и учителя, не извиняться, толкнув нечаянно, а о том, чтобы попросить прощение и речи быть не может. А ведь это тоже вредные привычки. Привычка быть плохим разрушительно действует не только на окружающих, но и на здоровье самого ребенка.

Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Поэтому, приняв детей в первый класс, учитель начальных классов должен поставить для себя такие задачи как формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

Каждый ребенок - яркая индивидуальность, и нужно уметь найти к нему правильный подход, заинтересовать. А как это сделать? Какими средствами? Через игру, так как игра является основным видом деятельности младшего школьника. Все взрослые помнят чудесные, веселые, увлекательные игры детства. Но игра не только приносит ребенку радость. Игра - это путь детей к познанию мира. Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в активности, развивает физические силы, а также сообразительность, находчивость, инициативу, выдержку.

Умение создавать игровые ситуации на занятии- это залог успеха преподавателя.

Например, можно поиграть с первоклассниками в названия полезных привычек. Раздать ребятам карточки.


– Задача ребят, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово. Зашифрованным словом может быть название полезной привычки и наоборот, например, (умываться, дружить, грызть ногти, обзываться, лениться, читать лежа, помогать, драться).

В каждом ребенке таится заложенная природой потребность движения. Бегать наперегонки, прыгать, скакать на одной ножке для него столь же естественно и необходимо, как и дышать. Поэтому использование физкультминуток и подвижных игр в урочное и внеурочное время повышают интерес, настроение детей, подготавливают организм к дальнейшей работе.

Например, для формирования правильной осанки можно встать в круг и изобразить плохую осанку: живот вперед, спина сгорблена, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят, как плети. Здесь уместно посмеяться над собой и другими, обсудить, как это некрасиво. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь. Затем можно пройти по линии, начерченной на полу, стараясь сохранить равновесие, в течение 40-60 секунд, а также попробовать пройти с каким-нибудь предметом на голове, стараясь удержать его.

Использование подвижных игр «Правильно–неправильно», «Добрые слова», «Пишущая машинка» помогает повысить интерес к двигательной активности и в тоже время задуматься над значением важных для укрепления здоровья поступков.

Маленьким школьникам нужны собранность, умение правильно распределить время, иначе его не хватит на то, чтобы плодотворно учиться, хорошо и интересно отдыхать. Для этого необходимо вспомнить о режиме дня, пользе его соблюдения для здоровья.Игра «Рассказ по цепочке» (Ученики становятся в круг. Ведущий начинает рассказ фразой: Мальчик проснулся в 7 утра и… следующий игрок повторяет предложение ведущего и показывает движением, что сделал мальчик дальше. Каждый последующий игрок повторяет по очереди все, что показывали до него. В конце игры хором все повторяют вместе фразу и все движения по очереди).

Чтобы заинтересовать ребят не нужнодавать готовый режим дня, а вместе с учениками и родителями дорабатывать его, тогда все этапы режима будут легко выполнимы, а повторение одних и тех же действий в одно и то же время становится привычным. А привычное делается необходимым. У человека возникает потребность в этих действиях, и он совершает их легко и просто без особых волевых усилий, т.е. соблюдение режима дня приводит к тому, что у ребенка создаются и укрепляются определенные стойкие здоровые привычки.

Необходимо объяснить детям, что здоровье - это одна из ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе и никогда не мучиться головными болями или бесконечными насморками.

Правильная организация учебно-воспитательной работы, умелое педагогическое влияние на ребенка, в частности воспитание у него чувства долга, умения видеть свои недостатки, воспитание волевых качеств, целеустремленности и трудолюбия, в большой степени облегчат выработку у него хороших привычек и предупредят появление и закрепление привычек вредных.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Памятка: "Правила оформления презентации"

Автор: Щетковская Татьяна Андреевна

Дата: 28.11.2018

Номер свидетельства: 488143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Памятка: "Правила оформления презентации""
    ["seo_title"] => string(43) "pamiatka_pravila_oformleniia_prezentatsii_1"
    ["file_id"] => string(6) "488144"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1543435577"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Проект"Твори добро""
    ["seo_title"] => string(18) "proekt_tvori_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "490883"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544864809"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Внеклассное воспитательное мероприятие на тему пожаробезопасности в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(96) "vnieklassnoie-vospitatiel-noie-mieropriiatiie-na-tiemu-pozharobiezopasnosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "225786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439892271"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "План работы с родителями старшей группы"
    ["seo_title"] => string(44) "plan-raboty-s-roditieliami-starshiei-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "322939"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1461698372"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока (ФГОС ООО) по теме "Лесные и торфяные пожары и их классификация" "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-konspiekt-uroka-fgos-ooo-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-i-ikh-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "221715"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435564349"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства