Просмотр содержимого документа
«Оценочная система по ФГОС»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная школа №78»
Оценочная система по ФГОС:
предметные результаты, диагностический материал, карты развития, мониторинг предметных результатов.
Составитель:
учитель начальных классов
Золотарева Н.А.
Новокузнецк
(слайд 1) Тема выступления.
Предметные результаты АООП включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для каждой предметной области.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в ФГОС, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов, и, во-вторых, систему формируемых действий с учебным материалом, которые направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
(слайд 2) Система предметных знаний — важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой
для последующего изучения курсов. Таким образом осуществляется преемственность обучения при переходе наших младших школьников в старшее звено.
На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования (в старших классах) имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, чтению и математике.
(слайд 3)Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам – БУД.
(слайд 4)При оценивании предметных результатов учебных предметов используются следующие методы оценки:
Наблюдение.
Диагностические задания.
Практические работы.
Текущие и итоговые проверочные работы.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по предметам.
(слайд 5)Для оценивания БУД учреждением разрабатывается свой диагностический инструментарий. Основные требования заключаются в следующем:
- во-первых, он должен быть межпредметным;
- во-вторых, он должен позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или не владения, «способом обращения» с этими знаниями (БУД);
-в-третьих, изучать процесс развития БУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Педагоги начальных классов разработали, в соответствии с ФГОС и на основе основной образовательной программы ОУ, по основным учебным предметам контрольно – диагностический инструментарий на все 4 года обучения.
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по предметам учитываются психологические возможности наших воспитанников, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля и ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
(слайд 6) АООП определяетдва уровня овладения предметными результатами, поэтому диагностика предметных результатов представляет два уровня усвоения учебных дисциплин: достаточный и минимальный. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход в обучении наших воспитанников.
5 – планируемый результат полностью достигнут (выполняет задания без ошибок и самостоятельно).
4 – планируемый результат достигнут на достаточном уровне (выполняет задания с небольшим количеством ошибок или с незначительной помощью).
3 - планируемый результат достигнут на минимальном уровне (выполняет задания с большим количеством ошибок даже при помощи взрослого).
2 - планируемый результат не достигнут (не может выполнить типовые, много раз отработанные задания, даже с помощью взрослого).
(слайд 8, 9, 10, 11, 12 - фото)Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
(слайд 13)Уровень достижения конкретных предметных результатов отслеживается с помощью Карты индивидуального развития каждого обучающегося.
Данный документ имеет следующее содержание:
Общие сведения об обучающемся.
Лист здоровья.
Индивидуальный образовательный маршрут.
Показатели сформированности БУД на конец учебного года.
Диагностика уровня усвоения предметных результатов (на начало и конец каждого учебного года) по всем учебным дисциплинам.
Профиль сформированности предметных достижений (на конец каждого учебного года).
Личностные БУД.
(слайд 14, 15, 16, 17, 18 - фото)Личностные БУД – (система ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся и др.) - составлены на каждый класс по семи основным критериям. Каждый критерий имеет свои параметры оценки и индикаторы.
(слайд 19) (слайд 20, 21, 22, 23 – фото) Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития БУД каждого воспитанника является мониторинг. Мониторинг развития БУД в 1-4 классах разрабатывается как логическое продолжение диагностической работы педагога в первом классе, начинающейся со стартовой диагностики готовности ребенка к школьному обучению проходит красной линией через все 4 года обучения и заканчивается в конце обучения начальной школы. На основе анализа полученных данных оценивается успешность работы на прошедший период, и ставятся задачи работы с обучающимися на предстоящий год. На последнем этапе овладения БУД воспитанник не только знает несколько способов достижения цели, но и может выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.
(слайд 24) Таким образом, в результате обработки результатов мониторинга учитель может получить следующую информацию:
По каждому обучающемуся:
Для каждого умения: сравнительную информацию по выполнению и ориентации в способе действия.
Для каждого умения: уровень сформированности БУД на межпредметном материале.
По сумме умений, вошедших в мониторинг: индекс развития предметных БУД.
(слайд 25) По классу в целом:
Для каждого умения: процент и число обучающихся, показавших уровень развития умения «достаточный уровень» и «минимальный уровень».
По сумме умений, вошедших в мониторинг: процент и число обучающихся, показавших индекс развития БУД.
Таким образом, на основе данных результатов осуществляется:
- Переход обучающихся из класса в класс.
- Смена образовательного маршрута воспитанников.В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на обучение по СИПР АООП (вариант 2).
- А окончательным результатом обучения в начальных классах является перевод обучающихся на следующую ступень образования (старшее звено).
(слайд 26)Но, переход в старшее звено в соответствии с ФГОС принимается не только на основе учебных результатов, но и Личностных БУД. Эти результаты представлены в картах развития и портфолио достижений каждого воспитанника за 4 года обучения в начальной школе.
Вывод: Оценочная система по ФГОС – это и процесс, и результат, который помогает увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы обучающимися на уроке, вовремя скорректировать её для достижения наилучшего результата. А результат оценивания – личностный рост воспитанника и достигнутый им индивидуальный уровень обученности.
(слайд 27)По каким бы стандартам не учился ребёнок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учёбе.