Просмотр содержимого документа
«Оценочная деятельность»
Оценочная деятельность в начальной школе в условиях ФГОС НОО(СЛАЙД1)
Основу оценочной деятельности преподавателя составляет умение устанавливать контакт с учеником, учитывая его психологические особенности, уровень развития, мотивы обучения и т.д.; использовать в общении оптимальные педагогические средства; строить педагогический процесс от личности обучающегося.
(СЛАЙД 2) В нашей школе оценочная деятельность ведётся в соответствии с нормативными документами
(СЛАЙД 3) Нормативно - правовое обеспечение системы оценки планируемых результатов:
-Положение о промежуточной аттестации и системе оценки образовательных результатов;
-Устав школы;
- Основная образовательная программа начального общего образования;
-Положение о портфолио как накопительной форме оценки;
(СЛАЙД 4) В нашей школе система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов: Оценивание является постоянным процессом диагностическое (стартовое, текущее) срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) Оценивание может быть только критериальное Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
( СЛАЙД 5) Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:
- предметные результаты.
- метапредметные результаты
- личностные результаты
Объектом оценки предметных результатов является сформированность учебных действий с предметным содержанием. Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
( СЛАЙД 6) Для оценивания предметных результатов используем уровненвый подход
- базовый (необходимый предметный) уровень – правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе; - повышенный (функциональный) уровень - учащимся продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.
Нами разработан материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся, созданы таблицы, в которых внесены планируемые результаты с указанием умений, характеризующих данный результат.
Сюда входят:
( СЛАЙД 7) - оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме; (СЛАЙД 8) - контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы; ( СЛАЙД 9) - листы индивидуальных достижений учащихся по предметам; - показатели сформированности универсальных учебных действий; - лист общеучебных достижений (3-4 класс); Такая папка создаётся для: - ученика - позволяет обрести уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывного образования; - учителя – даёт информацию об успешности собственной педагогической деятельности, об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся; - родителя - могут отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка.
( СЛАЙД 10) Для заполнения этой таблицы мы используем 4-х цветный индикатор: красный – «Хорошо знаю и могу помочь», зеленый– «Знаю», синий – «Сомневаюсь», ! знак – «Не знаю». Заполнение такой таблицы позволяет в целом увидеть картину успешности ребенка по всем критериям изучаемых им в течение года, сформированность адекватности самооценки, осознание ребенка своего «роста», наглядно показать ребенку, что он уже знает и что ему предстоит узнать. Оценка метапредметных результатов. Объект оценки: сформированность универсальных учебных действий. Метапредметные результаты - это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); ( СЛАЙД 11) Для оценки метапредметных результатов используются комплексные работы,. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, задания логического характера, задания на определение уровня развития речи. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся. В дополнительную часть включаются задания повышенного уровня.
Комплексная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень соответствия метапредметных результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО. В протоколе указывается уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (повышенный – П, базовый – Б, низкий - Н). В классном журнале фиксируются записи: «Комплексная работа. Основная часть», «Комплексная работа. Дополнительная часть» по двум предметам учебного плана (в соответствии с расписанием уроков в эти дни), если на выполнение каждой части отводится 35-40 минут. Если на выполнение каждой части отводится 25-30 минут, то оставшиеся 15 минут - на изучение темы урока в соответствие с тематическим планированием рабочей программы, которая также фиксируется в журнале.
Объектом оценки личностных результатов является сформированность личностных универсальных учебных действий.
(СЛАЙД12) Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфолио. Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения уровня его дальнейшего развития и обучения.
( СЛАЙД13) Контрольно –оценочную деятельность вводим поэтапно
Этапы становления контрольно-оценочной деятельности: I этап – 1 класс (Умение сопоставлять свое действие с заданным образцом) II этап – 2-3 классы (Операционный , процессуальный контроль) III этап – 4 класс (Оценивание в баллах).
(СЛАЙД 14) При безотметочном обучении используем следующие приёмы :«Лесенка», «Волшебная линеечка», «Светофор», Cловесное оценивание. Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений».
( СЛАЙД 15) Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 2-3 классов «Логические цепочки»; «Кластер»; «Ромашка вопросов»; «Дерево предсказаний»; «Мозговой штурм»; Лист самооценки; Лист учебных достижений
Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст.
( СЛАЙД 16 ) Существует 3 варианта самооценки письменных работ:
- оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;
- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля.
- прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах.
В чем суть правил новой технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний 2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
5-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень –функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
( СЛАЙД 17) При оценке работы ребенка особое значение придается:
Упорству, старанию, труду;
Достигнутому успеху;
Личной позиции ученика;
Возможностям ребенка достичь большего результата.
Следует поощрять в ребенке:
Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;