Просмотр содержимого документа
«Особенности овладения навыком правильного чтения у учащихся коррекционных школ 8 вида»
Особенности овладения навыком правильного чтения у учащихся коррекционных школ VIII вида.
Чтение - это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.
Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слово, словосочетание, предложение) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, чтение вслух или чтение про себя.
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у учащихся достаточно своеобразен. Я бы хотела остановиться на таком качестве чтения, как правильное чтение. Именно это формирование качества я выбрала для самообразования, потому что дети, пришедшие во 2 новый класс, не знают половина букв, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов. Ошибки, нарушающие правильное чтение тормозят развитие остальных качеств чтения.
Так, например, у меня в классе дети на разных этапах овладения навыком чтения. Некоторые ученики уже могут читать слитно отдельные, простые по структуре слова с множеством ошибок, но большинство детей только осваивают слоговое чтение. Есть и такие учащиеся у которых побуквенное чтение, более того есть дети, которые не усвоили буквы.
Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку. Все это из-за недостаточного звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, понижение работоспособности и внимания, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднение в понимании логических связей.
Наиболее результативным периодом для формирования правильного чтения являются 1-3 класс, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать пристальное внимание на правильное прочитывание текста.
Одним из эффективных приемов выработки навыка правильного чтения это ежедневные специальные упражнения , способствующие точному воспроизведению слоговых структур и слов. Предварительные упражнения в правильном чтении решают задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования.
Следующие виды упражнений:
1. Дифференциация сходных слогов и слов:
Ла-ра ма-мя дом-том
Ло-ро мо-мё Дима-Тима
Лу-ру му-мю кадушка-катушка
2. Чтение слогов и слов по подобию.
Ма мо му Маша шапка
Са со су Даша лапка
Ла ло лу Паша папка
3. Чтение слогов и слов с подготовкой:
О то сто стол
У ту сту стул
А ра вра враг
4. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения:
Кто-кот следы-слезы
Так-тот мука-муха
Рак-как лыжи-ложись
5. Чтение родственных слов:
Лес-лесок шел-пошел
Трава-травка нырял-нырнул
Решила- решала увидел-увиделся
6. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни:
Прошел-проделал-просмотрел
Увял-увел-увез
На эти упражнения отводится 4-5 мин, в зависимости от объема материала.
В процессе проработки связного текста учитель дает образец правильного чтения и затем неоднократно читает материал вместе с детьми.
Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Это основной путь , который ведет к выработке навыка правильного чтения.
Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдения учащихся за чтением друг друга. можно использовать различные приемы:
Медленное чтение учителя
Комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором
Сопряженное чтение, когда текст начинает читать учитель вместе с учениками. Затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором
Контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок.
Следует помнить, что работа, направленная на развитие навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, протекает в единстве.
Сообщение
Тема: Особенности овладения правильным чтением учащимися специальных коррекционных школ VIII вида.