Особенности научно – познавательной деятельности младших школьников
Особенности научно – познавательной деятельности младших школьников
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Содержание внеучебной деятельности учащихся обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности научно – познавательной деятельности младших школьников »
Николаева Валентина Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№7» г. Менделеевска
Особенности научно – познавательной деятельности младших школьников
Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников
Это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Часы используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность организуется в режиме школы полного дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.
Для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
Для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям;
Для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия,
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Содержание внеучебной деятельности учащихся обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество , природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Результаты
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство природы, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “Юные следопыты”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий .В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по окружающему миру , учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен мир природы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения природы школьники могут увидеть красоту и разнообразие природы , ориентироваться в понятиях. Воспитание интереса к природе должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов. Внеучебная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, интеллектуальных клубов «Что? Где? Когда?, школьных редакций газет, познавательных экскурсий, олимпиад , викторин , круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, соревнования.
Работу по воспитанию экологической культуры целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Содержание и методы обучения кружка “Юные следопыты” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Все это открывает для детей прекрасный мир природы, учит его любить и беречь. Необходимость разработанного нами кружка заключается в желании детей узнать нечто новое о природе.
В течении года я вела кружок «Юные следопыты» научно- познавательного направления в первом классе .И в начале учебного года были опасения: Не станет ли внеучебная деятельность дополнительной нагрузкой для учащихся? Опыт жизни детей в школах полного дня свидетельствует о том , что занятия интересным делом , за которые не ставят оценок , привлекают учащихся, не создают перегрузки и приносят детям пользы если не больше. То уж не меньше , чем обязательные уроки. Да и занятость младших подростков полезным делом под присмотром опытного педагога-наставника почти весь световой день на территории учебного заведения –это очень актуальная проблема современного общества: семьи, общественности, правоохранительных органов.