kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание Введение 1.Теоретические основы технологии проблемного обучения дошкольников 1.1.Особенности проблемного обучения дошкольников 1.2. Основные компоненты проблемного обучения 1.3. Способы создания проблемных ситуаций в игровой деятельности детей 2. Применение технологии проблемного обучения на практике. 3. Заключение Введение Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассуждать, творчески решать поставленные перед ним задачи. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать свое предположение. Одним из методов решения этих вопросов является технология проблемного обучения. Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности. Исходя из этого, цель исследовательской работы можно сформулировать таким образом: организация познавательной деятельности посредством игры; формирование коммуникативных навыков и опыта взаимодействия детей. Задачи: 1. Учить детей самостоятельно ставить проблему, исследовать, добывать информацию, искать пути решения, используя различные виды деятельности. 2. Развиватьу ребенка элементы творчества, учить использовать полученный опыт в других видах деятельности. 3. Способствовать развитию свободного общения ребенка со взрослыми и сверстниками в ходе выполнения игровых заданий. Предмет исследования: влияние технологии проблемного обучения на качество образования детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Объект исследования: игровая деятельность детей в аспекте проблемного обучения. Гипотеза исследования: Если в игровой деятельности детей использовать элементы проблемного обучения, то это позволит повысить их мотивацию к выполнению игровых заданий, будет способствовать развитию логического мышления, умению делать умозаключения, классификацию, поможет развивать у ребенка умение анализировать, за короткое время принимать самостоятельные решения, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, а значит тем самым повысит уровень знаний, умений и навыков ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ Г.УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 29»

АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ- КАМЕНОГОРСКА









Конкурсная работа на фестиваль педагогических идей по игровой педагогике

«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»



















Автор работы:

воспитатель предшкольной группы

КГУ «Средняя школа № 29»

акимата города Усть-Каменогорска

Мазницына Александра Владимировна






Усть-Каменогорск

2015







Содержание

Введение

1.Теоретические основы технологии проблемного обучения дошкольников

1.1.Особенности проблемного обучения дошкольников

1.2. Основные компоненты проблемного обучения

1.3. Способы создания проблемных ситуаций в игровой деятельности детей

2. Применение технологии проблемного обучения на практике.

3. Заключение































Введение

Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассуждать, творчески решать поставленные перед ним задачи. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать свое предположение. Одним из методов решения этих вопросов является технология проблемного обучения. Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности. Исходя из этого, цель исследовательской работы можно сформулировать таким образом:

организация познавательной деятельности посредством игры; формирование коммуникативных навыков и опыта взаимодействия детей.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно ставить проблему, исследовать, добывать информацию, искать пути решения, используя различные виды деятельности.

2. Развиватьу ребенка элементы творчества, учить использовать полученный опыт в других видах деятельности.

3. Способствовать развитию свободного общения ребенка со взрослыми и сверстниками в ходе выполнения игровых заданий.


Предмет исследования:

влияние технологии проблемного обучения на качество образования детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.


Объект исследования:

игровая деятельность детей в аспекте проблемного обучения.

Гипотеза исследования:

Если в игровой деятельности детей использовать элементы проблемного обучения, то это позволит повысить их мотивацию к выполнению игровых заданий, будет способствовать развитию логического мышления, умению делать умозаключения, классификацию, поможет развивать у ребенка умение анализировать, за короткое время принимать самостоятельные решения, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, а значит тем самым повысит уровень знаний, умений и навыков ребенка.

1.Теоретические основы технологии проблемного обучения дошкольников.

1.1. Особенности проблемного обучения дошкольников

В работе с дошкольниками любая обучающая технология, в том числе и технология проблемного обучения, всегда будет рассматриваться через призму игровой деятельности. Игры и игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Технология помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задания и вопросы в обучении и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Поэтому, технология проблемного обучения в игровой деятельности ребенка позволяет решить задачи воспитательно-образовательного процесса, такие как:


-дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

-развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

-воспитательные (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды). Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по следующим основным направлениям: 

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; 

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры; 

  • учебный материал используется в качестве ее средства;

  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения. Специфика проблемного обучения имеет место для применения в любой игровой среде. Проблемное обучение дошкольников- это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н.Е. Веракса).Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе игровой деятельности. Чтобы эффективно использовать приемы проблемного обучения необходимо хорошо изучить компоненты, составляющие основу проблемного обучения.


1.2. Основные компоненты проблемного обучения


Основными компонентами проблемного обучения являются:

1)Противоречие – основное звено проблемной ситуации.  С.Л.Рубинштейн: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленной на их «снятие».  Чем ярче  в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

2) Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

3) Познавательная деятельность.

Ребенку легче взаимодействовать со сверстником, чем с воспитателем. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так появляется необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения и отстаивать свою. Поэтому, познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Такой диалог помогает наладить простоту общения, демократичность отношений.

Для достижения более конкретных целей в той или иной игровой деятельности или ситуации важно правильно создать проблемную ситуацию для ребенка.


1.3 Способы создания проблемных ситуаций в игровой деятельности детей.


Важным является создание проблемной ситуации, которая заинтересует ребенка и поможет понять в каком направлении двигаться в решении этой проблемы. Существуют разные способы создания таких ситуаций:

  1. проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

  2. проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.

  3. проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.


В процессе решения проблемной ситуации, взрослый помогает ребёнку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Считаю очень важным правильно оценивать как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание нужно уделять неправильным ответам. Анализировать их вместе с детьми, помогать понять им свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощрять познавательную активность ребёнка, поддерживать его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания. Технологию проблемного обучения в игровой деятельности дошкольника следует применять на практике при полном осознании задач, компонентов и принципов данной технологии.






2. Применение технологии проблемного обучения на практике.

Опираясь на теоретические основы технологии проблемного обучения, был разработан практический материал. Приведем примеры игровой деятельности по отдельным образовательным областям и разделам:

Образовательная область: Познание

Раздел: Ознакомление с окружающим миром

Игра: «За грибами в лес пойду»

Игра проводится в форме эстафеты. Формируются 2 команды детей по 5 человек. Задача каждой команды – собрать в корзинку только съедобные грибы и первыми выйти из леса.

Проблемная ситуация заключается в том, чтобы как можно быстрее собрать в корзинку только съедобные грибы.

Данная игра развивает внимание, умение классифицировать, быстроту реакции, способствует осознанному запоминанию названий грибов и их признаков.













Рис.1 Игра «За грибами в лес пойду»


Игра «Лабиринты природы»

В игре принимают участие не более трех человек одновременно. В ней используется игровое поле, разделами которого являются природные зоны, кубик, фишки участника, а также условные обозначения разделов игрового поля. Каждый участник, по – очереди, делает ход и передвигается по игровому полю. В зависимости от того, на какой природной зоне он остановится, должен правильно сказать ее название. Опираясь на условные обозначения, назвать ее обитателя. Данная игра развивает логическое мышление, умение использовать условные обозначения, позволяет лучше усвоить тематический материал, повышает познавательную активность.

старт











Лес пустыня море льды и снега


Приложение № 1 к игре «Лабиринты природы»


Образовательная область: Познание

Раздел: Формирование элементарных математических представлений

Игра: «Волшебные фигуры»

У каждого ребенка есть индивидуальный набор геометрических фигур одинакового размера. Ребенку дается творческое задание – построить машину, дом, дерево,используя только 3 различные фигуры. Варианты работ могут быть различными. Эта игра позволяет развивать творческое, логическое мышление, помогает ребенку лучше изучить геометрические фигуры, их применение в жизни, самостоятельно найти ответ на заданный вопрос.

Рис.2 Игра «волшебные фигуры»



Ролевая игра «Магазин игрушек»

Данная игра подразумевает участие в ней одновременно двух человек: продавца и покупателя. Покупатель должен выбрать самую дешевую /дорогую игрушку и купить ее, посчитав, сколько копеек с различным номиналом ему понадобится. А продавец посчитать деньги и при случае дать сдачу. Эта игра помогает развивать у ребенка умение сравнивать, анализировать, формирует навык устного счета.



Рис.3 Игра «Магазин игрушек»




Образовательная область: Коммуникация

Раздел: Обучение грамоте

Игра :«Город цветов»


Игра проводится в групповой форме. Дети встают в круг, держа в руках картинки с изображение цветов. По команде воспитателя дети меняются местами. Правила перемены мест могут быть следующие: меняются местами цветы (заранее обыграв ситуацию, что дети выступают в роли цветов), в названиях которых одинаковый первый звук; в названиях которых встречается звук [а]; одинаковый последний звук и т.д. Данная игра развивает быстроту реакции, внимание, фонематический слух. Пополняет словарный запас детей по теме «Цветы».























Рис.4 Игра «Город цветов»



Раздел: Развитие речи

Игра :«Часть - целое»

Ребенку предлагается собрать части так, чтобы получился предмет мебели. Перепутаны детали нескольких предметов мебели и не прилагается целостная картинка для образца. Ребенку необходимо собрать из деталей предмет, по запомнившемуся ему образу из жизни. Эта игра развивает память, внимание, умение использовать имеющийся опыт ребенка.



Образовательная область: Здоровье

Раздел: Валеология

Ролевая игра: «Юный инспектор»

В данной игре одновременно может принимать участие не более 6-7 человек. Остальная группа детей выступает в роли зрителей. Суть игры заключается в том, что один ребенок выступает в роли инспектора и контролирует движение пешеходов и машин. Один ребенок- пешеход, один – водитель. Трое держат в руках знаки дорожного движения. Задача пешехода и водителя пройти и проехать улицу, не нарушая ПДД, а инспектора контролировать и регулировать этот процесс. В ходе игры у ребенка развивается внимание, умение быстро реагировать на меняющуюся обстановку, ребенок закрепляет знания о ПДД.


Рис.5 Игра «Юный инспектор»


Чтобы подвести итоги проделанной работы, проведен мониторинг ЗУН детей по некоторым образовательным областям, результаты которого, показаны в диаграмме.

Изучив данные мониторинга, можно сделать вывод о повышении уровня знаний, умений и навыков детей в образовательных областях: «Познание», «Коммуникация» по следующим тематическим разделам: счет с 20% до 63%, животные разных природных зон: с 14% до 24%, звуковой анализ слова: с 13% до 37%, геометрические фигуры: с 33% до 60%.



  1. Заключение.

Таким образом, применение технологии проблемного обучения развивает мотивацию детей к обучению и приводит к видимым результатам работы детей и воспитателя. Когда найден ответ, выход из проблемной ситуации, педагог-воспитатель всегда должен сделать вывод, обобщить высказывания детей и подвести их к правильному решению. В выводе ребёнок услышит свою гипотезу и предложения по решению проблемы.

    Таким образом, проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок.




































Используемая литература:


1. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие». –М. :ТЦ Сфера, 2005

2. Запорожец А. Б. и др. «Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада. » -М. 1985 г.

3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: «Знание», 1983. - 96 с.

4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: «Знание», 1974. - 64 с.

5. Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: «Просвещение», 1968. - Сс. 186-203.

Интернет-ресурсы:



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Мазницына Александра Владимировна

Дата: 15.02.2016

Номер свидетельства: 293860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованиемтехнологии проблемного обучения."
    ["seo_title"] => string(114) "formirovaniie-ghiendiernoi-kompietientnosti-doshkol-nikov-s-ispol-zovaniiemtiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "309636"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458831485"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) ""Использование интерграции НОД. как средство развития творческих способностей детей." "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-intierghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210073"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361169"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование интеграции НОД,  как средство развития творческих способностей детей. "
    ["seo_title"] => string(92) "ispol-zovaniie-intieghratsii-nod-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "210075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431361433"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства