Просмотр содержимого документа
«Особенности взаимоотношения детей младшего школьного возраста в классном коллективе.»
Особенности взаимоотношения детей младшего школьного возраста ( 3 класс ) в классном коллективе.
Будникова И. В.
Начиная с момента поступления в школу, у ребенка складываются межличностные отношения с одноклассниками и учителем. Однако вначале у первоклассников общение со сверстниками отступает на второй план, т. к. они только начинают адаптироваться к школе, привыкать к новому укладу жизни, социальному положению и новому коллективу. Адаптировавшись в школе, ребенок начинает активно устанавливать дружеские контакты. Если к 9-10 годам у ребенка сложились дружеские отношения с кем-то из одноклассников, можно сделать вывод, что он умеет налаживать контакт с ровесником.
На протяжении младшего школьного детства понимание дружбы и отношение к друзьям меняется.
Для детей 9-10 лет становятся важны качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно у ребенка складывается система личных отношений, основу которой составляют непосредственные эмоциональные отношения.
Среди младших школьников, так же, как и у дошкольников, появляются лидеры («звезды»). Лидеры, как правило, общительны, инициативны, имеют хорошие способности и богатую фантазию, входят в положение сверстников, хорошо учатся и готовы поделиться знаниями с одноклассниками; если это девочки, то имеют привлекательную внешность. Есть и дети, которых не очень любят в коллективе. Обычно они имеют трудности в общении со сверстниками, драчливы, вспыльчивы, капризны, могут ябедничать, зазнаваться и жадничать.
Все эти качества по-разному проявляются на различных этапах младшего школьного возраста. К концу младшего школьного возраста на первый план при оценке сверстников выходят организаторские способности, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Показатели, связанные с учением, отходят на второй план. Для «непривлекательных» детей в этом возрасте характерны такие качества, как общественная пассивность, недобросовестное отношение к труду и к чужим вещам.
Такие критерии оценки одноклассников связаны с особенностями восприятия младших школьников и понимания ими другого человека, а именно со слабой способностью выделять главное в предмете, ситуативностью, эмоциональностью, опорой на конкретные факты и трудностями установления причинно-следственных отношений.
Первое впечатление о другом человеке у младших школьников также ситуативно, стереотипно, ориентировано на внешние признаки.
Чем старше ребята становятся, тем полнее и адекватнее они осознают свое положение в группе сверстников. Но в третьем классе происходит перестройке межличностных отношений и их осознания. Адекватность восприятия своего социального статуса снижается: дети, занимающие благополучное положение в классе, недооценивают его, а имеющие неудовлетворительные показатели-считают свое положение приемлемым. Это связано с тем, что в этот возрастной период возникает потребность занять определенное положение в группе сверстников. Также в 9-10 лет школьники начинают более остро реагировать на замечания, которые им делают в присутствии одноклассников, становятся более застенчивыми и стесняются не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей. Осуждение учителями ученика перед всем классом является для него травмирующим фактором.
«Непривлекательные» для сверстников дети очень остро переживают свое положение, и часто у них могут возникать неадекватные аффективные реакции. Но, если у ребенка есть хотя бы одна взаимная привязанность, он переживает меньше. Эта привязанность является для него психологической защитой.
Ведущая роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит учителю, т. к. он в этот период является для них высшим авторитетом. Педагог может и помочь «изолированному» ребенку стать своим в коллективе. Это должна быть сугубо индивидуальная работа, зависящая от конкретной ситуации. Но есть и общие рекомендации: нужно вовлечь ребенка в интересную деятельность; помочь ему добиться успеха в той деятельности, от которой зависит его положение; преодолеть его аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость); помочь выработать уверенность в себе; предложить авторитетным сверстникам поддержать ребенка.
Родители тоже могут помочь младшему школьнику наладить контакты со сверстниками. Для этого они должны быть приветливы и гостеприимны, когда ребенок приводит друзей домой, угощать их блюдами, которые им нравятся, приглашать их на совместные прогулки, экскурсии, походы в кино, помогать ребенку делать первые шаги к установлению отношений с одноклассниками.
Для того чтобы самооценка была достаточно высокой и адекватной, он должен знать свои способности и иметь возможности для их реализации. Ребенок в этом возрасте стремится овладеть различными умениями, делать что-то лучше всех. В случае успеха у него развивается чувство собственной умелости, полноценности, а в случае неудачи – чувство неполноценности. Ребенку важно, чтобы его умение оценили и взрослые, и сверстники. Он должен чувствовать свою ценность и неповторимость. Например, если школьник плохо учится, но хорошо рисует, можно организовать в школе выставку его работ. Это может изменить и отношение ребенка к учебе и классу, и отношение одноклассников к нему.
Знание ребенком своих сильных и слабых сторон способствует формированию его самостоятельности, уверенности в себе, независимости, компетентности в общении со сверстниками.
Кроме того, что общение со сверстниками влияет на самооценку и помогает социализации детей, оно еще и стимулирует их учебу. Постепенно у младших школьников появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами одноклассников. Вначале общественная направленность проявляется в стремлении делать все сообща со сверстниками, делать то, что делают другие. Именно поэтому младшие школьники часто подражают друг другу (например, если один ребенок поднимает руку, это делают и другие). Постепенно общественная направленность получает развитие. Дети начинают чувствовать себя частью коллектива.
Отношения со сверстниками формируют у детей стремление удовлетворять нужды и потребности других людей. Это подтверждает эксперимент, проведенный В. Г. Яковлевым: детям прочитали рассказ В. П. Катаева «Цветик-семицветик», после чего они должны были анонимно в письменной форме ответить на вопрос, как бы они истратили волшебные лепестки. У большинства детей в ответах имелись желания, направленные на удовлетворение потребностей и интересов других людей (стать врачами, «чтобы не было больных», быть сильными, «чтобы защищать всех маленьких и слабых»).
Общественная направленность является одной из предпосылок усвоения ребенком требований, предъявляемых ему детским коллективом. Но для того, чтобы лучше усваивать эти требования, коллективу необходим организатор. Роль организаторов выполняют старосты, дежурные. Формируются так называемые «отношения деловой зависимости» (по выражению А. С. Макаренко).
Младшие школьники стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение товарищей. Для этого они вынуждены считаться с мнением коллектива, подчиняться его правилам и традициям. Благодаря этому формируются нравственные чувства и стремления.
Так же, как и дошкольники, младшие школьники много жалуются друг на друга. Мотивом этих жалоб является стремление ребят добиться правильного поведения со стороны всех учеников. В первом классе дети открыто жалуются учителю друг на друга, и тот, на кого жалуются, не обижается. В 3-4 классе ученики начинают обсуждать поступки и действия товарищей между собой и влиять на них путем общественного мнения. Если кто-то из учеников жалуется учителю, его начинают осуждать и воспринимать как ябеду. Для детей 9 лет характерны следующие признаки: у большинства детей есть хороший друг одного с ним возраста и пола, они принадлежат к определенной группе детей; хорошо ладят с друзьями, несмотря на встречающиеся ссоры и разногласия; в большей степени проявляют интерес к деятельности, чем к собственному отношению к другу, присутствует кооперативная деятельность.
В третьем классе дети начинают более реалистично оценивать учителей, при этом может возникнуть пренебрежительное отношение к ним, «нигилизм», страх, злость или обида. Важно разъяснить детям, что отношения – это «дорога с двухсторонним движением» и они также должны прилагать усилия к тому, чтобы отношения с взрослыми были хорошими. Большее значение приобретают отношения со сверстниками. Самооценка больше строится на отношениях со сверстниками: «Я хороший, потому что у меня много друзей». Для большинства учащихся третий класс – это наиболее стабильный период в начальной школе. Дети уже привыкли к своей социальной роли. Хорошо выполняют стандартные задачи, умеют действовать по образцу.
В четвертом классе дети с удовольствием общаются с взрослыми. Это практически последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно в этот период можно особенно эффективно влиять на формирование мировоззрения ребенка. В отношениях со сверстниками дети становятся более самостоятельными – в играх и групповых занятиях охотно берут на себя роль лидера, проникаются делами друзей, помогают, оказывают психологическую поддержку. Самооценка больше зависит не от знаний, а от признания окружающими ценности и уникальности их личности. Происходит формирование личных нравственных ориентиров.
Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.
Таким образом, изучение межличностных отношений детей в классе необходимо для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребёнка в классе благоприятный/ эмоциональный/ психологический климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.
Психолого - педагогическими условиями формирования необходимого нам психического процесса можно считать сформированность того или иного умения, а также присвоение тех или иных знаний, следовательно эмоционально-психологический климат (обеспечение психологической безопасности, создание комфортной и не тревожной ситуации), умение вступить в разговор и поддержать беседу, возможность включения членов коллектива или пары в совместную деятельность, умение учитывать внутренний мир партнера, соразмерять свои действия с действиями другого человека, а так же наличие у партнеров определенных личностных качеств – все это необходимые условия, которые являются своего рода фундаментом для становления и развития межличностных отношений.