Просмотр содержимого документа
«Особенности воспитания и обучения детей с ОВЗ»
МБОУ СОШ № 42 г. Владимира
« Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.»
(Л.С. Выготский )
Учителя начальных классов Киселева Т.Н.
Воспитание и обучение детей с ОВЗ — гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами.
Основные задачи:
-дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду,
воспитать у них положительные личностные качества : честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду.
- скоррегировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Принципы обучения :
- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- сознательность и активность учащихся;
- индивидуальный и дефферинцированый подход;
- прочность знаний, умений и навыков.
Воспитывающая и развивающая
направленность обучения.
Процесс обучения прежде всего направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.
Научность и доступность обучения
Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение современных достижений науки, перспектив ее развития в каждом учебном предмете.
Принцип научности тесно связан с принципом доступности, ведь в конечном счете учащиеся с ОВЗ могут усваивать только тот материал, который им доступен.
Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне их реальных учебных возможностей.
Систематичность и последовательность в обучении.
Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т.е. более успешно применять на практике.
Связь обучения с жизнью.
Этот принцип отражает обусловленность обучения общественными потребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся.
Принцип коррекции в обучении.
Принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития в процессе обучения путем использования специальных методических приемов.
В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают
Принцип наглядности.
Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.
Сознательность и активность учащихся в обучении.
Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий , смысла трудовых действий, приемов и операций.
Важным звеном в комплексе учебно-воспитательной работы рассматривается привлечение учащихся с ОВЗ к активным занятиям физической культурой , так как нарушение интеллекта в большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.
Существенная роль в решении коррекционных , воспитательных , и образовательных задач принадлежит трудовому обучению
« ...Труд детей с ОВЗ способствует развитию их восприятия , мышления, играет большую роль в деле воспитания , является основным средством коррекции , а так же решает задачу профессиональной подготовки ..»
( А.Н. Граборов)
« Педагогика- прежде всего вещь диалектическая- не может быть установлено никаких абсолютно правильных педагогических мер или систем. Всякое догматическое положение , не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа всегда будет порочным»