Просмотр содержимого документа
«Особенности развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников»
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»
Цель, объект и предмет исследования
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения интерактивных методов обучения с целью развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на примере уроков математики.
Объект исследования – процесс развития познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования – развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством интерактивных методов обучения.
2
Задачи и гипотеза исследования
1. Изучить понятие «универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть сущность понятия «интерактивные методы обучения».
3. Описать особенности развития познавательных УУД у младших школьников.
4. Подобрать методики и выявить исходный уровень развития познавательных универсальных учебных действий у учеников 3 класса.
5. Разработать организационно-методическое обеспечение применения интерактивных методов обучения как средства развития УУД, реализовать его в практической деятельности, проанализировать эффективность.
Гипотезой исследования является предположение о том, что применение интерактивных методов обучения позволит интенсифицировать процесс развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
3
Понятие «универсальные учебные действия»в психолого-педагогической литературе
УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Познавательные УУД младшего школьника – это умение учиться, они обеспечивают возможность организовать учебно-познавательную деятельность, и направлены на осуществление познавательного развития его личности, т.е. это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
4
Сущность понятия «интерактивные методы обучения»
Интерактивные методы обучения – это методы, основанные на взаимодействии, они предполагают активное взаимодействие между учителем и учениками, а также непосредственно между самими детьми.
Основная цель интерактивных методов обучения – научить школьников самостоятельно мыслить, анализировать, принимать решения, работать в команде. Они позволяют ученикам начальной школы не только получать знания, но и применять их на практике, развивать навыки коммуникации, сотрудничества, критического мышления.
5
Особенности развития познавательных УУДу младших школьников
связаны с возрастным периодом:
- активное познание окружающей действительности;
освоение классификации, сравнения, действия моделирования и др.;
развитие памяти и воображения;
развитие творческого мышления и способности к инновации;
работа с различными источниками информации позволяет делать обобщения
6
Диагностика уровня развития познавательных универсальных учебных действийу младших школьников
Показатель
Методика
логичность и гибкость мышления
«Простые аналогии»
способность к классификации и анализу
«Исключение понятий»
аналитический компонент мышления
проверочная работа, состоящая из пяти задач
7
Результаты на констатирующем этапе исследования
Результаты по методике «Исключение понятий»
Результаты по методике «Простые аналогии»
Результаты проверочной работы
8
Организационно-методическое обеспечение применения интерактивных методов обучения как средства развития познавательных УУДу младших школьников
Использование математических головоломок и загадок, которые требуют от учеников логического мышления и умения анализировать информацию.
Организация математических игр и карточек, таких как «Математическое лото», «Математические кости» и др.
Организация математических квестов, где ученики должны решать математические задачи, чтобы продвигаться по сюжету игры.
Использование математических приложений и онлайн-ресурсов для создания интерактивных заданий и игр.
9
Логические загадки и «зашифрованные» примеры
10
Математическое лото, кроссворд и занимательный материал
11
Викторина «Математика – царица всех наук»
12
Программные продукты
GeoGebra
STEM Games
Kahoot!
Quizlet
Desmos
SplashLearn
Prodigy
IXL
Math Playground
Funbrain
13
Результаты на контрольном этапе исследования
Сравнительные результаты экспериментальной группы по методике
«Исключение понятий» (до – после)
Сравнительные результаты экспериментальной группы по методике
«Простые аналогии» (до – после)
14
Результаты на контрольном этапе исследования (2)
Сравнительные результаты экспериментальной группы по
проверочной работе (до – после)
15
Заключение
1. Изучив понятие «универсальные учебные действия» в психолого-педагогической литературе, мы сделали вывод, что под ними понимается наличие универсальных способов получить и применить знания, которые, отличаясь от предметных умений, не носят специфику определённой учебной дисциплины. Сущностные характеристики, состав, а также внешнее и внутреннее строение познавательных УУД позволяет утверждать, что младший школьный возраст – это продуктивный период для их развития. Следовательно, успешное обучение в начальной школе предполагает сформированность общеучебных и логических учебных действий, а также действий постановки и решения проблем, которые являются элементами познавательных УУД.
2. Рассмотрев сущность понятия «интерактивные методы обучения», нами отмечено, что они предполагают активное взаимодействие между учителем и учениками, а также непосредственно между самими детьми. Интерактивные методы обучения позволяют ученикам начальной школы не только получать знания, но и применять их на практике, развивать навыки коммуникации, сотрудничества, критического мышления. Данные методы могут использоваться в различных предметных областях и на разных этапах обучения. Они помогают сделать учебный процесс более интересным и эффективным, способствуют лучшему усвоению материала и развитию личности ученика.
3. Описывая возрастные особенности развития познавательных УУД у младших школьников, пришли к выводу, что, кроме указанных выше, можно выделить еще и умение работать с информацией, планировать свою деятельность, взаимодействовать в команде как важные элементы этого процесса.
16
Заключение (2)
4. Подбор методик («Простые аналогии», «Исключение понятий» и проверочной работы, состоящей из пяти задач) для выявления исходного уровня развития познавательных универсальных учебных действий у учеников 3 класса, позволил выявить средне-низкие показатели в целом у экспериментальной группы детей, что свидетельствует о недостаточном педагогическом влиянии на изучаемый показатель.
5. Разработка и реализация в практической деятельности организационно-методического обеспечения применения интерактивных методов обучения как средства развития УУД, включала в себя:
- работу с логическими задачами, головоломками и загадками;
- решение математических кроссвордов;
- включение элементов дискуссии в уроки математики;
- настольные игры с занимательным содержанием («Математическое лото», «Математические кости», «Математические кубики» и др.);
- организация и проведение во внеурочной деятельности викторины;
- проектная деятельность, которая состояла из краткосрочных проектов «Математика в нашей жизни» и «Задачки с подвохом» к 1 апреля;
- подбор программного обеспечения и онлайн-ресурсов, которое может быть использовано для создания интерактивных математических заданий и игр.
Анализ результатов повторной диагностики уровня развития познавательных УУД подтвердил эффективность предложенного инструментария, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу, о том, что применение интерактивных методов обучения позволит интенсифицировать процесс развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.